erid:
Матчи «Рубина» с Бердыевым вновь подтвердили тезис о том, что он едва ли не лучший в России по части тактики. Александр Дорский специально для «БИЗНЕС Online» рассказывает о том, как менялись игровые предпочтения главного тренера за последние 10 лет. Во второй части двухсерийного проекта речь идет о перестройке «Рубина» под европейский футбол и ростовских конспектах тренера.
Серьезные изменения в стиле «Рубина» начали происходить еще по ходу 2010 года – «бронзу» того сезона можно считать концом золотой эпохи казанцев. «Даже когда в начале года я говорил, что мы переходим на новую систему игры, я объяснял, зачем я это делаю – для Европы. Наши руководители хотят показать Казань Европе, они не хотят довольствоваться чемпионатом России. Я им объяснил, что с тем футболом, который был, нужно расставаться. Но и предупредил, что будут сложные, волнообразные периоды, где нужно мириться. Пока понимание есть. Вокруг «Рубина» идет шум – убрали того, другого. Но внутри «Рубина» все спокойно», – говорил Бердыев.
В переходный сезон 2011/12 «Рубин» вступил уже совсем другим.
СЕЗОНЫ 2011/12 – 2013/14: ПОИСК СЕБЯ И РАССТАВАНИЕ С КАЗАНЬЮ
В первой половине сезона 2011/12 Бердыев не мог найти оптимальную схему, периодически используя то 5-2-2-1, то 4-3-3. Пожалуй, 4-3-3 лучше всего подходили казанцам во второй половине 2011 года, когда в «Рубин» уже успел приехать Роман Ерёменко, а Кристиан Нобоа еще не успел уехать в «Динамо». Связка Еременко и Нобоа с Бибрасом Натхо стала одной из лучших в премьер-лиге, находившись на одном уровне с зенитовским трио Игорь Денисов - Константин Зырянов - Роман Широков. «У нас подобралась очень хорошая средняя линия. Все «игровики», у всех хорошая культура паса. Так мы можем развиваться», – признавался Бердыев.
В центре поля и в обороне (41 пропущенный мяч за 44 игры – меньше было только у «Зенита») у «Рубина» все было в порядке, а поиск забивного форварда после ухода Александра Бухарова успехом увенчался только в сезоне 2012/13. В чемпионате 2011/12 «Рубин» забил не так мало (55, «Анжи» с Самуэлем Это’О отличился на один раз меньше), но от нападающих Бердыев явно ожидал большего. Нельсон Вальдес и Владимир Дядюн забили по 3 мяча – чаще отличались Алан Касаев (4), Нобоа и Сальваторе Боккетти (по 5), Гёкдениз Карадениз (6), Александр Рязанцев (7) и Натхо (9).
После зимнего ухода Нобоа Бердыев пробовал разные варианты (например, перемещение Рязанцева в центр, а Дядюна – на фланг атаки), но все они казались ситуативными и ничего хорошего для «Рубина» не принесли.
Натхо в сезоне 2011/12 по-настоящему раскрылся (10 голевых передач), но из 9 мячей 6 израильтянин забил с пенальти. Хорошая реализация стандартов позволила «Рубину» до конца чемпионата бороться за попадание в еврокубки, но выше 6-го места казанцы подняться не смогли. Помог Кубок России – в финале команда Бердыева переиграла «Динамо» (1:0, Ерёменко).
По ходу сезона 2011/12 использовалась и расстановка с тремя центральными защитниками. Например, так «Рубин» играл в гостях против ЦСКА и «Зенита», а также во втором тайме домашней игры с «Динамо». Результат получился средним: поражение от армейцев - 0:2, ничья с питерцами - 2:2, победа над динамовцами - 3:0. С пятью игроками обороны «Рубин» провел и всю квалификацию Лиги чемпионов. Для выхода в групповой этап не хватило совсем чуть-чуть, но кадровые проблемы казанцев заставляли схватиться за голову.
Летом 2012-го в Казань приехали Саломон Рондон и Пабло Орбаис, ставшие важными игроками для «Рубина-2012/13. Венесуэлец в дебютном сезоне забил не очень много (7, столько же – Дядюн), но это все равно был нападающий совершенно иного уровня в сравнении с тем, кто был у Бердыева после ухода Бухарова. Орбаис на год занял позицию опорника, дав возможность Натхо чаще подключаться вперед.
Лучшие ассистенты у команды Бердыева, несмотря на окончательный и полный переход на 4-3-3, не поменялись. Карадениз, Натхо и Рязанцев в сезоне 2012/13 отдали по 5 голевых передач, добавив к ним 14 голов на троих (5 – Натхо – с пенальти).
По итогам чемпионата 2012/13 «Рубин» вновь стал одной из самых малопропускающих команд лиги (27 мячей, меньше – у ЦСКА и «Зенита»), но из-за повреждений и нестабильной игры линия обороны довольно часто менялась. В этом смысле ко двору пришелся Иван Маркано, который органично смотрелся как в центре защиты, так и на левом фланге, где испанец иногда подменял Кристиана Ансалди.
20 декабря Бердыев был уволен из «Рубина». Очевидно, что на такой исход повлияли далеко не только чисто футбольные дела, но и с ними у казанцев было так себе: 11-е место к зимнему перерыву с девятью ничьими в 19 матчах.
Так закончилась эпоха.
Как играли другие: в начале десятых крайне модной была формация 4-2-3-1. С разными вариациями ее использовали «Зенит», «Спартак», «Динамо», «Кубань» и «Локомотив». ЦСКА, в разное время имея в составе Ахмеда Мусу, Сейду Думбия и Вагнера Лава, почти всегда играл с двумя форвардами при активной поддержке тройки Алан Дзагоев – Кейсуке Хонда – Зоран Тошич. При этом до появления в составе армейцев Марио Фернандеса (перед сезоном 2012/13) крайние защитники у Леонида Слуцкого вперед практически не подключались.
СЕЗОНЫ 2014/15 – 2016/17: МУЖИКИ ИЗ «РОСТОВА»
Без работы Бердыев и его команда оставались ровно год. В декабре 2014-го Бердыев, Виталий Кафанов, Иван Данильянц, Александр Мацюра, Якуб Уразсахатов и Владимир Кулаев стали тренерами «Ростова».
Когда Бердыев возглавил «Ростов», ростовчане плелись на последнем месте в турнирной таблице. В начале весны положение вроде бы удалось подправить (пять матчей без поражений подряд), но затем последовала серия из трех поражений и домашней ничьей с «Анжи». Как итог – стыковые матчи против «Тосно».
Сразу после прихода в «Ростов» Бердыев перешел на схему с пятью защитниками. В такой системе раскрылся никому до этого неизвестный Иван Новосельцев, резко прибавил Баштуш, Тимофей Калачёв успевал отрабатывать на обеих половинах поля. Игра ростовчан была достаточно простой – заброс от Калачёва на высокого нападающего или расчет на индивидуальные действия Каку Канга в середине поля. Для сохранения прописки в премьер-лиге это хватило, а в ответной стыковой игре с «Тосно» еще и Виталий Дьяков оформил хет-трик.
К следующему сезону Бердыев не поменял схему, но пригласил в Ростов гораздо более качественных исполнителей. Ростовчанами стали Цезарь Навас и Нобоа, удалось арендовать Павла Могилевца и Сердара Азмуна (продление аренды). Были, как казалось, и две существенные потери – Стипе Плетикоса и Дьяков, но тренерскому штабу быстро удалось заменить прошлогодних лидеров.
Удивительно, но при том, что в серебряном сезоне «Ростов» пропустил меньше всех (20), по качеству обороны команда Бердыева стала лишь четвертой (25,16 xGA без учета пенальти – хуже «Локомотива», «Зенита» и ЦСКА). В атаке же ростовчане забили больше, чем ожидалось (41 гол при 35,40 xG без учета пенальти).
Принципы игры «Ростова» в сезоне 2015/16 были четко понятны: длинные передачи (79,8 в среднем за матч – больше всех в премьер-лиге), удачная борьба на втором этаже (16,5 выигранных верховых единоборств за игру – больше только у «Мордовии», «Уфы» и «Кубани»), внешняя простота действий в обороне (23,2 выноса за матч – третий показатель в лиге) и разящие контратаки. Совершенно по-новому раскрылся Дмитрий Полоз, который в первом сезоне Бердыева в «Ростове» преимущественно выходил за три-пять минут до конца. Зимой удалось расширить обойму – из «Терека» выписали Фёдора Кудряшова, из «Урала» – Александра Ерохина. Ерохин полноценным игроком старта в сезоне 2015/16 стать не успел, но его мяч с почти нулевого угла в ворота «Зенита» до сих пор вспоминают и в Ростове, и в Питере.
Александр Гацкан, которого Бердыев не видел в составе «Рубина» еще в 2008 году, превратился в одного из главных опорников чемпионата и настоящим капитаном. В сезоне 2015/16 молдованин совершил 75 отборов – 5-й результат в лиге. Хорош был и другой экс-рубиновец – Навас. Испанский защитник выиграл 88 верховых единоборств (из 121) – это 3-й показатель в премьер-лиге-2015/16.
После сенсационного второго места «Ростов» покинули Новосельцев и Баштуш, вернулся в «Зенит» Могилевец, но команда Бердыева стала еще сильнее. Миха Мевля заиграл так, что о предыдущих центральных защитниках все очень быстро забыли, на удивление здорово до серьезной травмы выглядел и Владимир Гранат. По xGA в сезоне 16/17 «Ростов» сильно прибавил по сравнению с серебряным годом – 19,62 при 18 пропущенных мячах. Почти не пропускал не только Сослан Джанаев, но и Никита Медведев, который в середине сезона вынужденно занял место в воротах из-за травмы Джанаева, а затем установил рекордную сухую серию в истории российских чемпионатов.
Стилистически игра «Ростова» совсем не изменилась. Команда Бердыева владела мячом все те же 48% игрового времени, делала за матч 84,2 длинных передачи (на этот раз чаще забросы использовали ЦСКА и «Уфа»), редко для команды из верхней половины таблицы била по воротам (9,8 ударов за матч – 12-е место в лиге). Все также хороши были ростовские стандарты: Калачев два года подряд стал лучшим игроком лиги по качеству (xA) подач с угловых и штрафных.
Ближе к концу сезона стал сдавать Нобоа, из-за чего в нескольких матчах Бердыев даже менял его местами с Ерохиным. Бухаров провел классную вторую половину сезона, забив весной 5 мячей в чемпионате (плюс гол в ворота «Манчестер Юнайтед» в Лиге Европы) и заслужив вызов в сборную на Кубок конфедераций.
Как играли другие: впервые за карьеру Бердыев стал трендсеттером российского футбола. Схему с тремя центральными защитниками забрали себе почти все – в сезоне 2016/17 12 команд лиги хотя бы в двух матчах использовали эту расстановку. Из-за сверхоборонительных моделей игры средняя результативность чемпионата упала до рекордно низкого уровня (2,08 гола за матч), а с сезона 2015/16 результативность уменьшилась на 0,37 гола. Такого обвала в истории РФПЛ еще не случалось.
СЕЗОН 2017/18: ВОЗВРАЩЕНИЕ С РОСТОВСКИМИ КОНСПЕКТАМИ
Пока второе пришествие Бердыева в «Рубин» проходит без сюрпризов. Вместе с тренером из «Ростова» приехали Гранат и Кудряшов, вернулись в Казань Азмун и Навас. В первой части сезона оптимального варианта трио в обороне (Гранат – Навас – Рагнар Сигурдссон) мы еще не видели, но сомнений в том, что центр защиты казанцев будет выглядеть именно так, нет. Впрочем, и в не лучших сочетаниях команда Бердыева на фоне соперников смотрелась достойно – по xGA «Рубин» пока третий.
Ставка на длинные передачи – вновь с «Рубином». Если в прошлом сезоне казанцы были восьмой командой лиги по средней длине передач (19,3 метра), в этом – вторая (20,2). «Барселоной» и не пахнет.
После восьми туров «Ростов» забил 4 мяча после розыгрышей стандартов – лучший результат лиги вместе с «Локомотивом». Где-то мы это уже видели, неправда ли?
«Рубин» 2017/18 на дистанции – апгрейд бердыевского «Ростова». Завлечь казанского зрителя за счет попыток комбинационного футбола в начале 10-х годов Бердыеву не удалось. Теперь главное – результат.