erid:
Грузинский тренер по силовому катанию Бессарион Цинцадзе провёл в Казани полноценный тренировочный лагерь для детей по приглашению академии хоккея «Ак Барс». В своё время он успел поработать с Сидни Кросби, Евгением Малкиным и получить два перстня победителя Кубка Стэнли. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал, почему важно правильно шнуровать коньки и для чего он катается по семь часов в день.
«МНЕ ПОВЕЗЛО, ЧТО Я РАБОТАЛ С КРОСБИ, ДЮШЕНОМ И ТОРНТОНОМ»
– Бесо, вы второй раз в Казани, на этот раз приехали по приглашению академии хоккея «Ак Барс». Какие у вас впечатления?
– Мне приятно работать с местными детьми. Я вижу, что они прибавляют в навыках и развитии. Понятно, что сразу всё не получится, но я рад, что у детей есть прогресс. Академия хоккея привозит профессионалов, которые обучают детей. Знаю, что у вас в Татарстане много хороших специалистов, но и им нужно постоянно развиваться, потому что хоккей меняется, техника – тоже. Взять, например, канадский хоккей – он очень быстрый. В КХЛ, как и в НХЛ, скоро поменяется стиль игры, потому что скорость и ловкость – важнейшие элементы в наши дни. Именно на это сейчас нужно делать акцент, чтобы в 16 - 17 лет дети были готовы к такому хоккею.
– Когда вы приезжали в прошлом году, академии хоккея ещё не было...
– Да, меня приглашала федерация хоккея Казани, а на этот раз – академия. Я вижу, что в Татарстане развивается хоккей, республика хочет, чтобы проявлялось как можно больше своих воспитанников. Академия хоккея в этом принимает прямое участие – проводит мастер-классы для тренеров, привозит специалистов для детей.
– Что вам не нравится в катании российских детей?
– Я обожаю детей, не могу сказать, что мне что-то не нравится. Проблемы, конечно, есть, но это можно исправить.
– Далеко не все тренеры сами хорошо катались...
– Согласен, поэтому нужно над своим развитием работать. Посмотрите на хоккей – там сейчас очень быстрый темп, чтобы его добиться, нужно держать правильный баланс на льду. Мне вот повезло, что я поработал с первой пятеркой сборной Канады: Бредом Маршандом, Патрисом Бержероном, Джоном Торнтоном, Сидни Кросби и Мэттом Дюшеном. Это лучшие хоккеисты Канады, я стараюсь у них что-то брать и отдавать детям. Мне хочется открывать новое поколение таких же звезд, но многим тренерам это неинтересно.
«МАЛКИН – БОЛЬШОЙ, НО У НЕГО ПРЕКРАСНОЕ КАТАНИЕ»
– В НХЛ игрока могут не подписать только из-за того, что он плохо катается. Но как профессиональный хоккеист может плохо кататься?
– Может быть такое, что катание хоккеиста неэффективное.
– Что именно может быть не так? Постановка ноги, толчок?
– Конечно. Игрок может медленно передвигаться, медленно тормозить, упор лезвием делать не под тем углом. Посмотрите на Кросби и Малкина – эти два парня сделали огромную революцию в хоккее именно в катании, я рад, что был частью этого. До сих пор Сид просит у меня: «Бесо, придумай какое-нибудь упражнение на катание». Он постоянно хочет развиваться, быть быстрее остальных. Но уже подрастает другое поколение – Коннор Макдэвид вообще на другом уровне, у него мощнее ноги, больше шаг, сильнее толчок. Идёт новое поколение, старый хоккей уже не поможет на льду. Это как автомобиль – постоянно выходит новая модель и мы, тренеры, должны за этим следить, чтобы развивать детей.
Фото: «БИЗНЕС Online» |
– В КХЛ есть много игроков, которые не сгибают колени. Их называют «лыжниками»...
– Да, я знаю об этом. Это неправильно, в таком случае ты тратишь огромное количество энергии. Секрет в том, чтобы тратить мало энергии, но не терять скорость. Вот этим секретам я могу научить тренеров и детей. Мне 50 лет, но я по семь часов в день катаюсь, около шести раз в год я катаюсь в горах на уровне трёх тысяч метров и не устаю, потому что делаю это правильно. Я должен быть примером для игроков, показывать, что катаюсь не хуже. Великое поколение ветеранов – Игинла, Торнтон, Ягр всегда твердили, что не имеют права становиться старыми, они не хотят проигрывать.
– Часто ли люди задают вопрос: «Чему меня может научить грузин, который никогда не играл в хоккей»?
– Если только в России. Но сейчас уже никого не волнует грузин ты или нет. Такого грузина больше нет в мире – ни в Канаде, ни в России. Я не хвалю себя, но я знаю, что про меня говорят люди. Взять, например, поколение игроков 1997 года – это год Макдэвида, мы вырастили этих детей в Торонто. Я работал с Макдэвидом, еще 7 - 8 человек его возраста играют в НХЛ. Да, бывает, кто-то говорит: «Что нам даст этот грузин?». Но, во-первых, этот грузин вырос в Москве. Великий Тарасов приезжал в Грузию, учил нас и заставил полюбить хоккей. Я был маленького роста, поэтому меня отдали в фигурное катание, я тренировался у великих тренеров – Тарасова, Чайковской, Арутюняна, который сейчас считается одним из лучших в мире. Я работал и с олимпийскими чемпионами, и с обладателями Кубка Стэнли. За спиной можно говорить что угодно.
– Вы говорили, что работали с Малкиным. У него не было проблем с катанием из-за высокого роста?
– У него прекрасное катание. Да, он мощный, но если ты правильно направишь его, то габариты будут только плюсом. В Швейцарии ко мне приезжали ребята из Торонто: там есть мальчик, который с девяти лет тренируется у меня. Ему сейчас 16 – его рост почти два метра, но «Детройт» положил на него глаз, потому что при своих габаритах он катается не хуже Кросби. У всех разное тело, поэтому важно уже с детства правильно научить детей кататься.
– Вы были на церемонии открытия чемпионата мира в Москве. Как вы туда попали?
– Да, катался с ребятами перед матчем. Знаете, у меня очень много друзей в хоккее и фигурном катании. Татьяна Навка – моя подруга, Авербух – мой близкий друг, Антон Сихарулидзе – тоже. Мы все одного поколения, вместе выросли. Илья говорил мне, что он никогда не видел, чтобы человек так хорошо катался и на фигурных коньках, и на хоккейных, вы ведь понимаете, что это большая разница, - техника катания совсем разная. Так вот, Аверхбух пригласил меня, а я как раз был в России на тренировочных сборах. Взял с собой детей – для них это было как чудо света.
«НЕ МОЖЕШЬ ТОРМОЗИТЬ ИЗ-ЗА БОЛЬНЫХ КОЛЕНЕЙ – ИДИ НА ПЕНСИЮ»
Фото: «БИЗНЕС Online» |
– В КХЛ есть игроки, у которых проблемы с коленями. Вместо того, чтобы тормозить, они поворачивают только «улитками»?
– Нет, конечно. Хоккеист должен тормозить, «взрываться» и вообще быть на льду как рыба в воде. Нельзя уметь ускоряться, но не уметь тормозить. Некоторые защитники говорят: «Мне не надо ускоряться, я не езжу по прямой». Но как не надо? Сказал бы он такое Тарасову – голову оторвали бы.
– А если человек действительно не может тормозить из-за больных коленей?
– Тогда ему надо уходить на пенсию. В НХЛ скажешь, что у тебя больные колени, – тут же уберут. Хоккей – это бизнес, если ты зарабатываешь миллионы, то делай свою работу правильно.
– Вы рассказывали, что коньки нужно по-особому завязывать. Это как?
– У меня огромная жизненная практика: я сидел в раздевалке с Павлом Дацюком, Кросби и многими остальными – наблюдал за ними, смотрел, как они надевают экипировку. Если ты до конца завязываешь коньки, то они помогают тебе, ты не тратишь много сил. Чуть-чуть надавил на пятку – и тебя как рогаткой выбросило. А если нога у тебя болтается в коньке, ходит сама по себе, что ты покажешь на льду?
– Голеностоп нужно полностью шнуровать?
– Обязательно. Шнуровка – это очень важно, от этого зависит, насколько ты эффективен на льду. Нельзя, чтобы нога болталась. Многие ещё язычок конька выпускают, но правильнее заправлять его под щиток. Во-первых, защиты больше, а во-вторых, нога становится жёсткая, и импульс от колена идёт сильнее.
«В «АК БАРСЕ» ЗНАЮ МАЛЫХИНА»
– Кто в мире сейчас катается лучше всех?
– Для меня – Кросби. Он очень эрудирован на тему катания, всё об этом знает. Иногда мне кажется, что он – машина, которая целый день на льду. Сейчас он научился немного расслабляться, может себе это позволить, потому что выиграл уже всё. Я вижу Кросби следующим хозяином «Питтсбурга», вместе с Марио Лемье, всё к этому идёт. Он – лицо Канады и всего хоккея.
– Говорят, что талант Кросби на 90 процентов состоит из работы...
– Повторюсь, он машина. Когда в Питтсбурге построили новую арену, шутили, что возле заливочной машины нужна небольшая комната, чтобы Кросби мог там спать и не уходить домой. Честно говоря, я тоже мечтаю, чтобы у меня была квартира на льду.
– Из русских игроков в КХЛ вы слышали о ком-нибудь?
– Мне нравится Ковальчук. Это старая школа хоккея.
– У него, кстати, язычок коньков торчит...
– Потому что у него индивидуальные коньки, делали специально для него, и надо понимать, что у хоккеистов за 30 есть привычки. Но дети смотрят и тоже так хотят, вытаскивают язычок, не понимая, что конёк совсем другой.
Фото: «БИЗНЕС Online» |
– Вы сейчас по-прежнему работаете в «Давосе»?
– Да, у меня с ними большой контракт. Но сейчас поеду в Новогорск готовить женскую сборную России к Олимпиаде. В своё время я работал с девочками из Швейцарии, Канады, теперь вот позвали вашу команду тренировать. Меня еще называют удачливым, потому что куда я ни приду, везде выигрываю кубки с командами.
– В «Ак Барс» еще не звали? Там давно Кубка не было...
– В «Ак Барсе» я знаю только Малыхина. Позовут или не позовут – это от тренера зависит. Если он хочет побеждать, то сделает всё для этого. В «Питтсбург» меня в своё время позвал Мишель Террьен, с которым я работал в АХЛ. Он сказал, что я ему нужен.
– Откуда вы знаете Малыхина?
– Я в Екатеринбурге уже девять лет провожу сборы, много с кем уже познакомился. Ко мне туда и Евгений Кузнецов приезжал.
– Говорят, что Фёдор – медленный?
– Возможно. Но я знаком с ним через его супругу. Лично с ним не работал.
– Вы наверняка знаете о новичке «Ак Барса» Андрее Маркове, который 16 лет отыграл в Канаде...
– Да, это старая школа, её представители готовы много работать, чтобы дольше оставаться в хоккее. Но многое зависит от тренеров. Есть тренеры, которые недолюбливают русских. В «Монреале» в прошлом году были Марков, Алексей Емелин, Александр Радулов, а сейчас остался один Алекс Гальченюк, и то он за сборную США работает. Это странно, Гальчи тоже боялся, что его обменяют, но всё же подписал новый контракт.
Досье «БИЗНЕС Online»
Бесарион ЦИНЦАДЗЕ
Дата рождения: 15 января 1969 года
Место рождения: Тбилиси (Грузия).
Карьера тренера: Питтсбург (НХЛ) – 2005 – 2010; Бостон (НХЛ) – 2011 – 2013; Давос (Швейцария) – с 2014 года.
Достижения в качестве тренера: Кубок Стэнли (2009, 2011), чемпион Швейцарии (2015)