erid:
Сегодня ровно год с того момента, как на улице Четаева в Казани сгорела машина руководителя спортивной редакции «БИЗНЕС Online» Айрата Шамилова, которому до этого поступали угрозы. За это время следствие проделало огромную работу и вышло на след вероятного преступника. К сожалению, сегодня этот человек, по всей видимости, как ни в чем не бывало, собирается насладиться футболом на матче «Рубина». Дело приостановлено и передано в прокуратуру.
«ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ЭТО ДЕЛАЮТ, – ПРЕСТУПНИКИ!»
Ночью 26 августа 2016 года Hyundai Solaris журналиста «БИЗНЕС Online» Айрата Шамилова загорелся на стоянке, которой он пользовался уже два года. Эксперты МВД назвали поджог единственной возможной причиной, исключив версию короткого замыкания: электрика машины работала до тех пор, пока не сгорел весь моторный отсек. Сожжённый автомобиль не подлежал восстановлению. Комиссия оценила ущерб, нанесённый Шамилову, в 500 тыс рублей. Айрат не успел оформить страховку – только внёс предоплату по КАСКО, так что в результате на нем ещё и остался кредит почти в 350 тыс рублей.
Уголовное дело завели немедленно, а президент РТ Рустам Минниханов выступил с развёрнутым комментарием. «Мы этот вопрос возьмём на контроль, – заявил Минниханов. – Так не пойдёт, в любом случае. Если ты не согласен с публикацией, которая касается твоей чести и достоинства, обращайся в суд, мы живём в правовом государстве, ну что это такое? Это преступление! Люди, которые это делают, – преступники! (...) Такого допускать нельзя. Мир, согласие, стабильность – залог процветания республики. Поэтому этот вопрос будет поставлен на контроль».
Дело получило широкий резонанс, в том числе в федеральных СМИ. Незадолго до поджога журналист получал анонимные угрозы – было ясно, что речь идет не о каком-то бытовом конфликте, а о мести за публикации. Такие преступления во всем мире всегда воспринимаются как атака на весь цех, на свободу слова. Если малейшие попытки запугать журналистов оставлять безнаказанными, все понимают, чем это может закончиться – общество останется без независимой прессы.
Следствие с самого начало подозревало представителей фанатского сообщество Казани. Сам же Шамилов ещё в день поджога называл имя футбольного болельщика Азамата Садыкова. Эта версия впоследствии стала основной и единственной.
ЗНАКОМЬТЕСЬ, ASSHOLE87
16 июня 2016 года под авторством Шамилова вышел текст «Казанский «авиатор»: сборную России подставил болельщик «Рубина». Напомним, что УЕФА во время чемпионата Европы наложил условную дисквалификацию на сборную России после беспорядков с участием болельщиков. Любые нарушения с российской стороны в матче со Словакией грозили отстранением сборной от соревнований – совсем некстати перед домашним чемпионатом мира-2018. Единственным человеком, которого эти соображения не остановили, оказался Садыков. Во время игры он поджёг шашку и, будто специально стремясь опорочить Казань на весь мир, надел футболку одного из фан-клубов столицы Татарстана «ДСО «Авиатор».
«Садыков не скрывал лица, использовав только популярную в среде футбольных ультрас панамку, – отметил Шамилов в тексте. – Понимая, что стадион забит камерами, а файер лишь у него одного, Садыков не попытался скрыть свою личность, хотя и прекрасно понимал, чем ему может грозить подобное поведение, а значит, как опытный фанат готов и нести ответственность за свой поступок».
К моменту публикации Азамат был сотрудником «Рубина». Какое-то время советник президента клуба по маркетингу Иван Мешков выступал в защиту Садыкова. Но тем не менее после небольшой паузы в клубе приняли решение его уволить. Сразу после этого в адрес Шамилова начали поступать угрозы. Журналисту приходили смс-сообщения следующего содержания (орфография сохранена): «Ты либо тупой, либо о семье совсем не думаешь», «Всё будет, всё получишь, мразь», «Поздравляем! Ты выйграл купон на весёлую жизнь. Теперь ходи и оглядывайся».
Дальше была взломана страница Айрата в инстаграме и его электронная почта в сервисе Google. Анонимы прокомментировали свои действия словами: «Это только начало». Позднее злоумышленники получили доступ к твиттеру спортивной редакции «БИЗНЕС Online»: был запущен примитивный, но действенный механизм, по которому всех подписчиков перевели в чёрный список и отписали от страницы. По этим фактам Шамилов написал заявления в полицию, но авторов угроз так и не нашли. Уголовное дело по их факту даже не было заведено, хотя все проблемы можно было уничтожить в зародыше.
При этом расследование не было бы сложным. Сам Шамилов обнаружил много интересного, когда зашёл в настройки своего браузера и посмотрел данные автозаполнения. Как выяснилось, его аккаунтом пользовался тезка пиромана с матча Россия - Словакия – некто под именем Азамат Садыков, проживающий на улице Четаева, в доме №11. Кроме того, вход был произведён с мобильного устройства Huawei Honor 4C. Такой же телефон есть у Азамата – в ночь преступления 26 августа этот телефон в первом часу ночи выключили, а в пять утра включили. Совпадение?
Также Шамилов с удивлением обнаружил, что авторизирован на сайте favoritmarket.com – ресурсе для коллекционеров футбольных значков, постеров и программок. Пользователь Азамат Садыков Айратович под логином asshole87 («засранец87») продавал вещи, связанные с «Рубином» (например, билеты на домашний матч с «Ливерпулем» и программки за 2017 год), а в качестве банковских реквизитов указал данные карты некой Алсу Садыковой Хакимулловной – тезки матери футбольного фаната.
В дальнейшем Садыков заявил следствию, что доступ к его телефону Huawei Honor 4C имелся сразу у нескольких людей в офисе на «Казань Арене» – сотрудников «Рубина» и компании Sellout Sport System, занимавшейся маркетингом клуба в сезоне 2016/17. Азамат, хотя и никогда официально не работал в компании Мешкова, но тесно сотрудничал с ней. Известно, что Садыков готовил часть клубных перфомансов – в том числе на матч с «Ливерпулем», который курировал Мешков. После этого заявления следователям пришлось провести в офисе Sellout обыск.
«МИРНЫЙ ХУЛИГАН» ОТ ПОЛИГРАФА ОТКАЗАЛСЯ
Всего после поджога были проведены обыски у двух десятков футбольных болельщиков. Большинство из них согласилось пройти проверку на детекторе лжи. Результаты обычно не используются в суде, но могут дать полезную информацию для следствия. Отметим, что проверку прошёл Дмитрий Хрисанов, который тоже находился во время Евро в Марселе, работал в «Рубине» как специалист по работе с болельщиками и также был уволен из клуба после публикации. Детектор показал, что к поджогу машины он не причастен.
Дмитрий Хрисанов (крайний справа) | |
Садыков – как и его мать – наотрез отказались проходить проверку на полиграфе. Они утверждают, что в ночь 26 августа находились у себя дома. Однако в три-четыре часа ночи камеры видеонаблюдения запечатлели человека пропорций Азамата и в одежде, в которой ранее был замечен фанат, рядом с одним из цветочных магазинов на улице Четаева. По иронии судьбы, Садыков и Шамилов живут на одной улице полуторамиллионной Казани.
Следствие получило ордер на обыск в квартире одного из друзей Азамата - тоже футбольного фаната. Но дверь им открыли после большой паузы, когда хозяина квартиры дома уже не было. Выяснилось, что друг скрылся, улетев в Грецию транзитом через Беларусь, – сейчас он планирует, по версии следователей, получить гражданство Греции. Позже на Эллинские острова отправился и сам Садыков. Там он провёл несколько месяцев, а в Россию вернулся совсем недавно. Клубное телевидение «Рубина» запечатлело его на матче с «Локомотивом» 9 августа: он поддерживал казанскую команду в синей футболке с надписью Peaceful Hooligan – «Мирный хулиган». Ранее Азамат, по нашим сведениям, пытался устроиться стюардом в «Аэрофлот» и переехать из Казани в Москву или Санкт-Петербург, но попытки оказались неудачными.
Тимур Беляков | |
Фото: Inkazan |
«ТЫ БОЛЬШЕ ПРИОБРЁЛ, ЧЕМ ПОТЕРЯЛ»
Заметим, что интересы Азамата представляет адвокат, депутат Казгордумы от партии ЛДПР Тимур Беляков. Болельщикам он известен тем, что работал и продолжает работать диктором стадиона на матчах «Рубина». К слову, по закону адвокатам, помимо основного направления работы, разрешено заниматься лишь научной и педагогической деятельностью. Видимо, клуб и диктор как-то по-особенному оформляют свои взаимоотношения.
Неизвестно, сколько людей пользуется телефоном Белякова, но именно с его номера Шамилову поступили сообщения следующего содержания (орфография сохранена): «Я же тебе сразу сказал, что ты не прав со своей статьёй. Точнее со взглядом на журналистику. Поэтому я и взял это дело. Без обид. От этого поджега ты больше приобрёл, чем потерял».
По ходу следствия Шамилов, в свою очередь, взаимодействовал с Казанским правозащитным центром и адвокатом Рушаной Камаловой. Сотрудничество велось на безвозмездной основе. Камалова отмечает, что полиция могла предотвратить поджог, если бы своевременно отреагировала на заявления журналиста.
«Необходимо отметить, что совершение преступления в отношении журналиста можно было предотвратить. Получив многочисленные угрозы, Айрат Шамилов обращался по этому поводу в отдел полиции «Япеева», но безрезультатно. Считаем, что доследственная проверка по факту получения Шамиловым угроз была проведена формально. У сотрудников ОП «Япеева» была достоверная информация о получении журналистом угроз, которые явно были связаны с осуществлением им его профессиональной деятельности. Причём это были угрозы не только о повреждении имущества. Их можно было также воспринимать как прямую угрозу безопасности самого журналиста и его семьи. К сожалению, должной своевременной и адекватной реакции со стороны работников ОП «Япеева», необходимой для предотвращения преступления, не последовало, что во многом и привело к нынешней ситуации по данному уголовному делу», – дает оценку юрист, замечая, что потеря автомобиля – это ещё наименьшее зло из возможных.
«Хорошо еще, что в данном случае не случилось более страшной трагедии – такой как нанесение увечий или даже убийства журналиста в связи с осуществлением им его профессиональной деятельности, – добавляет адвокат. – К сожалению, подобное нередко случается в российских реалиях».
ДЕЛО МОЖЕТ ВОЗОБНОВИТЬ ПРОКУРАТУРА
В настоящее время уголовное дело приостановлено. «Совокупность имеющихся сведений свидетельствует о том, что Садыков А.А., возможно, причастен к поджогу автомашины Шамилова А.З., однако прямых доказательств, подтверждающих его вину в совершении данного преступления, предварительным следствием добыто не было», – написано в постановлении о приостановлении дела от 26 декабря за подписью следователя Айрата Гиниятуллина. Теперь возобновить следствие может только прокуратура РТ, куда и передано дело.
Сам Шамилов говорит, что во время следствия сотрудники полиции делали всё возможное, но поджигатель очень хорошо подготовился к преступлению, заранее зачистив все возможные следы своего поступка. «Стоит отдать должное следователю, который ведёт дело, – отметил журналист. – Было заметно, что полицейский настроен на раскрытие преступления. Вообще в полиции говорят, что у них нет никаких сомнений в личности преступника, но доказательной базы недостаточно, чтобы предъявить обвинение и довести дело до суда».
Будучи заядлым автомобилистом, Шамилов весь этот год передвигался на общественном транспорте и такси. Но он ни о чем не жалеет: «Наша профессия – это риск, которым мы платим за возможность рассказывать людям правду».
***
Из этой публикации видно, какую огромную работу проделали следователи МВД по РТ. Редакция «БИЗНЕС Online» выражает глубокую благодарность им, а также местному отделению ФСБ, которое также сопровождает дело с первых дней. Понятно, что свою роль играло и то, что дело на контроле у президента Татарстана. Однако мы хотели бы ещё раз обратиться к руководству Татарстана, генералам Артему Хохорину и Илдусу Нафикову: пожалуйста, проявите последовательность и доведите дело до логического конца. Преступления против СМИ и их работников на почве профессиональной деятельности по своей сути ничем не отличаются от актов терроризма. И в том и в другом случае цель – запугать общество. При этом безнаказанность порождает рецедив. Нерасследованные угрозы привели к поджогу машины. И если завтра кого-то из журналистов в Татарстане, не дай Бог, убьют, все вспомнят недораскрытый поджог.
Больше всего в этой истории заставляет задуматься позиция некоторой части футбольного сообщества. Многие признают, что у них нет сомнений в том, кто совершил преступление. Но этот человек и его пособники не становятся изгоями – им пожимают руки, их покрывают, оправдывают. Но пока фанаты и «Рубин» не научатся сами ставить на место «паршивых овец», вся надежда будет оставаться только на правоохранительные органы.