erid:
Александр Дорский сравнивает Сергея Рыжикова и Сослана Джанаева.
Этим летом Сергей Рыжиков впервые за девять лет в «Рубине» столкнулся с серьезной конкуренцией – в Казань вместе с тренерским штабом Курбана Бердыева переехал Сослан Джанаев. Вторую часть прошлого сезона Джанаев пропустил из-за травмы, но во вторник голкипер начал занятия в общей группе.
В воскресенье Рыжиков допустил первую грубую ошибку в чемпионате страны, «подарив» гол хабаровскому СКА.
«Сергей на протяжении последних десяти лет – один из лучших голкиперов в России, поэтому мне самому придется у него чему-то научиться. Будет здоровая конкуренция: место одно – вратарь один, поэтому мы будем работать на тренировках. Время покажет и расставит всё по местам», – говорит Джанаев.
Должен ли Бердыев менять основного голкипера? Кто из вратарей больше подходит под нынешний стиль «Рубина»?
КАК ОЦЕНИВАЮТСЯ ВРАТАРИ?
Наряду с позицией центрального защитника, голкипер – одно из самых сложных амплуа для оценки в современном футболе. Ведущим исследователем вратарей на сегодня считается глава отдела аналитики World in Motion Сэм Джексон, на материалы которого обращают внимание и в тренерских штабах АПЛ и чемпионшипа. Пару лет назад Джексон выделил пять компонентов, по которым нужно оценивать голкиперов:
1. Отражение ударов. Оценка качества (может ли вратарь отбивать то, что не отбивают другие) и стиля вратаря (забирает ли вратарь мяч намертво или отбивает его).
2. Игра на выходах. Образцом вратаря считается голкипер, часто покидающий линию ворот при кроссах в его штрафную и при этом имеющий высокий процент успешных выходов.
3. Игра ногами. Этот компонент зависит от стиля игры всей команды. Пример на российских реалиях: в «Спартаке» Валерий Карпин требовал выходить из обороны в том числе через короткие передачи от Сергея Песьякова, а в «Уфе» сейчас Александр Беленов – второй игрок по количеству забросов на Сильвестра Игбоуна и Кехинде Фатаи.
4. Выходы за пределы штрафной для страховки защитников.
5. Количество результативных ошибок.
Сравним показатели Рыжикова и Джанаева за сезоны 2015/16 и 2016/17.
ОТРАЖЕНИЕ УДАРОВ
В России принято оценивать вратарей по количеству сэйвов. Это не совсем верный подход – по воротам команд из нижней части турнирной таблицы всегда наносится большее количество ударов, а у их голкиперов чаще возникают возможности проявить себя. Для того, чтобы иметь более наглядное представление о действия вратаря на линии, необходимо учитывать и общее количество ударов в створ, и их качество (xG2, высчитываемый из xG минус удары мимо ворот и заблокированные удары).
Джанаев пропустил вторую половину прошлого сезона из-за травмы, поэтому Сослан сыграл намного меньше бессменного вратаря «Рубина». По воротам Рыжикова было нанесено ударов в два раза больше, чем по воротам Джанаева. Существенна разница и в качестве ударов соперников «Рубина» и «Ростова»: в среднем удар в створ ворот Рыжикова по модели xG весил 0,14, а удар по воротам Джанаева – 0,10. Похожие цифры в прошлом сезоне были и у второго вратаря «Ростова» Никиты Медведева – его рекордная сухая серия в большей степени объясняется очень организованной обороны бывшей команды Бердыева, чем удачной игрой самого вратаря (хотя и у Медведева были суперматчи против ЦСКА и «Уфы»).
ИГРА НА ВЫХОДАХ
Три компонента, включающиеся в оценку: переход владения после выхода вратаря, вынос мяча кулаком, промах мимо мяча (или его неудачный прием). В число кроссов включены подачи с угловых.
Сразу в глаза бросается разница в стилях Рыжикова и Джанаева. Если Сергей предпочитает агрессивно выходить из ворот при подачах, то Сослан чаще всего остается на линии, а за верховые мячи борются полевые игроки. При наличии в составе Цезаря Наваса, Михи Мевли или Баштуша такая манера вратаря оправдана, однако сегодня в «Рубине» нет ни одного центрального защитника, за которого бы тренерский штаб мог быть уверен при верховых единоборствах. Если Джанаев завоюет место в старте в ближайшее время, скорее всего, ему придется несколько изменить стиль – помощь Руслану Камболову и Фёдору Кудряшову в борьбе с высокими форвардами соперников просто необходима.
По проценту успешных действий после выходов из ворот Рыжиков немного уступает Джанаеву, но в игре Сергея в этом компоненте наблюдается регресс. В сезоне 2015/16 удачно для «Рубина» заканчивались 94% выходов Рыжикова, в сезоне 2016/17 – всего 87% (хуже были только Дмитрий Арапов из «Урала», Александр Гутор из «Оренбурга» и Александр Фильцов, проведший прошлый год в тульском «Арсенале» на правах аренды).
ИГРА НОГАМИ
Конечно, Бердыев – далеко не Хосеп Гвардиола по части требований к вратарям и их участию в первой фазе атаки, но точность длинных передач для голкиперов команд Курбана Бекиевича все же имеет значение. И здесь и у Рыжикова, и у Джанаева не всё хорошо – например, в прошлом сезоне по точности длинных пасов нынешних вратарей «Рубина» обошли Артём Ребров, Юрий Лодыгин, Гильерме, Игорь Акинфеев и Станислав Крицюк.
Показательна разница в прошлогодних показателях Рыжикова и Джанаева: Сергея в среднем за матч при Хави Грасии отдавал 6,5 коротких передач, а Джанаев в «Ростове» – всего 3,5. В текущем сезоне Бердыев верен себе: в первых шести турах Рыжиков отдавал за 90 минут 3,7 коротких паса.
ВЫХОДЫ ЗА ПРЕДЕЛЫ ШТРАФНОЙ ДЛЯ СТРАХОВКИ ЗАЩИТНИКОВ
Пожалуй, самый спорный и сложный для оценки компонент. Раньше предлагалось считать число перехватов, сделанных вратарями, однако их число было слишком незначительным для глубоких выводов. Например, Мануэль Нойер, считающийся образцом голкипера новой формации, за прошлый сезон бундеслиги сделал всего 1 перехват. Рыжиков по этому показателю в РФПЛ при Грасии был лучшим – 5 перехватов.
Также предлагается считать количество подборов ничейных мячей. Такой вариант тоже не может считаться оптимальным – часто вратари получают мяч после простых безадресных забросов с чужой половины поля.
При всей сложности и неоднозначности этого критерия, к «Рубину» он практически не имеет значения. Все команды Бердыева обороняются очень низкими блоками, поэтому и свободных зон за спинами центральных защитников почти не бывает.
КОЛИЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТИВНЫХ ОШИБОК
Статистические компании по-разному оценивают результативные ошибки. Например, InStat посчитал неудачный прием Виктора Васина ошибкой, приведшей к голу Марио Пашалича в недавнем дерби всея Руси. Opta к этому подходит рациональнее, их подход выглядит оптимальным в нынешних реалиях.
Неудачный выход из ворот Рыжикова в матче со СКА – типичная ошибка для Сергея в течение последних сезонов. Точно такие же мячи «Рубин» пропускал в играх с «Тереком» (сезон 2015/16) и «Анжи» (2016/17). Даже с учетом достаточно агрессивных действий Рыжикова при кроссах в его штрафную это можно назвать системой. Всего же по числу результативных ошибок за последние два сезона вратарь казанцев входит в четверку вместе с Лодыгиным, Беленовым и Евгением Городовым.
Бывают сбои и у Джанаева, но они случаются гораздо реже. «Спартак», упущенное чемпионство и сезон-2009 остались далеко позади.
***
С появлением Джанаева Рыжикову придется очень непросто. Сослан прекрасно знаком и с требованиями Бердыева, и с методами Виталия Кафанова.
«Для меня было в приоритете работать под руководством Бердыева и Кафанова. Я в последнее время прогрессировал. Поэтому я считаю правильным продолжать свой карьерный рост рядом с такими профессионалами. Других вариантов не было, в том плане, что я их даже не рассматривал», – признался экс-вратарь «Ростова».
По большинству статистических показателей Рыжиков – совсем не лучше Джанаева. Некоторое беспокойство вызывает пассивность Сослана при навесах, но, во-первых, в «Рубине» все еще ждут Наваса (да и про подписание Рагнара Сигурдссона забывать нельзя), а, во-вторых, Кафанов за годы работы в премьер-лиге доказал, что он может работать почти со всем материалом. И улучшать его.
Использованы данные Opta, InStat и Understat.