erid:
Четырехкратный обладатель Кубка Гагарина дисквалифицирован на два года, но решение еще может быть оспорено.
ВЕРДИКТ: ДВА ГОДА ДИСКВАЛИФИКАЦИИ
Сегодня, как гром среди ясного неба, спортивную общественность всколыхнула новость о положительном допинг-тесте четырехкратного обладателя Кубка Гагарина и нападающего «Ак Барса» Даниса Зарипова. Пробу у хоккеиста взяли ещё в январе после матча ЦСКА и магнитогорского «Металлурга». Сегодня же стало известно, что по совместному решению Международной федерации хоккея (ИИХФ) и ВАДА (Всемирное антидопинговое агентство) – двух организаций, которым подчиняется КХЛ, Зарипов официально дисквалифицирован на два года. То есть, на лед он теперь сможет выйти не раньше мая 2019 года. С сегодняшнего дня хоккеисту запрещено играть в любой лиге под эгидой ИИХФ – как в России, так и в Европе. Единственное, где он сможет играть в ближайшие два года – это НХЛ, что в данной ситуации пока чуть ли не единственный вариант продолжения карьеры. Двухлетняя пауза в таком возрасте фактически равна выходу на пенсию. Сейчас «Ак Барс» совместно с «Металлургом» готовится оспаривать решение о дисквалификации хоккеиста, для обоих клубов решение этого вопроса – дело чести. Заметим, что успешная игра хоккеиста в плей-офф этого сезона вряд ли была связана с химией, ведь хоккеисту сообщили о подозрениях еще зимой.
По сообщению пресс-службы КХЛ, в допинг-пробе Зарипова обнаружены препараты, относящиеся к классам S6.b – Стимуляторы и S5 – Диуретики и маскирующие агенты. По информации нашего издания, речь идет о псевдоэфедрине и гидрохлортиазиде. Первый препарат снижает потребность во сне и повышает концентрацию внимания, второй – гидрохлортиазид – мочегонное средство, позволяющее быстро выводить из организма те или иные препараты. При этом концентрация стимулирующего средства, по нашим данным в пробах не превышена, а вся проблема в мочегонном, то есть маскирующем средстве. Но и его доза превышена на сотые доли процента. Тем не менее, вердикт оказался однозначным и жестким – двухлетняя дисквалификация.
Отметим, что вместе с Зариповым положительный допинг-тест сдали нападающий «Адмирала» Андрей Конев и канадский легионер загребского «Медвешчака» Дерек Смит. При этом из трех хоккеистов сильнее всего пострадал именно форвард «Ак Барса», тогда как дисквалификация Конева продлится лишь до 19 ноября 2017 года, Смита – до 2 сентября 2018-го. Любопытно, что, по нашим данным, в этом списке не хватает еще одного игрока. На допинге был пойман игрок СКА и сборной России, чья фамилия не называется. Он отделался «первым и последним» предупреждением.
ПОЧЕМУ ТАК МНОГО?
Допинг в хоккее – довольно редкое явление. Чаще мы слышим об этом в индивидуальных видах спорта. Что касается хоккея, то самые громкие истории последних лет случались за океаном: на Олимпиаде в Сочи из-за того же аппарата, на котором был пойман Зарипов, пропустил финал турнира с канадцами шведский нападающий Никлас Бэкстрём. По началу его лишили серебряной медали, но затем оправдали. Точно на том же препарате в 2010 году был пойман словацкий защитник Любомир Вишневски. Правда, в обоих случаях ничего серьезного игрокам не грозило – они продолжили карьеру в своих клубах НХЛ. Дело в том, что заокеанская лига полагается на собственное законодательство и регламент, им плевать на другие международные организации, в то время как КХЛ подчиняется ИИХФ и ВАДА.
В связи с этим возникает другой резонный вопрос: не слишком ли суровая кара – дисквалификация на два года? На столь длительное время в России хоккеистов еще на скамейку не отправляли. Возможно, на решении сказался тот факт, что хоккеист принимал мочегонное средство, которое быстро выводило из организма ненужные вещества. Это могло навести на мысли, что хоккеист и его окружение – клубный врач (на тот момент он играл за магнитогорский «Металлург»), знали о применении допинга и целенаправленно применяли его, а затем выводили.
«АК БАРС» ЗАМОРОЗИЛ КОНТРАКТ ЗАРИПОВА
Тяжелее всего сейчас болельщикам «Ак Барса», которые из года в год ждали и молились о возвращении Зарипова в Казань. Напомним, четыре года назад руководство казанского клуба решило не продлевать контракт с легендарным для «Ак Барса» игроком и Зарипов перешел в магнитогорский «Металлург». За четыре года в «Магнитке» нападающий выиграл еще два Кубка Гагарина, а в минувшем сезоне стал лучшим бомбардиром Кубка Гагарина, забросив, в том числе, четыре шайбы в ворота «Ак Барса» в финале Восточной конференции. Возвращение Зарипова в «Ак Барс» стало одной из главных сеснаций спортивной жизни Татарстана в этом году наряду с возвращением Курбана Бердыева в «Рубин». Несколько недель назад клуб объявил о подписании двухлетнего контракта с легендарным нападающим, но счастливая история, как видим, длилась недолго.
Зарипов не поехал вместе с командой на тренировочный сбор в Финляндию, а теперь уже понятно, что по новому контракту не сможет сыграть ни одного матча за казанский клуб. К моменту окончания его дисквалификации срок контракта завершится. Пока будущее хоккеиста в «Ак Барсе» неизвестно, но, по нашим данным, в клубе знали о возможных проблемах, все риски были оговорены и просчитаны заранее. При заключении контракта была предусмотрена опция, согласно которой в случае дисквалификации игрока договор можно расторгнуть без выплаты компенсаций.
«Ак Барс» на данный момент взял паузу, пока клуб лишь заявил о том, что намерен оспаривать решение ВАДА и ИИХФ. Контракт с хоккеистом заморожен. Собственно, ранее подписанное соглашения между клубом и хоккеистом ещё даже не вступило в силу. Данис только накануне прошел медосмотр, а сегодня появилось сообщения о дисквалификации. Впрочем, в случае удачной аппеляции, хоккеист сможет продолжить карьеру в Казани.
Справедливости ради нужно сказать, что в России вся система, связанная с допингом, давно уже прогнила – будь это индивидуальные виды спорта или командные. В прошлом году сборная России была отстранена от участия на Играх в Рио, виня всех и вся вокруг, вместо того, чтобы искать проблемы внутри страны. Очевидно и то, что в применении допинга нельзя возлагать ответственность только на одного спортсмена. Вряд ли тот же Зарипов лично разбирается в тех или иных препаратах и втайне от руководства клуба, докторов принимает их. Все лекарства игрокам выдают в клубе и применяют их только после консультации с врачом. Да и сам спортсмен в такой ситуации не может уйти или отказаться, сказав «я это пить не буду».