комментарии 0 в закладки

Итальянские клубы в сравнении с художниками эпохи Возрождения

erid:

Летнее трансферное окно возвестило о подъёме кальчо, сравнимом с революционной эпохой в искусстве.

Леонардо
Бонуччи
Фото: Lintao Zhan
Getty Images


Эпоха Возрождения вовсе не была радужным временем, где все занимались исключительно искусством да воспеванием красоты человеческого тела. Доктрина гуманизма легко соседствовала с разбоями на улицах и ужасами инквизиции, а великие творцы служили не столько искусству, сколько сильным мира сего. Однако предсмертный хрип Средневековья вовсе не случайно вышел столь помпезным и революционным. Пассионарные волны обычно приходятся на тяжёлые времена, а величайших творцов питает столь же величайшее страдание.

Который год в муках итальянцы пытаются родить и революцию футбольную. Пока былые титаны переживают смуту, а талантливые новички лишь набивают руку, за всех отдувается «Ювентус». Он уже пережил свою средневековую чуму, раньше остальных вступив в новую эпоху. Конкурентам пришлось ждать покровителей: пришли они не с родной земли, как во времена Медичи, а с Востока. Деньги миланских клубов не только возродят великие команды, но и подстегнут конкурентов. Грядущий сезон будет переломным, однако, в историю наверняка войдут лишь три наиболее подготовленных и маститых великана.

«ЮВЕНТУС» – ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Обыватель без труда назовёт 3 - 4 великих фамилии эпохи Возрождения, но первым всегда зазвучит имя Леонардо да Винчи. Века придали ему ореол сверхчеловека, полубога. Небезосновательно: итальянец был исключительно талантлив во всём, за что брался: от шахмат и кулинарии до искусства и науки. Лишь «Ювентус» среди современных клубов серии А может похвастать успехами на всех фронтах. До идеала ему не хватает пары шагов, но и Леонардо не сразу написал «Джоконду».

«Туринский
автопортрет»


Известно, что да Винчи обожал роскошь и никогда не жалел денег – благо проблем с заказами большую часть жизни не испытывал. Позволяет себе сорить деньгами и «Юве», но делает это также умно и гармонично, как великий мыслитель. Полноценное подписание Хуана Куадрадо и Мехди Бенатия, усиление на будущее в лице Войцеха Щесны и Родриго Бентакура, напрашивающаяся подмога на фланги атаки от Дугласа Косты и Федерико Бернардески и долгожданный переход Маттиа де Шильо, ожидающего ещё одного достойного партнёра по обороне – черты новой суперкоманды проступают с тем же религиозным пафосом, что и лик Леонардо на автопортрете. Недаром он хранится в библиотеке Турина – вскоре в этом городе появится новое произведение искусства. Наверняка столь же безупречное.

Существует поверье, что над автопортретом старик Леонардо работал долго, изначально примеряя его как набросок для легендарной «Джоконды». Массимилиано Аллегри совершенствует свой шедевр уже четвёртый сезон – решающие штришки нанесены, пора выставлять и провоцировать публику на поиски скрытых смыслов и создание легенд. Серия А – уже давно автопортрет «Ювентуса», пора добавить в него больше европейских черт.

«РОМА» – МИКЕЛАНДЖЕЛО

Каждый из титанов итальянского Возрождения большую часть жизни творил в Риме. Микеланджело оставил в столице наибольший след, с перерывами проработав там порядка 60 лет. Хотя Рим – не совсем корректно. Микеланджело сотворил Ватикан таким, каким мы его знаем. Ведь первой ассоциацией с названием карликового государства сознание выдаёт вовсе не архитектуру и папский престол, а вот эту фреску:

«Сотворение
Адама»


С таким талантом и прилежностью художник был обречён стать любимцем власти. К нему относились трепетно не только аристократы и правители, но и Папы, коих он повидал целых девять. Будучи практически таким же универсалом, как и Леонардо, Микеланджело создавал величайшие произведения в самых различных видах искусства, но «Сотворение Адама» будоражит умы поколений как ничто другое. Число подтекстов и смыслов бессчётно – как сезоны «Ромы» без чемпионства. Но подобно команде Франческо Тотти Микеланджело всегда умудрялся быть на виду, вечно оставаясь в тени Леонардо. Хотя многие искусствоведы с этим поспорят – так же страстно, как «Рома» собирается спорить за трофей в новом сезоне.

Все основания для этого есть. Один из главных символов фрески Микеланджело – мозг, в который анатомически точно складывается окружение Бога. Выходит, главный дар Всевышнего человеку вовсе не душа, а разум. Данную истину проверит на себе римский клуб – он наконец-то получит мозг в виде Рамона Мончи. Гений селекции покинул любимую «Севилью» ради нового вызова и сходу спродюссировал лучшую трансферную кампанию июля. Он, подобно Микеланджело, ставит творчество выше всего и изучает его природу даже на примере сугубо экономических задач. На продажах уже заработано более 100 млн евро, но на каждую позицию моментально найдена адекватная замена. Взятый за копеечные 5 млн Максим Гоналон точно не хуже раскрученного Леандро Паредеса, вместо дорогостоящего Мохаммеда Салаха приобретён перспективный Дженгиз Ундер и рассматривается ещё ряд игроков, а на половину суммы от продажи Антонио Рюдигера удалось полностью обновить линию обороны. И это только начало: пока римляне набивают цену Костасу Маноласу, шорт-лист полнится новыми талантами. В отличие от Микеланджело «Рома» далека от богатых покровителей и щедрых вложений, но совершенно точно в этом сезоне она намерена заняться подлинным искусством.

«МИЛАН» – КАРАВАДЖО

Строго говоря, Караваджо – это не Возрождение, а барокко. Однако шлагбаум между эпохами проходит именно через творчество великого итальянца. Взяв лучшее у великих предшественников, он подытожил грандиозный период в искусстве и зародил новый. Примерно то же самое собирается сделать и «Милан».

«Призвание
апостола
Матфея»


Среди всех приведённых художников самая сложная судьба, несомненно, у Караваджо. Мнимый гомосексуализм, зависимость от аристократии и работа с онемевшей рукой не идут ни в какое сравнение с тем, что творил этот одиозный художник. Он регулярно дрался, хулиганил на улицах, носил без разрешения огромный кинжал, угрожал натурщикам в стремлении добиться большей точности картин, а однажды и вовсе убил человека. Чтобы избежать тюрьмы, он подался в бега, путешествуя и умудряясь параллельно творить шедевры. Всё же попавшись властям Караваджо долго в заточении не пробыл, сумев сбежать и скрыться в Сицилии. Немудрено, что в ходе своих приключений он заработал несколько увечий и умер в возрасте 39 лет. Подобным образом лихорадило разве что скандальный «Милан» в последние годы, пока столь же одиозный Сильвио Берлускони не продал клуб.

Миланский художник творил без эскизов, сразу же воплощая задуманное на холсте. Тем же сейчас занимаются и новые «миланские художники». Интересно, что они так же тяготеют к библейского масштаба свершениям. Цель та же – сотворить революцию. Селекция «россонери» поражает даже больше, чем недавний слух о переходе Сердара Азмуна в «Лацио»: трансферы кажутся столь же невероятными, как и гениальная работа Караваджо с цветом. Но в отличие от тёмных тонов в стиле художника «Милан» всё больше тяготеет к ярким: любимец Криштиану Роналду Андре Силва,  звёзды прошлого итальянского сезона Франк Кессиэ и Андреа Конти, давно переросшие середняков бундеслиги Рикардо Родригес и Хакан Чалханоглу, мечта грандов Матео Мусаккьо и просто лучший защитник мира Леонардо Бонуччи. Ещё вчера и половина подобных трансферов были фантастикой, сейчас же «Милан» уверенными мазками пишет историю о возвращении на вершину. Клуб переживает подлинное возрождение, стимулируя конкурентов к усилению. Главное – помнить, что в технике Караваджо под названием «кьяроскуро» ключевую роль играет грамотный контраст света и тени. Если «россонери» вновь кинет в тень, то из неё, подобно великому земляку, они уже могут не выбраться.

Николай Самофалов
Оценка текста
+
0
-