комментарии 1 в закладки

Дмитрий Ячанов: «Увольнение из ЦСКА не стало неожиданностью»

erid:

На уровне КХЛ Дмитрий Ячанов начал работать лишь в 2015-м, сразу же попав в звёздный ЦСКА. Под его началом молодой голкипер Илья Сорокин дошёл до финала Кубка Гагарина, получил приз лучшему вратарю КХЛ, а также стал регулярно вызываться в сборную. В интервью «БИЗНЕС Online» воспитанник «Ак Барса» и один из лучших тренеров вратарей лиги объяснил, почему перешёл на работу в «Ладу», а также рассказал, что думает о статистике.

«ПОСЛЕ УВОЛЬНЕНИЯ КВАРТАЛЬНОВА МОЖНО БЫЛО ОЖИДАТЬ ВСЕГО»

Дмитрий Ячанов
Фото: Сергей Елагин

– Дмитрий Николаевич, почему вы теперь тренируете вратарей в «Ладе»?

– А почему нет? Там, где есть работа, там, где меня хотят видеть, я с удовольствием поработаю.

Вопрос к тому, что у вас был действующий контракт с ЦСКА...

– Был до 2019 года, совершенно верно.

А как так получилось, что вы теперь в «Ладе»?

– Расторгли контракт. По окончании сезона стоял вопрос о продолжении работы в Москве, решился он не в мою пользу. Расторгли по обоюдному согласию, я освободился на какой-то момент, потом поступило предложение от «Лады».

Для вас неожиданным стал такой исход?

– В свете того, что Дмитрия Вячеславовича Квартальнова освободили от работы, можно было ожидать всего. Некоторой неожиданностью это стало, конечно, но не громом среди ясного неба.

Вы были командой Квартальнова?

– Дмитрий Вячеславович дал мне шанс стать тренером вратарей в клубе КХЛ, поверил в меня. В каком-то смысле, да. Но об этом лучше спросить Квартальнова.

«НАВЕРНОЕ, СОРОКИН ПРОВЁЛ СЛИШКОМ ЯРКИЙ СЕЗОН»

В ЦСКА без вас остался Илья Сорокин. Он как отреагировал на ваш уход?

– Мы с ним переписывались, я написал ему сам, что покидаю клуб.  Пожелал ему успехов в дальнейшей работе, золотого сезона, и чтобы не забывал, что мы уже сделали.

Не жалко было оставлять? Столько времени вы его вели...

– В любом случае, когда меняешь место работы, есть какие-то сожаления, что что-то не доделал, но есть обстоятельства, которые выше нас, против которых не пойдёшь. Конечно, были планы и на следующий сезон, но судьба так распорядилась. У меня сейчас не менее интересная ситуация, не менее интересные ребята, с которыми я не работал. Поэтому это новый вызов, хочется дать парням в «Ладе» что-то, чего возможно они пока не знают. И не исключаю, что и они меня чему-нибудь новому научат.

У Сорокина прошлый сезон получился не таким ярким, как предыдущий. Хотя статистика всё равно на элитном уровне, но многие говорят, что Илья сдал...

– На мой взгляд это произошло потому, что предыдущий сезон был очень ярким. И естественно, это не могло не отразиться на психологии Ильи. Работали мы не меньше, если не больше. С точки зрения технических элементов, которые мы оттачивали эти два сезона, мы шагнули вперёд. Не хватило, пожалуй, эмоционального запала, который был у него в первом сезоне, когда он стал лучшим вратарём лиги. Он эти эмоции потратил в том году, а по технике и работе вообще никаких вопросов не было. Но я думаю, что следующий сезон будет как раз очень хорошим. Действительно, статистика у него не аховая была в прошлом сезоне, а вполне приличная.

Сборная могла повлиять? Постоянное давление, разговоры про чемпионат мира...

– Давайте вернёмся к тому, что Илье - 22 года будет только в августе, он ещё довольно молод. Его психология как вратаря только формируется, хотя она у него и так не по годам крепкая и устойчивая. Тем не менее всё оказывает влияние. Конечно Илья совсем не тот парень, который задирает нос, он вообще далёк от этого, но подспудно всё наложило свой отпечаток – и признание лучшим вратарём, и сборная. И постоянная нагрузка физическая не могла не сказаться.

Как сказывается отсутствие нужных эмоций в игре? Куража нет?

– Ну, да, не хватило какой-то экстра-эмоции, которая нужна, чтобы показывать свою лучшую игру. Это всё выражается в долях секунды и сантиметрах. Запала не хватило, заряда – я связываю только с этим. Предыдущий сезон был уж слишком ярким, как я и сказал если бы он был чуть менее удачным, возможно, и прошлый сезон прошёл бы лучше. Конечно это моё субъективное мнение. Но это мнение человека, который проработал с Ильёй два сезона.

«ЧТОБЫ ОЦЕНИВАТЬ ВРАТАРЯ, НУЖНО БЫТЬ С НИМ РЯДОМ»

Вы и с Фастом работали, которого одни считают сильнейшим вратарём-легионером, а у других диаметрально противоположное мнение...

–  Чтобы относительно объективно оценивать игрока, нужно работать с ним бок о бок. И делать выводы о его деятельности на основе множества факторов. А пространные рассуждения сторонних наблюдателей иногда предвзяты и не опираются на факты. Если кто-то не считает его одним из сильнейших вратарей-легионеров, то я скажу, что у Виктора было достаточно много предложений из КХЛ на будущий сезон для посредственного вратаря. Многие хотели видеть его в составе своей команды. Эти специалисты ошибались?

А почему не получилось у него всегда на льду это показывать? Не повезло, что Сорокин был рядом?

– Во-первых в большинстве игр он это показывал. И были очень яркие, хорошие матчи. Во-вторых, покажите мне вратаря в любой лиге мира, который каждую игру показывает великолепный результат?

Возможно, слишком уж хорош Сорокин. Совпало так, что ему партнёром попался такой вратарь...

– Виктор – по своей сути первый номер. И конечно, он не боится борьбы и любит конкуренцию, он именно в соперничестве всё доказывает. И на самом деле прошлым летом, на предсезонке он выглядел предпочтительнее Сорокина, и это мнение не только моё, но и всего тренерского штаба. 

Но давайте пофантазируем – не исключаю, что будь он единственным вратарем такого уровня в команде, скорее всего бы играл целый сезон один, надеялись бы только на него, и он бы показал очень хорошую статистику.

«ФАСТ В СБОРНОЙ ИГРАЛ С ТЕМПЕРАТУРОЙ»

Кто определял вратарей на игру в ЦСКА?

– Было коллегиальное решение – я предлагал, все обсуждали, а точку ставил уже Дмитрий Вячеславович как самый главный.

С вами могли не согласиться?

– Вполне. У нас была относительная демократия – мы высказываем мнение, но решение всегда принимает главный.

Сорокин не так много играл в последнем плей-офф. Были объективные факторы?

– Если я не ошибаюсь, у Ильи не всё было в порядке со здоровьем. Но и Витя (Фаст,ред.) болел после сборной – он поехал на Шведские игры как раз перед плей-офф, сильно затемпературил, а его тренеры сборной Швеции поставили на игру уже через день. Потом вернулся в Москву, привёз сюда болезнь и заболел окончательно. А он как раз в очень хорошей форме подходил к плей-офф.

Вы и по ходу серии с «Локомотивом» вратарей меняли...

– Но там ведь Виктор вышел и выиграл матч 2:1, отлично сыграл.

Абстрактный вопрос: как вы относитесь к смене вратаря по ходу плей-офф...

– Я сторонник того, что играть должен тот, кто лучше готов в данный, конкретный отрезок сезона на взгляд тренерского штаба, если вратари относительно равноценные. 

А насчёт смены… Вот в чём дело – если есть чётко выраженный первый номер, который играет весь сезон, то странно отдавать место в плей-офф кому-то другому. Но в нашей прошлогодней ситуации всё очень неявно было. И Виктор даже предпочтительнее выглядел перед плей-офф. Но его болезнь внесла коррективы.

В итоге вы довольны своей работой в ЦСКА?

– Мне за неё не стыдно, это точно.

«МНЕ ВСЁ ЕЩЁ НЕЧЕГО ДЕЛАТЬ НА СКАМЕЙКЕ»

Дмитрий Ячанов и тренерский штаб «Лады»
Фото: официальный сайт «Лады»

У вас с Артисом Аболсом есть контакт?

– Теперь непосредственный. Ранее мы были знакомы, но не близко.

В «Ладе» вы будете работать на скамейке?

– Пока ещё не решили, не знаю. Нужно всё обсудить, ближе к контрольным матчам уже определимся.

У вас мнение не поменялось? Раньше вы говорили, что вам нечего делать на тренерском мостике...

– Мне нечего делать, точно. Может быть, у кого-то из тренеров вратарей есть занятия и обязанности на лавке, а я больше пользы приносил, когда с камерой и видеотренером работал наверху. И мнение у меня не изменилось.

Чего вы ждёте от «Лады»? Задержки по зарплате наверняка сказываются на игроках...

– Насколько я знаю, долги закрыты, у ребят претензий ни к кому нет. В клубе собрались интересные ребята, которым по силам выполнить задачу на сезон, задача – выход в плей-офф. Думаю, и Саша Лазушин и Женя Иванников помогут в этом команде. Есть определённые надежды, и по тому, как ребята сейчас работают на земле, можно сказать, что нам задача по плечу. Ребята есть талантливые – тот же Никита Филатов, Эштон Картер. Наша задача – из этих игроков собрать коллектив, который будет бороться за выполнение поставленных целей.

У «Лады» домашняя площадка североамериканских размеров. Для тренера вратарей это важно?

– На лёд мы выходим только на следующей неделе, пока никаких изменений в подготовке нет. Но, конечно, я учитываю этот момент. На маленькой коробке игра вратарей за воротами будет отличаться. Вообще в России работе с клюшкой уделяется недостаточно времени и внимания. Мы в прошлом году с Ильей Сорокиным много работали над этим аспектом, и на мой взгляд он сильно прибавил.

Ячанов и вратари «Лады»
Фото: официальный сайт «Лады»

Работа клюшкой – это остановка шайбы за воротами?

– В том числе. Это взаимодействие с защитниками, выброс шайбы, передачи, вплоть до начала атаки.

На маленькой площадке вратарям нужно больше играть клюшкой?

– В идеале да. Но всё нужно делать быстрее, короче, точнее.

На таком льду нет необходимости играть глубже в воротах?

– Нужно присмотреться. На таких площадках я еще не работал. На лёд мы только-только вышли, до этого наносили  разметку. Я похожу по площадке, определюсь с точками, с глубиной.

То есть, для вас это тоже интересный опыт...

– Конечно! Потрясающе интересный! Но тут такая ситуация – наш тренировочный лёд стандартного размера, а игровая – североамериканского.

Получается, нет никакого преимущества своего льда у «Лады»?

– Не могу пока сказать, надо попробовать и оценить. Мы, конечно, приезжали сюда с ЦСКА, но на утренних раскатках и двух матчах выводы не построить.

«ЛАЗУШИНУ И ИВАННИКОВУ ПОРА СТАНОВИТЬСЯ ВРАТАРЯМИ ВЫСОКОГО УРОВНЯ»


Фото: официальный сайт «Лады»

После пары Сорокин - Фаст вам достаётся пара Лазушин - Иванников. Что думаете о них? Иванников почти весь сезон пропустил в СКА...

– Да, у Жени был непростой прошлый сезон, как, впрочем, и у Саши. Но давайте вспомним. У Лазушина позапрошлый сезон был замечательным, он даже приз от КХЛ получил. И Иванников показывал хорошую игру не так давно. Поработаем, постараюсь им помочь, чем смогу. Ребятам пришла пора становиться вратарями, которые готовы играть на максимально высоком уровне. Им обоим есть, что доказывать.

Лазушин уже сказал, что готов бороться за место основного...

– Безусловно, ворота защищать будет лучший. Философия такая – ты должен доказать и в игре, и на тренировке, и в быту, что ты достоин играть. У обоих есть шанс – доказывайте. Показывайте хорошую, надежную игру мне и тренерскому штабу.

Вратари разные: Лазушин - большой и массивный, Иванников - невысокий. Будете приводить их к одному стилю?

– Разница в росте у них не так велика. Другое дело, что Саша действительно мощный, широкий вратарь, а Женя – сухой и очень жилистый. К единому знаменателю никого приводить не собираюсь, это уже относительно сложившиеся вратари. С ними возможно провести лишь определённую коррекцию каких-то элементов, чтобы сделать игру качественнее, рациональнее. У нас будет много индивидуальных занятий, в ходе работы будем обращать внимание на детали и тонкости. Но менять их стиль игры я не собираюсь, буду стараться сделать их надёжнее, лучше, красивее в хоккейном смысле. Понятно, что стили у них разные, но задача вратаря никак не изменилась – не дать шайбе пересечь линию ворот.

«ЦИФРАМИ ВРАТАРЯМ ГОЛОВУ НЕ ЗАБИВАЮ»

Cложно вносить такие коррективы?

– Каждый из тренеров что-то добавляет, подсказывает своё видение. Со взрослыми ребятами я всегда обсуждаю идеи, обязательно объясняю им, почему я считаю, что так сделать правильнее, аргументирую свои взгляды. И всегда жду дискуссии, если вратарь сомневается, то пусть попытается опровергнуть мои доводы. Мы и с Ильей Сорокиным так же иногда спорили по поводу каких-то элементов. Иногда бывает такое, что вратарь где-то что-то увидел и хочет применять в своей игре, но это не всегда работает по разным причинам.

Но вы уже знаете, над чем будете работать?

– Конечно, даже когда просто смотришь игру, невольно отмечаешь детали, которые ты бы сделал по-другому. Это профессиональная черта уже автоматически происходит. И когда я видел игры Саши и Жени уже что-то отмечал для себя. Но мы еще поработаем. Изучу ребят обстоятельнее.

Известно, что вы в работе внимательно относитесь к цифрам: статистике, процентам, проводите свои исследования. Вратарям не мешает эта информация?

– Если вы имеете в виду обычную статистику, которую ведёт лига, то на неё вратари смотрят и сами. Будучи игроком, я сам нет-нет, но поглядывал как у меня дела со статистикой, но внимание на ней не заострял. А если речь о внутренних цифрах, то я их веду только для себя, в работе с вратарями мы статистики вообще не касаемся, работаем только над техническими вопросами.

То есть, нельзя сказать, что у ваших вратарей голова только цифрами забита?

– Абсолютно ничего подобного. Эти цифры – сугубо моё желание. Честно говоря, я не так уж сильно и увлечён статистикой, но в любом случае она не для контакта с ребятами, у вратарей и так много информации в голове, кроме цифр.

А данные вашей статистики могут влиять на выбор вратаря? Есть ведь игровое понимание...

– Конечно, есть другие критерии, не только цифры. Это чувство игры, например. Бывает, что вратарь пропустил один гол, а играл неважно, неуверенно, где-то ему повезло, что только одна шайба залетела. А в другом матче вратарь мог пропустить три шайбы, но при этом вытащить команду и блестяще провести матч на фоне команды, которая не очень хорошо выглядела. Каждый матч – отдельная жизнь, и в рамки статистики её уложить нельзя. В игре есть множество разных факторов, которые просто не вписываются в рамки жесткой математики, и учитываются они все. 

Марсель Магизов
Оценка текста
+
0
-