комментарии 1 в закладки

«Пошутил, что мне нужен миллион». Огромные контракты в хоккее – начало

erid:

Пока в НХЛ подписываются контракты на поражающие воображение суммы, спортивная редакция «БИЗНЕС Online» вспоминает, как группа авантюристов из Всемирной хоккейной ассоциации подарила в 70-х первые миллионы хоккеистам.

В мае 1972 года Arkansas Gazette представила таблицу по зарплатам спортсменов из главных видов спорта – баскетбола, бейсбола, футбола и хоккея. В те времена детали контрактов не придавались огласке, и газета основывалась только на информации от представителей лиг, профсоюзов и комитетов.

Увеличивается при нажатии
Фото: bestofarkansassports.com


Национальная футбольная лига (NFL)Главная лига бейсбола (MLB)Американская баскетбольная ассоциация (ABA)Национальная хоккейная лига (NHL)Национальная баскетбольная ассоциация (NBA)
Самая маленькая зарплата12 тыс долларов1517,51517,5
Сама большая зарплата250225200300400
Кто получает больше 100 тыс в год10 игроков30154550


«В НБА, которой 28 лет, минимум четыре игрока зарабатывают 400 тысяч долларов за сезон, – писала Arkansas Gazette. – 50 баскетболистов получают 100 тысяч. У половины из 204 игроков лиги зарплата больше 65 тысяч. У НХЛ, которая старше НБА, худшие показатели среди классических лиг. Средний заработок хоккеистов – около 40 тысяч в год».

Сорок тысяч долларов. За эти деньги в 70-х можно было купить один дом, если не есть, не пить и не платить налоги. Или десять машин. Или четыреста кроватей. Или тысячу костюмов. Но самое главное, что эта сумма составляла лишь 25-ю часть от бонуса, который Бобби Халл получил за подписание контракта с «Виннипегом» – клубом Всемирной хоккейной ассоциации. ВХА проигнорирована в газете – возможно, по той причине, что там творилось настоящее безумие.

«Я сказал, что мне нужно миллион долларов в качестве бонуса, – вспоминает Халл. – В шутку, конечно. Тогда ни один игрок в мире не получал таких денег разом – и я говорю про все виды спорта, а не только про хоккей». Звездный игрок «Чикаго» рассчитывал, что чудаки из новой ассоциации отстанут после такого требования. Но «Виннипег» нашёл деньги. В 1972 году Халл подписал десятилетний контракт на 1,75 млн долларов с выплатой шестизначного бонуса.

В НХЛ тоже появился первый миллионер – защитник «Бостона» Бобби Орр. Только сумму он получил не разом, а порциями по 200 тыс в течение пяти лет. Также Орр не обладал никакой властью над своим будущим. Он не мог выкупить свой контракт, потребовать обмена или стать свободным агентом – единственным способом покинуть «Бостон» по личной инициативе было только завершение карьеры. В НХЛ действовало что-то вроде крепостного права.

ВХА же была очень демократична по отношению к игрокам. В начале 70-х звёзды ассоциации уступали по финансам только боксёрам. В 1975 году Мохаммед Али за поединок, который вошёл в историю как «Триллер в Маниле», выручил около шести миллионов. Треть этой суммы получал в «Хьюстоне» 45-летний Горди Хоу, который выступал в ВХА вместе с сыновьями Марком и Мэрти.

Дали бы вы максимальные 2,2 миллиона ветерану, который не играл целый год и требовал взять двух родственников? Скорее всего, нет. Но трио руководителей ВХА – Гэри Дэвидсон, Деннис Мёрфи и Дон Риган – смотрело на мир немного по-другому. Какой Хоу ветеран? Это же звезда, которая на фоне мусорных хоккеистов из АХЛ будет выглядеть ещё лучше, чем в «Детройте». Кумовство? Нет, отличная история для газет: отец наставляет сыновей на правильный путь.

Гэри Дэвидсон, Деннис Мёрфи, Дон Риган
Фото: jamesmccreath.ca


Дэвидсон – адвокат по образованию, часто употреблял слово «истеблишмент». Так он обозначал руководителей НБА, НФЛ, НХЛ, и МЛБ. Дэвидсон и его напарники всегда были за пределами этого элитарного клуба. Все лиги, за которыми стояло трио, называли в газетах «протестными». Дэвидсон - Мёрфи - Риган хотели максимально отличаться от конкурентов – настолько, что в ВХА ввели синие шайбы и хотели добавить к ним красные.

Больше всего опыта в спортивном менеджменте было у Мёрфи - в прошлом мэра одного городка в Калифорнии. В 60-е он руководил Американской футбольной лигой, считавшейся главным противником НФЛ. Когда АФЛ распалась, Мёрфи решил потревожить НБА и вместе с Дэвидсоном и Риганом создать Американскую баскетбольную ассоциацию. Когда власть в АБА захватила экс-звезда «Лэйкерс» Джордж Майкан, настал черёд НХЛ.

Момент, когда Мёрфи впервые поделился с Дэвидсоном идеей о новой лиге, запечатлён на фото выше. Телефонный разговор в январе 1971 года состоял только из двух фраз: «Давай сделаем хоккейную АБА?» и «Давай». Мёрфи и Дэвидсон всю свою сознательную жизнь только и основывали спортивные лиги. Лучше у них получалось лишь придавать авантюрам эпатажный оттенок.

«Виски лилось рекой, – описывал Дэвидсон в автобиографии один из первых матчей в АБА. – Каждому журналисту и комментатору вручили по мячу. Раздетые танцовщицы были повсюду. Хорошо: раздетыми они не были, да и танцовщицами тоже, но вы поняли. На всё мы потратили 35 тысяч долларов, и нам устроили настоящий праздник. Все веселились, но никто не воспринимал нас серьёзно».

Весной 71-го Риган сообщил Мёрфи, что на Багамах состоится мероприятие АХЛ и там соберётся вся хоккейная тусовка. Мёрфи собрал вещи и сел в самолёт. Несмотря на то, что работа над будущей ВХА велась полным ходом, Мёрфи никто не узнал. Он подошёл к генменджеру «Нью-Йорк Рейнджерс» Эмилю Фрэнсису, представился журналистом и задал несколько вопросов о том, планирует ли НХЛ увеличивать количество клубов.


Фрэнсис покрылся холодным потом, когда увидел по телевизору интервью Мёрфи и понял, что никакой он не журналист. Генменеджер «Рейнджерс» сразу же связался с президентом НХЛ Кларенсом Кэмпбеллом и сказал, что новая хоккейная лига – это не шутки. Кэмпбелл посмеялся, а зря. Получив нужную информацию о планах НХЛ, Мёрфи, Дэвидсон и Риган составили окончательный список городов, которые должны войти в их ассоциацию.

Никаких денег у них не было. Только план из двух шагов. Во-первых, они нацелились на хоккейные города, которые оставались без внимания НХЛ. Так в ВХА оказалось четыре канадские команды, а чуть позже – целый канадский дивизион. На севере новый турнир ценили больше, чем НХЛ. Когда Мёрфи и Дэвидсон прибыли в Квебек для переговоров, их встретил мэр города, самый богатый бизнесмен и несколько влиятельных чиновников. Перемещались они исключительно на ролс-ройсах.

Во-вторых, ассоциация старательно искала миллионеров, которые ещё не успели вложиться в спорт. «Чтобы найти их, мы обзванивали юристов и адвокатов, – вспоминал Дэвидсон. – А когда находили инвестора, говорили ему: «Хотите, чтобы вас запомнили владельцем хоккейного клуба или фабрики по производству нижнего белья?». Учитывая, что ВХА привела к созданию «Эдмонтон Ойлерз», «Хартфорд Уэйлерс», «Квебек Нордикс» и «Виннипег Джетс», тактика оказалась успешной.

Были и проколы – в большинстве случаев из-за того, что ни Мёрфи, ни Дэвидсон, ни Риган ничего не понимали в хоккее. Как-то раз они отправились на матч «Лос-Анджелес Кингз» с тремя потенциальными спонсорами. Когда судья проводил стартовое вбрасывание, Дэвидсон спросил: «А что это он делает? Как это называется?». Не досмотрев первый период, он заснул. Другой курьёзный случай произошёл во время пресс-конференции по случаю назначения Камиля Генри главным тренером «Нью-Йорк Рейдерс». «Хочу поприветствовать Генри Камиля», – сказал Дэвидсон. В зале раздался гогот. «Извиняюсь, я хотел сказать Хэнка Камиля, – поправил он. – Хотя нет, не так…».

Руководителям ВХА хоккей был интересен только как бизнес-проект. Но это не отменяло их огромного вклада в развитие игры. «Ассоциация освоила многие важные для хоккея рынки, – отметил автор книги The Rebel League: The Short and Unruly Life of the WHA. – Она сделала богатых бедными, а бедных богатыми. Она проложила дорогу в Америку иностранцам и доказала успешность скоростного европейского хоккея, который используется в НХЛ по сей день».

Поначалу считалось, в ВХА играли хоккеисты, которые недостаточно хороши для НХЛ. Справедливое мнение, ведь на каждого Бобби Халла приходилось десяток слабых хоккеистов, которых переманивали из АХЛ, увеличив зарплату с 30 тысяч до 60. Но ситуация менялась в лучшую сторону: клубы под впечатлением от сборной СССР на матчах суперсерии активно приглашали легионеров, а также перехватывали всех игроков сборной Канады и талантливых молодых хоккеистов.

НХЛ понизила возраст для участия в драфте с 21 года до 18, чтобы хоть как-то выиграть конкуренцию. Не помогло. В 1974 году Кэму Коннору позвонили из клуба ВХА «Финикс Роадраннерс»: «Слушай, мы не знаем, что ты за игрок, но нам важно, что на драфте НХЛ тебя выбрал «Монреаль». Вскоре Коннор перешёл в «Финикс» и стал самым высокооплачиваемым 20-летним хоккеистом в мире. Первую игру за «Монреаль» он провёл только через четыре года.

В середине 70-х денег в ВХА становилось меньше, но веселье не заканчивалось. Хоккеисты «Денвера» громко засмеялись, когда во время представления их команды вдруг заиграл гимн Канады. До этого было непонятно, зачем мебель из клубного офиса грузят в самолёт, который должен был доставить команду на матч. А на льду всё стало ясно: теперь они не «Денвер Спёрс», а «Оттава Синикс». Такой же путь ждал и «Чикаго Кугарз», но четыре хоккеиста команды спасли клуб от переезда, выкупив его прямо по ходу сезона.


Каким был Уэйн Гретцки в 20 лет – перевод архивного текста Sports Illustrated

Последняя яркая история из ВХА ярко описывает хаотичность ассоциации. Связана она с 17-летним Уэйном Гретцки. Первое: он подписал контракт в воздухе, находясь в частном самолёте Нельсона Скальбания. Второе: контракт заключался сразу с двумя клубами – «Индианаполисом» и «Хьюстоном». Одним Скальбания владел (наряду с «Эдмонтоном»), а другой собирался купить. В 1978 Гретцки действительно покинул Индиану, но перешёл в «Ойлерз». Для ВХА нельзя было придумать лучшего финала, чем 104 очка от будущей суперзвезды. Их Гретцки набрал в матчах против всего лишь семи команд.

Когда ВХА закрылась, осталось только четыре клуба. Все они присоединились к НХЛ после голосования среди клубов лиги. В новой лиге Гретцки мог получить миллион долларов за год, если получал премиальные за различные титулы и вызовы на Матчи звёзд. Звёзды 60-х и начала 70-х не могли даже мечтать о таких контрактов. Всё изменилось из-за ВХА. Хоккейная ассоциация, как и остальные проекты Гэри Дэвидсона, Денниса Мёрфи и Дона Ригана, жила недолго, но оставила огромное наследие.

В 1994 году Sports Illustated включила Дэвидсона в список 40 самых влиятельных людей американского спорта за 40 лет. В 1977-м The Sporting News отметила, что Дэвидсон «больше всех повлиял на развитие спорта в Америке». Сейчас он живёт с семьёй на Гаити и сожалеет только о том, что продал все свои доли в клубах. Если бы у него сохранились 10% акций баскетбольных «Сан-Антонио Спёрс», мог бы махнуть в Европу.

«Будь мы тогда моложе лет на 20 – у НХЛ не осталось бы шансов, – говорил Мёрфи. – Я бы набрал ещё больше европейцев и обошёл НХЛ. Но не получилось. Может, это выйдет у кого-нибудь другого».

Дэвидсон знает, чего им не хватало в ВХА: «Я часто вспоминаю цитату из пьесы Шекспира «Король Лир»: «Плохо, что ты стал старше, но не мудрее». К нам же мудрость пришла только с возрастом».

Артур Валеев
Оценка текста
+
0
-