erid:
Профсоюз игроков и тренеров КХЛ ведёт бедственное существование. За всё время функционирования лиги, орган ни разу даже не выступал заявителем, а его председатель Андрей Коваленко до сих пор не удосужился встретиться с руководством и игроками «Динамо» по проблеме задолженностей. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» разобралась в ситуации и определила шесть главных промахов Коваленко на посту главы профсоюза КХЛ.
1. ПРОБЛЕМА С «ДИНАМО». ОТПУСК ВАЖНЕЕ?
Андрей Коваленко | |
Фото: khl.ru |
– В пятницу я возвращаюсь в Москву. Брал короткий отпуск на недельку. И получилось, что как раз в эти дни в «Динамо» и начался кипиш. Я пока не разговаривал ни с самими динамовцами, ни с руководством лиги, – сказал Андрей Коваленко в одном из недавних интервью.
Очень показательно, что глава профсоюза может себе позволить уйти в отпуск до решения серьёзных проблем в одном из топовых клубов КХЛ. А они у «Динамо» серьёзные, и это было понятно ещё по ходу прошлого сезона. Да, заявку «Динамо» на участие в следующем сезоне КХЛ уже приняли. Но долги перед игроками остались, причём серьезные – около 800 млн рублей.
По нашей информации, изначально Коваленко планировал отдыхать до 25 июня. Но после того как дело в «Динамо» приобрело более серьёзный оборот, понял, что уже не отвертеться.
Вчера глава профсоюза сказал, что в ближайшее время встретится с руководством КХЛ и ООО ХК «Динамо» по ситуации с долгами. Не поздновато ли?
2. СИТУАЦИЯ В «ЛАДЕ». «У ПРОФСОЮЗА СВЯЗАНЫ РУКИ»
В ноябре 2016 года появилась новость, что последнюю полную зарплату хоккеисты «Лады» получили за июль. На что Коваленко моментально отреагировал и дал комментарии нескольким СМИ.
– Игроки по этому вопросу не обращались, руководство клуба на звонки не отвечает. Вопрос в том, что официально я не могу заниматься этой ситуацией, так как игроки не обращаются, – отметил Коваленко ТАСС.
.– Профсоюз игроков – это официальная организация, поэтому она работает только по заявлениям членов профсоюза. Если есть заявление, мы можем поднимать кипиш, общаться с лигой, подавать в суды и т.д. Но если нет официального заявления от работника, то руки у нас связаны, – заверил Коваленко в интервью «Чемпионату».
Примечательно, что в декабре Коваленко даже не смог с уверенностью сказать, что игрокам «Лады» действительно погасили долги по зарплате. Он ограничился формулировкой «по нашей информации».
– По нашей информации, в многострадальной «Ладе» вчера были закрыты долги перед хоккеистами за июль, август, сентябрь и первые 10 дней октября. И в хоккейном Тольятти, и в профсоюзе – небольшой праздник, – сказал Коваленко Russia-hockey.ru.
Непонятно, почему у профсоюза до сих пор заявительная система работы и он ничего не инициирует сам. Какой смысл тогда в отчислениях, которые делают игроки, состоящие в нём? Хоккеистам из-за бездействия профсоюза приходится самим обращаться в этот орган и, таким образом, светиться перед работодателем. Для понимания можно вспомнить о том, как работает профсоюз в НХЛ. Игроки «Эдмонтона» не обращались в профсоюз, когда там отменили законные выходные. Однако профсоюз вмешался сам, как только узнал о ситуации.
Но господин Коваленко продолжает утверждать, что его орган может работать только с заявления игроков. При этом на сайте организации в графе «задачи» написано следующее: «В соответствии с п.2.8.2. гл.2 Коллективного соглашения в сфере профессионального хоккея Российской Федерации на 2008-2009 годы Профсоюз обращается в федеральные органы законодательной и исполнительной власти с предложениями о принятии законодательных и иных нормативных актов по вопросам защиты экономических, социально-трудовых, профессиональных прав и интересов Хоккеистов как спортсменов; осуществляет контроль за соблюдением Клубами трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права; проводит независимую экспертизу условий труда».
То есть, Коваленко мог вполне обратиться в прокуратуру Тольятти или Самарской области, которая могла организовать в клубе проверку. Меньше заявлений и собственных инициатив – меньше работы. За всё время существования профсоюза сам орган не инициировал ни одного разбирательства.
– Мы не хотим отдавать деньги просто так в никуда. Мы задавали вопросы, но ответы нас не устраивали. Кажется, в команде есть три или четыре игрока, которые остались в профсоюзе. Это дело индивидуальное, – об этом говорил Терещенко в интервью «Спорт-экспрессу» в конце прошлого года. Такие слова игроков о профсоюзе как минимум настораживают. Сами хоккеисты не видят в профсоюзе орган, который может защитить их права, и для этого у них есть все основания.
– Жаль, ведь еще несколько лет назад Терещенко не стеснялся звонить в профсоюз. В частности, просил нас найти банк с хорошими условиями для покупки квартиры, – так парировал высказывания Терещенко Коваленко.
3. СЛУЧАЙ С ПРОХОРКИНЫМ
Николай Прохоркин | |
Фото: Айрат Сайфутдинов |
Случай с Николаем Прохоркиным, который произошёл в прошлом сезоне, лишний раз доказал беспомощность и бесполезность деятельности профсоюза, а также уличил в бездействии его главу. Прохоркин, став летом ограниченно свободным агентом, подписал контракт со СКА на одних условиях, но вскоре заключил соглашение со значительным понижением зарплаты. В одностороннем порядке клуб на такое пойти не может, значит, Прохоркин сам (или под давлением) согласился на ухудшение контракта. Главное, СКА смог перебить конкурентное предложение «Салавата», и у Прохоркина по сути не оставалось выбора, кроме как заключить контракт с петербургским клубом.
Безусловно, профсоюз должен пытаться в таких ситуациях защитить игрока. А вместо этого мы получаем ущемления прав хоккеиста.
4. СИТУАЦИЯ С НИЖНЕКАМСКОМ
После того как стало известно, что «Нефтехимик» не отпустил игроков на новогодние каникулы с 31 декабря по 2 января 2016 года, глава профсоюза сказал, что они подадут документы в дисциплинарный комитет КХЛ в связи с нарушением нижнекамским клубом регламента. Вместо отдыха тренерский штаб нижнекамского клуба тогда нагрузил своих хоккеистов тренировками.
– Еще перед Новым годом общались с вице-президентом лиги Георгием Кобылянским о нарушении регламента со стороны руководства «Нефтехимика». Будем подавать документы в дисциплинарный комитет о нарушении регламента. Лига уже об этом проинформирована, а там посмотрим, к чему приведет, – сказал Коваленко в середине февраля прошлого года.
Во-первых, непонятно, почему профсоюз собрался подавать документы только в феврале 2016-го. Во-вторых, напрашивается вопрос, почему орган во главе с Коваленко отреагировал на ситуацию только после того как она просочилась в прессу. В-третьих, до сих пор непонятно, какое решение было принято по этому вопросу.
5. «КУЗНЯ» И «ДЕЛО СЕМЁНОВА»
Кирилл Семёнов | |
Фото: metallurg-nk.ru |
Также без особого внимания профсоюза осталось «Дело Семёнова», которое стало резонансным. Конечно, и в этот раз орган не пытался бороться за права самого игрока, хотя решение могло быть принято не в пользу Кирилла Семёнова. Единственное, что сделал Коваленко, до вынесения вердикта по этому вопросу – оставил свой комментарий с пояснениями относительно прав каждой из сторон. В итоге сам Семёнов был вынужден обратиться в дисциплинарный комитет КХЛ с просьбой признать его свободным агентом.
– По нашей информации, во-первых, за Новокузнецком остается право отдать, продать или обменять любого хоккеиста из своей системы. В случае обмена тот игрок, который отправляется в «Металлург» и в ВХЛ, должен дать официальное согласие о такой сделке. Если согласия нет, то обмен считается недействительным. Во-вторых, любой игрок «Металлурга», находящийся на контракте, имеет право обратиться в дисциплинарный комитет КХЛ с просьбой признать его неограниченно свободным агентом и получить возможность беспрепятственно продолжить карьеру в КХЛ. Как только это обращение поступает, статус такого хоккеиста замораживается, на все сделки с его участием накладывается вето – до официального решения о его «освобождении», – отметил Коваленко.
6. СТЕРИЛЬНЫЕ ИНТЕРВЬЮ
Мало того, что Коваленко ничего не делает в профсоюзе, так он ещё не может создать себе позитивный имидж в интервью. Большая часть из них представляет собой неинтересную и стерильную подачу информации. По его интервью может сложиться ощущение, что у профсоюза сейчас всё хорошо. Но разве нормальный профсоюз будут покидать из года в год игроки? Опусы Коваленко больше похожи на голословные заявления, попытку оправдать профсоюз. Но он до сих пор не перешёл от слов к делу.
В продолжении темы интервью. Большую часть из них он дал бывшему пресс-атташе ФХР Игорю Ларину. Многие наши коллеги убеждены, что Ларин не записывает, а буквально сам пишет интервью за Коваленко. Глава профсоюза, похоже, боится сам говорить о том, что у него творится в профсоюзе и решил поручить это делу профессионалу.
Коваленко постоянно что-то комментирует (минимум раз в неделю) разным порталам, где успевает не только поговорить о «деятельности» профсоюза, но и пнуть НХЛ. Спрашивается, откуда у господина Коваленко столько времени на интервью? Пока со стороны главы профсоюза мы видим только красноречивые заявления, которые ничем не подкреплены.
Финальным аккордом стало последнее интервью Коваленко, в котором он сказал, что игроки «Динамо», вышедшие из состава профсоюза, должны решать свои вопросы сами.
– В профсоюзе состоят 21 человек из молодежной динамовской команды, 23 игрока из ВХЛ, и из московского «Динамо» – 12. Их интересы мы готовы защищать. Поборемся за ребят. А вот те, кто из профсоюза вышел, пусть решают свои вопросы сами, – сказал Коваленко.
Для профсоюза сейчас по сути настал решающий момент. Если орган не сможет в очередной раз помочь хоккеистам (на этот раз «Динамо»), то профсоюз вместе с Коваленко подпишется под своей профнепригодностью. Громких заявлений у него много, а реальных дел мало.
При этом сегодня Коваленко отметил, что в прокуратуру и следственный комитет были уже отправлены заявления о нарушении законодательства РФ в части невыплаты хоккеистам «Динамо» их зарплат. Также заявления отправили в дисциплинарный комитет КХЛ. Неужели в профсоюзе, наконец, занялись делом?
В защиту председателя профсоюза КХЛ отметим, что, конечно, в текущем положении дел виноват не только Коваленко. В России не существует отлаженной системы по работе профсоюзов, поэтому, наверное, сравнения с НХЛ всё-таки не совсем корректные. Но всё же даже в таких непростых условиях, где значимость почти любых профсоюзов ровно нулю, Коваленко и его компания могут работать лучше, больше проявлять инициативу и пытаться защитить права игроков, которые платят взносы в организацию.