erid:
Александр
Дорский специально для «БИЗНЕС Online»
разобрал игру казанцев. Все изображения увеличиваются при нажатии.
ГРАСИИ НЕ ДОСТАЁТ ИГРОКА В ЦЕНТРЕ ПОЛЯ
Летом прошлого года «Рубин» резко сменил курс развития – после двух сезонов с урезанным бюджетом казанцы выписали из «Малаги» Хави Грасию и не скупились на трансферы. В Казань приехали 10 новых игроков, из аренд вернулись Тарас Бурлак и Янн Мвила, однако сейчас команда находится там же, где и была год назад – на 10-м месте.
Причины провального выступления команды нужно искать как на футбольном поле, так и за его пределами, но даже если у тренерского штаба действительно возникали проблемы с некоторыми игроками (Алекс Сонг, Максим Лестьенн), то глубины состава «Рубину» явно хватает для того, чтобы опережать в таблице «Терек», «Амкар» и «Уфу».
Сразу после переезда в Россию Грасия сделал ставку на двух своих старых знакомых – центрального защитника Серхио Санчеса и флангового хавбека Саму Гарсию. Два испанских игрока постоянно появлялись в стартовом составе в начале сезона, а на Санчеса и вовсе была возложена особая функция – он должен был начинать атаки «Рубина» проникающим первым пасом.
Возложение обязанности первого паса на Санчеса выглядело достаточно странно. Испанец в этом компоненте не сильнее ни Бурлака, ни Карлоса Самбрано, заменившего Серхио в старте в начале осени.
Практически по всем показателям Санчес, Бурлак и Самбрано имеют равную статистику. При этом в трех матчах (с «Ростовом», ЦСКА и «Анжи» во втором круге) испанец действовал на правом краю обороны, но даже с краю Санчес играл на обострение не чаще, чем из середины.
После того, как в состав стал вводится Сонг, а чуть позже и Мвила, система построения атаки «Рубина» заметно изменилась. Опорный полузащитник при схеме 4-4-2 (чаще всего Мвила) должен опускаться к паре центральных защитников (Самбрано и Бурлак), которые растягиваются ближе к бровкам, создавая необходимую позиционную структуру для хорошего продвижения мяча вперед. Такая задумка Грасии может работать при правильном движении фланговых игроков и второго центрального полузащитника, однако у казанцев его нет. В результате Мвила, Самбрано и Бурлак вынуждены просто перекатывать мяч друг другу с редким продвижением вперед. Ярким примером этой проблемы «Рубина» стал второй тайм матча с «Уралом» в чемпионате.
НАЧАЛО
МАТЧА С «ЗЕНИТОМ» – ЛУЧШИЙ ФУТБОЛ
«РУБИНА» ЭТОЙ ВЕСНОЙ
В игре с «Зенитом» Грасия, наконец,вернулся ближе к 4-2-3-1 (номинально, при атаке и обороне построение казанцев различалось), принесшей команде определенные успехи в концовке первой части чемпионата. Интересно, что в матче с «Зенитом» ближе всех к защитникам располагался Руслан Камболов, а Мвила и Мийо Цакташ при атаке ждали мяча в районе центрального круга, а при обороне отвечали за опеку Эрнани и Артура Юсупова и смещавшегося к ним Данни. Размен второго нападающего на дополнительного центрального хавбека позволил «Рубину» избегать больших разрывов между линиями. До гола Артёма Дзюбы казанцы провели один из лучших отрезков в весенней части сезона, однако после пропущенного мяча команда Грасии развалилась.
В кубковой встрече с «Уралом» Грасия вновь вернулся к двум чистым нападающим (пару Жонатасу составил Лестьенн), а Рубен Рочина впервые за весну вышел в стартовом составе, полностью восстановившись после травмы. Рубен часто уходил в центр, пытаясь создать там численное преимущество для казанцев и освобождая бровку для Бауэра, но этот маневр далеко не всегда был уместен и приносил команде Грасии пользу. Лучшим моментом для смещений Рочины в центр становилась передача правого центрального защитника Бурлака на Морица Бауэра.
Между Самбрано, находящегося с мячом, и Бауэром слишком большое расстояние для быстрой передачи на правый фланг. Если же Самбрано делал промежуточную передачу на Бурлака, а Тарас переводил мяч дальше на край, тогда смещения Рочины становились большой проблемой для обороны «Урала».
Рочины вообще сильно не хватало «Рубину» в начале весны. Конечно, кого-то привлекают разговоры о «Роллс-Ройсе» испанца, но Рубен однозначно пришелся в Казани ко двору и пользу команде приносит. В текущем сезоне Рочина наряду с Мануэлем Фернандешем лучше всех исполняет подачи с угловых и штрафных – после навесов Рубена и Мануэля наносится наибольшее количество ударов по воротам. Среди игроков команды Грасии Рочина занимает второе место по результативности.
Сводная таблица участия игроков «Рубина» в голевых атаках отлично отражает стиль, прививаемый команде штабом Грасии. Казанцам явно не достает хорошего исполнителя под нападающим (в связи с чем Грасия часто использует двух чистых форвардов), поэтому основную ставку «Рубин» делает на навесы. Больше казанцев (418 попыток) кроссов делают только «Зенит» (484), «Урал» (424) и «Спартак» (420). По проценту удачных подач «Рубин» (27,9%) входит в тройку лучших команд РФПЛ, уступая «Крыльям Советов» (29,4%) и «Ростову» (28,6%). Денис Ткачук входит в топ-10 игроков Лиги по количеству точных кроссов (24, 6-е место), а Бауэр занимает 14-ю позицию, сделав 19 точных навесов.
Успешность «Рубина» на втором этаже чужой штрафной объясняется не только качественными подачами, но и хорошим выбором позиции Жонатаса и Максима Канунникова. Бразилец занимает четвертое место среди форвардов по количеству выигранных верховых единоборств (лучше только Зе Луиш, Беким Балай и Дзюба), переигрывая оппонентов в 43,9% случаев. Максим – на девятом месте по числу выигранных единоборств вверху, но процент успешности его борьбы выше, чем у Жонатаса (51,1%).
САМБРАНО – НЕУД
Часто прибегают к навесам не только футболисты команды Грасии, но и соперники «Рубина». Причина – катастрофическая позиционная игра центральных защитников казанцев при кроссах соперника, а также проигрыш татарстанской командой подбора у линии штрафной.
Ко второму случаю относятся три ситуации – голы Ари, Одисе Роши и Дениса Глушакова в первом круге, а вот сразу после навесов/прострелов «Рубин» пропустил аж 9 голов в чемпионате. Наибольшей критике по действиям в обороне осенью подвергался Санчес, но на самом деле чаще всего результативные ошибки допускал Самбрано. Перуанец «поучаствовал» в очень существенной доле голов в ворота Сергея Рыжикова после навесов с флангов.
Самбрано за 16 проведенных матчей совершил 5 результативных ошибок, а также заработал 1 пенальти в свои ворота (пускай и спорный).
Ошибки Самбрано носят самый разный характер – здесь и так любимый Валерием Карпиным взгляд на летящий мяч, а не на опекаемого игрока (как в случае с голом Павлюченко), и проигрыш в резкости и скорости в выдвижении на подачу на ближнюю штангу.
Впрочем, сваливать все исключительно на центральных защитников (а Бурлак так же отметился ошибками на втором этаже – гол Филиппа Будковского в матче с «Анжи», гол Дзюбы в матче второго круга против «Зенита») неправильно. Фланговые футболисты «Рубина» практически не оказывают сопротивления соперникам перед подготовкой к кроссу. Так, в недавней кубковой встрече с «Уралом» ответственность за первый гол Владимира Ильина должен нести не только Самбрано (не обошлось и без рикошета от Эльмира Набиуллина), но и Рифат Жемалетдинов, позволивший Денису Кулакову беспрепятственно дойти до рубиновской штрафной.
***
Обладая составом, способным бороться за попадание в еврокубки, «Рубин» второй сезон подряд завершает бесславно. Грасия за год так и не показал тактической гибкости, не изменив существенно структуры игры после первых неудач. Из игроков занести сезон в актив могут Жонатас, Камболов, Рочина, Мвила (с поправкой на неурядицы за пределами поля в начале сезона) и Бауэр (в части атакующих действий).
Летом казалось, что у «Рубина» появится новое яркое лицо. К сожалению для Казани, «Рубин» 2016/17 получился совершенно безликим и серым.