erid:
Корреспондент спортивной редакции «БИЗНЕС Online» поговорил с Томасом Цорном – агентом, который организовывал сборы «Рубину», «Спартаку» и сотрудничает со сборной России. Цорн рассказал о причинах ухода Оздоева и о том, что мешает российским футболистам уехать играть в Европу.
«В «СПАРТАКЕ» ХОРОШИЙ МИКРОКЛИМАТ»
Публикация от TZSportmanagement (@tzsmanagement)
– Томас, этой зимой вы работали на сборах «Спартака». Что вы там увидели?
– Впервые я сотрудничал со «Спартаком», и я увидел очень организованную команду. От тренерского штаба и администраторов до игроков – очень позитивный коллектив. Очень понравилось то, что в команде хороший микроклимат.
– Ссор и группировок больше нет?
– Я этого не увидел. Там дружный коллектив, на позитиве и всё очень хорошо организованно, у всех очень профессиональный подход к работе. Я занимался организационными моментами и мне было очень приятно поработать со «Спартаком».
– Кто больше всех впечатлил?
– Меня впечатлил Промес – очень весёлый парень и на поле, и вне его. Промес может пошутить смешно, всегда на позитиве. Очень активный парень и разряжает обстановку в команде.
– У Массимо Карреры были какие-то пожелание к вам по организации сборов?
– Он просил, чтобы поле было рядом с отелем – это его главное требование. Потому что они ездили к тренировочному полю на первом сборе в Эмиратах, а на втором у него была вот такая единственная просьба. Ему было важно качество поля.
– В Карреру все верят, болельщики «Спартака» его боготворят. Он сделает команду чемпионом?
– Мне было приятно с ним поработать, потому что он серьезный тренер и большой профессионал. Я желаю ему удачи в решении этой задачи.
– Товарищеский матч с «Рубином» – это ваша идея?
– Отчасти. «Рубину» была нужна игра, потому что в этот день хотела играть одна китайская команда, но потом она перенесла матч. А у «Спартака» возникла просьба провести ещё один матч помимо запланированных и я предложил Грасии и Каррере провести очный матч. Тем более, команды уже провели обе встречи в чемпионате. Тренеры согласились, потому что это была сильная игра. Игра привлекла большой интерес в России, по «Матч ТВ» были хорошие рейтинги.
– Как в «Спартаке» восприняли поражение?
– Отреагировали профессионально. Команда была под нагрузкой, и я считаю, что в товарищеских матчах не стоит уделять большое внимание результату, потому что важно понять, как команда выполняет задачи. Игры в чемпионате куда важнее.
«ГРАСИЯ ПРОВЁЛ СБОРЫ В ИСПАНИИ, ПОТОМУ ЧТО НЕ ХОТЕЛ РИСКОВАТЬ»
Публикация от TZSportmanagement (@tzsmanagement)
– Организация сборов – ваша основная часть работы?
– Нет, скорее где-то пятьдесят на пятьдесят в соотношении работы с игроками. Но у меня же ещё есть адвокатская контора и там есть определенный бизнес. Но всё равно я сфокусирован в основном на спортивную деятельность, с игроками я работаю ежедневно и вопросы у клиентов есть каждый день. А сборы – это интенсивная работа пару недель зимой и столько же летом. Ну и работа со сборной России – это возможные короткие сборы осенью, как было недавно, а также, вероятно, нечто подобное будет и перед Кубком конфедераций.
– Почему клубы сами не могут этим заниматься? Так сложно найти отель, поля и соперников?
– Есть разные системы и клубы, у которых существуют специальные отделы. К примеру, в «Баварии» человек пять работает в таком туристическом отделе, который занимается только организацией сборов, турне, поездками, перелётами.
Иногда клубу легче иметь человека, которому они доверяют, который будет вести переговоры, чтобы не завышали цены в тех же отелях, а также чтобы не было языкового барьера. Не все представители клубов говорят на испанском, английском, французском и немецком. Я знаю четыре языка. Поэтому мне проще договориться и что-то донести до представителей отелей, футбольных центров в ходе организации сборов.
– У Грасии были пожелания к вам по сборам?
– Он хотел провести сборы в Испании. Это было его пожелание, но не требование. Всё-таки он здесь провёл много времени, рядом Малага и у него тут много знакомых. Сам он с севера, но знал здесь много отелей и людей, знал, на что он идёт. Хави не хотел ничем рисковать во время этих сборов и выбрал место, которое знает лучше всего. Всё-таки это был его первый опыт организации такого длительного сбора зимой. Хави тоже хотел, чтобы поле было близко от отеля, потому что это комфортно и для футболистов: если тренер ежедневно проводит по две тренировки, а поле где-то в получасе от отеля, то это нелегко. Ещё Хави просил определенный график по матчам и чтобы место проведения матча не было далеко от расположения команды.
«ЧЕРЧЕСОВ – ПРАВИЛЬНЫЙ ТРЕНЕР ДЛЯ СБОРНОЙ»
Публикация от TZSportmanagement (@tzsmanagement)
– Перед Евро-2016 вы работали со сборной России Слуцкого. Что происходило внутри той команды?
– Мне очень понравилась работа со Слуцким – очень позитивный человек, с ним легко найти общий язык, можно было решить все вопросы очень оперативно. Атмосфера была нормальной, никто не отвлекался, все были настроены хорошо выступить. Это был высокий уровень сборов и сильно отличался от работы с клубами. Например, была своя охрана, инспекции службы безопасности. Внимание со стороны прессы совсем другое, приезжали журналисты не только из России, но и других стран.
– Что было не так с той командой, которая пришла к Слуцкому после вылета и сказала: «Мы – говно»?
– Не знаю. Меня уже не было вместе с командой на турнире, потому что я отвечал только за сборы. Они готовились на высоком уровне, выкладывались на тренировках. Так бывает, что не пошло. Всё-таки столько команд участвует и побеждает только одна. Надеюсь, что в этом году на Кубке конфедераций сборная выступит удачнее. У нас самая тяжелая позиция, потому что мы не чемпионы на континенте. Ожидания всегда большие, но слабых команд на турнире не будет.
– Что дальше будет со Слуцким?
– Я только из газет узнал, что он сейчас в Англии. Он много выиграл в России, это очень качественный тренер и почему бы и нет? Вполне возможно, что там у него получится.
– Какой у вас сейчас контакт с Черчесовым? Какой у него подход?
– Подход поменялся, да. Станислав Саламович – опытный тренер, у него большой авторитет. Я общался с футболистами, которые рассказывали, что на теоретических занятиях у Черчесова замечания только по делу и разбор серьезный. Мы познакомились первый раз в Турции, когда я организовывал сбор перед игрой с турками. Мы недавно встречались, он ездил по Испании и осматривал контрольные матчи клубов, изучал, просматривал игроков. Думаю, что это правильный тренер для сборной. Но у него нелёгкая задача, потому что это самый сложный период для тренера, когда он берет команду накануне Кубка конфедераций и домашнего чемпионата мира.
«ЧТОБЫ УЕХАТЬ В ЕВРОПУ, РОССИЯНАМ НУЖЕН ХОРОШИЙ ТУРНИР»
Публикация от TZSportmanagement (@tzsmanagement)
– Вы лично знакомы с Кокориным. Что с ним вообще происходит? То гулянка в Монако, то езда по встречке.
– Я его знаю, но я с ним не обсуждал эти моменты. Кокорин – очень талантливый игрок, который мог бы побороться за место в составе в европейском клубе. Многие качества для этого у него есть, он это уже доказывал.
– Была ли правда в новостях про его трансфер в «Арсенал» и другие европейские клубы?
– Я об этом деталей не знаю. Но есть мнение многих европейских скаутов о том, что чтобы уехать в Европу, россиянам нужен хороший международный турнир. Яркий пример – Евро-2008, когда человек пять-шесть уехали в Европу. Игрокам нужен международный результат в сборной, чтобы уехать. Тот же Смолов, Кокорин – это игроки, которые вполне способны играть в Европе на хорошем уровне, быть успешными и забивать.
– Смолов и «Боруссия» – что вы об этом знаете?
– Как игрок по стилю игры Смолов способен побороться за место в составе. «Боруссия» – это такая команда, где раскрыться проще, там либеральнее относятся к игрокам, дают шанс. Это не «Бавария», где новичкам-иностранцам бывает очень тяжело.
«НАБИУЛЛИНЫМ ИНТЕРЕСУЮТСЯ В ГЕРМАНИИ, НО ЕМУ ХОРОШО В КАЗАНИ»
Elmir Nabiullin is nominated for the #Euro2017 qualification matches of the Russian U21 national team. The @teamrussia U21 will face the Faroe Islands U21 and Austria U21. #tzsportmanagement #euro #uefa #russia #u21 #qualification
Публикация от TZSportmanagement (@tzsmanagement)
– Сколько игроков вы предлагали «Рубину» за всё время сотрудничества?
– У меня в клубе три игрока и они уже были в клубе, когда мы начали сотрудничать по сборам: Оздоев, Набиуллин и вратарь Акмурзин.
– Кто из РФПЛ на карандаше у клубов Европы?
– Есть несколько клубов из Германии, которые постоянно спрашивают про Набиуллина. В бундеслиге есть тенденция искать молодых игроков, быстрых и которые будут развиваться. Эльмир – один из тех игроков, который может хорошо выступить в следующем году на чемпионате мира. У него есть скорость, хорошая левая нога, дриблинг на высокой скорости – всё это очень любят в Германии.
– Когда в последний раз к вам обращались из европейского клуба по Набиуллину?
– Последний раз о нем у меня спрашивали в начале декабря. Это клубы Германии не из еврокубков, но только на данный момент. Но Эльмир пока никуда не собирается уезжать, он всем доволен в «Рубине». Мы с ним разговаривали и, конечно, в будущем он хотел бы попробовать себя на европейском уровне, но сейчас ему хорошо в Казани.
– Оздоева отправляли во Францию, были разговоры про «Локомотив», но в итоге он в «Тереке». Почему?
– Из Франции реально был интерес, были запросы, но не было официальных обращений в клуб. Мне звонили и забрасывали удочку, интересовались его ситуацией. В «Тереке» Магомеда очень хотели видеть, хотят дать ему шанс, чтобы он играл. Оздоеву было очень важно играть, он игрок высокого качества и в клубе подчеркивали, что сожалеют о его уходе, но все понимаю, что он не может сидеть в запасе. В сборную вызывают тех, кто играет и на лучшем уровне. Если ты хочешь играть в национальной команде, то должен регулярно играть в своей команде и это касается не только Магомеда.
– Почему у него в итоге не получилось в команде Грасии? Есть мнение, что он застрял на одном уровне и не прогрессирует.
– Не могу такого сказать, потому что я общаюсь с тренерами «Рубина» и они так не считают. Причина в том, что бывают разные тактические стили у команд и это играет важную роль. Как игрок вписывается в видение тренера, в его тактические построения. Мага не играл в «Рубине» регулярно потому, что тренер посчитал, что команда будет сильнее в другом составе. Это его видение и Грасия посчитал нужным сделать так. Но это точно не из-за уровня Оздоева, потому что разговоры с Хави противоречат этой версии.
«ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АГЕНТА ПОХОЖА НА ПРОФЕССИЮ АДВОКАТА»
Публикация от TZSportmanagement (@tzsmanagement)
– Кто был вашим первым клиентом?
– Самая первая сделка, в которой я участвовал – это переход Павла Погребняка в «Штутгарт». Я участвовал в этом трансфере вместе с моим партнером, а со стороны Павла выступал Олег Артёмов. Я подстраховал немецкую сторону сделки, а Артёмов – российскую.
– Как происходит поиск клиентов?
– Часто бывает так, что если у тебя есть клиент, которого ты устроил на хороших условиях в хорошем клубе, то игроки между собой общаются и советуют. Иногда сами футболисты мне звонят. Как и у клубов, у меня тоже есть отдел скаутов, которые на меня работают и просматривают игроков в юниорских лигах. У меня есть игроки, которые играют за сборную Германии U-20, которых я веду уже с 14 лет. Мы начинаем вести молодых футболистов, общаемся и поддерживаем, налаживаем контакт с родителями, помогаем с контрактами от Nike или Adidas. Последний пример – Джордан Торунарига, с которым мы сотрудничаем с 14-ти лет, сейчас ему 19 и он подписал профессиональный контракт с «Гертой», уже дебютировал в бундеслиге и это талантливый игрок, выступающий в молодежной сборной.
– Кто ваши клиенты в РФПЛ?
– Есть молодой игрок – капитан дубля «Спартака» Миронов. Это центральный защитник, который идет в правильном направлении, хорошо развивается и всё у него получится, если он будет дальше также работать. Недавно начали сотрудничать с Гудиевым – молодым вратарем «Терека». У меня фокус на молодых игроков, потому что мне нравится помогать им расти, поддерживать парней, которые в начале своей карьеры. Считаю это правильным. Да, бывают уже состоявшиеся футболисты, которым помогаешь в каких-то деталях. В основном у меня клиенты в Германии.
– Мировая звезда, которую вы могли привести в РФПЛ, но трансфер сорвался?
– Лукас Подольски перед переездом в Турцию из Бразилии во время чемпионата мира звонил и готов был поехать в Россию. Но в итоге интересы не сошлись, и он уехал в Турцию.
– Как вы оказались в агентском бизнесе?
– Я закончил юридический факультет, получил адвокатскую лицензию и сделал лицензию агента в немецкой федерации. А затем познакомился с агентом Оливером Вендтом, который работал спортивным директором «Ганновера» с 1998 до 2002 года, вывел их из региональной лиги в бундеслигу, а затем занялся агентской деятельностью. У него была контора в Гамбурге, мы с ним познакомились и начали сотрудничать.
– В чем был его интерес?
– Он видел, что русский рынок перспективен, а для меня это родной язык и поэтому мы начали работать.
– История с Миранчуком многих убедила в том, что агенты только препятствуют трансферам и мешают футболисту.
– В трансферной саге по Миранчуку я не особо в теме, если честно. Ничего не знаю про эту сделку, но агенты ведь представляют интересы игрока. И то, как хочет клуб, не всегда совпадает с интересами футболиста.
– Пишут, что агенты Миранчука просят какие-то космические бонусы чуть ли не в 5 миллионов евро. Это адекватно?
– Некоторые громкие суммы всплывают в прессе и для давления, для внимания, а на деле правда может быть совсем другой.
– Агентов кроме игроков никто не любит, их все критикуют, называют рвачами. Как вы с этим живёте?
– Считаю, что агенты – это по сути адвокаты. Они представляют интересы игроков, а бывает клубов. У футболистов сейчас нет времени на какие-то юридические и финансовые детали, потому что они сосредоточены на футболе, тренировках, играх. Нужен либо адвокат, либо агент, которому он бы доверял. Контракт футболиста – это объемный документ со множеством приложений, есть регламенты федерации и ФИФА, и без агентов никакой большой сделки в футболе не осуществить. Эта поддержка нужна игроку как и клубу. Например, молодые игроки же не знают, чего можно ожидать, когда получаешь первый контракт, на что нужно обращать внимание, сколько получают другие, какие детали важны. Агент же видит, что может быть положено игроку, что он заслуживает, как можно добиться для него хороших условий.