erid:
Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» рассказывает об главных программах канадского телевидения, связанных с хоккеем - игрой №1 стране.
COACH’S CORNER (CBC, SPORTNET)
Дон Черри – самое загадочное, что есть не только на канадском телевидении, но и в Канаде вообще. Как человек, которого считают националистом, может работать в мультикультурной Канаде? Как он остаётся самой популярной тв-персоной, если выходит в эфир раз в неделю на несколько минут? И, в конце концов, как в 83 года у него хватает энергии, чтобы справляться со всем давлением?
Coach’s Corner существует уже 48 лет. За это время Черри упрекал Канаду за нежелание участвовать в иракской войне, миллион раз делал вид, что слышит чьё-то имя впервые (высказывание о тренере «Виннипега» Алпо Сухонене в начале 90-х: «Алпо? Это такой собачий корм?»), сомневался в человеческих качествах шведов, русских, франко-канадцев и, самое рискованное, обрушивался на боссов CBC и Sportsnet.
Вещая на две площадки, а также пользуясь легендарным брендом Hockey Night in Canada, Черри имеет огромное влияние. Периодически отсутствие политической корректности у Черри становится проблемой для телеканалов. К счастью для них, на эксперта можно воздействовать с помощью нескольких рычагов.
В главном новостном агентстве Канады The Canadian Press есть отдельный человек, который смотрит каждый выпуск Coach’s Corner в прямом эфире и делает стенограмму. Если Черри делает заявление, претендующее на скандальность, оно моментально расходится по новостным лентам. Это заставляет Черри тщательно продумывать каждое слово. «У меня ничего не слетает с языка просто так», – рассказывал он.
Другой момент – программа Черри не всегда транслировалась в прямом эфире. В 2004 году CBC настояло на том, чтобы Coach’s Corner шла с задержкой в семь секунд. Критикуя визоры, Черри сказал, что их носят преимущественно «французы и европейцы». Заявление вызвало бурю негодования не только среди французской части Канады, но и среди влиятельных политиков. Семь секунд, и CBC показал готовность снять программу с эфира, если Черри вновь выйдет за границы.
Но кажется, что ничего в этом мире не способно остановить или изменить Черри. Coach’s Corner продолжает оставаться программой №1 на канадском спортивном телевидении, а Черри – самым узнаваемым ведущим. Интересно, что программа намерено использует одиозность эксперта – достаточно обратить внимание на композицию кадра. Черри кажется ещё большим злодеем, чем он есть на самом деле, когда выступает в паре с Роном Маклином – в некричащем костюме, с приятным голосом, доброй улыбкой и умеренными взглядами.
ДРАФТ И ДЕДЛАЙН НХЛ ОТ БОБА МАККЕНЗИ (TSN)
Многие журналисты c приходом на телевидение перестают быть журналистами. Боб Маккензи – исключение. Сменив газету на ящик, Маккензи не стал шоуменом и остался тем же печатным журналистом, только с другим способом доставки информации. За 19 лет, что он провёл на TSN, у него так и не появилось по-настоящему авторского телешоу, которое можно было бы сравнить с Coach’s Corner. Маккензи, конечно, оценивает хоккейные события и делится своим мнением, но прежде всего он известен как самый надёжный и беспристрастный источник информации в НХЛ, инсайдер, который выбирает содержание, а не форму.
Маккензи в 1994 году | |
Фото: Hockey Time Machine |
Однако Маккензи слишком хорош, чтобы описывать его только словом «инсайдер». Это атлант, который держит небо на своих могучих плечах. Важно, что TSN держит большой штаб хоккейных экспертов, но не владеет правами на показ матчей НХЛ – все трансляции «перехватил» конкурент Sportsnet. В 2015 году многие предсказывали кончину хоккея на TSN, но Маккензи заверил, что отдел будет жить. «Мы уже работали без трансляций с 1998 по 2002 год, когда я только пришёл на канал», – писал он в своём Twitter. Маккензи в одиночку вывел TSN из пике во время дедлайна: эфир Маккензи в последний день обменов посмотрели 2,2 млн человек, и это вдвое больше, чем у Sportsnet (1,1 млн).
Коллеги Маккензи говорят, что он никогда не спит. В это легко поверить, когда он выдает огромное количество эксклюзива в максимально короткое время. Маккензи выходит в эфир на регулярной основе, но всю свою мощь демонстрирует именно во время онлайнов дедлайна или драфта, показывая искусство владения инсайдом, собирая огромную аудиторию и указывая Sportsnet, что без трансляций они никчёмны. Своим примером он показывает, что деньги – не самое важное в этом мире. Несмотря на огромный бюджет и претензии на монополизм, Sportsnet и сейчас не может похвастаться такой командой экспертов и инсайдеров, которую на TSN собрал, воспитал и возглавил Маккензи.
TIM & SID (SPORTSNET)
Тим Майкаллеф и Сид Сейксейро начинали на радио, входившее в Rogers Media. После их ток-шоу забралось на вершину медиа-цепи холдинга и заполучило вакантный отрезок с пяти до семи вечера в эфире Sportsnet. Программа Tim & Sid в её нынешнем формате существует третий год и показывает солидные рейтинги. По сути, это визуализированный подкаст – ведущие не выдают эксклюзивы, не встают в позиции судей, осуждая игроков и тренеров, а обсуждают последние события как болельщики.
«Сегодня у каждого есть телефон. Все и так знают, что происходит вокруг. Нужно думать, что ещё ты можешь дать этому миру?», – описывал идею Сид. Tim & Sid даёт этому миру возможность посмеяться и «выключить» мозги на время эфира. В последнее время это было единственным юмористическим телешоу на канадском спортивном телевидении. Здесь нет злой иронии, которой пропитана программа Черри. Тим и Сид добро подшучивают над хоккеистами, политиками, журналистами, представителями шоу-бизнеса и, само собой, друг над другом.
К примеру, Сид процитировал супругу президента США Мелани Трамп, которая сказала, что «ты мажешь 100 процентов бросков, которые не совершаешь» (на самом деле это высказывание Уэйна Гретцки), и аналогично скопировал речи Аль Пачино, Аллена Айверсона и Notorious B.I.G.
Также Сид съел хот-дог в прямом эфире. Так он ответил журналисту, который написал, что кафе с хот-догами в Торонто потеряло своего верного клиента Фила Кесселла после обмена в «Питтсубрг». «Почему в нашей стране человек – не важно, зарабатывает ли он 8 миллионов или нет – не может насладиться хот-догом?», – возмущался Сид.
Идём дальше: Тим выиграл спор у Сида, забросив мяч в корзину, и обыграл его в конкурсе на манер Матча звёзд. То, что Тим в обоих случаях опередил Сида, хорошо сработало на образ телеведущих. Тим выглядит умным, вдумчивым, интеллигентным. На его фоне эксцентричного Сида не хочется воспринимать всерьёз, и, кажется, всех устраивает такое положение дел. В 2016-м Сид комментировал матчи чемпионата Европы. Делал ли он вид, что разбирается в футболе? Конечно, нет. Сид с трудом выговаривал фамилии игроков, праздновал голы получше исландского комментатора, делал непонятные умозаключения, и за всем этим было реально забавно наблюдать.
JAY AND DAN (TSN)
Джей Онрейт и Дэн О’Тул – люди, которым Тим и Сид в какой-то степени обязаны работой. Джэй и Дэн первыми добавили юмор на хоккейное телевидение Канады. До 2013 года они работали на TSN и вели блок хайлайтов на Sports Centre (не путать – на американском ESPN выходит Sports Center). Их эфиры были крайне популярными. «Вся Канада засыпала и просыпалась с нашей программой, – вспоминал Джей. – Могу заверить, что в последние 15 лет большинство детей были зачаты под наши голоса». Покинув TSN, дуэт отправился в Лос-Анджелес, устроился на Fox Sports и пропал из виду в Канаде. Недавно Маккензи объявил, что Джей и Дэн вернулись на TSN и обрадовал зрителей.
Сейчас Джею и Дену нужно конкурировать с Тимом и Сидом – вероятно, новое-старое шоу на TSN и будет выходить в тот же промежуток с пяти до семи. В чём отличие программы Джея и Дена от своего аналога на Sportsnet? Здесь ещё меньше спортивной составляющей. Джей и Ден не разбираются и не собираются разбираться в хоккее, да и в спорте в целом. Их главная задача – подурачиться. Джей может сказать, что не стоит заливать хлопья водой, поскольку будет невкусно, раскритиковать своего продюсера Тима, который ставит не ту музыку, напомнить зрителю, что с утра нужно помыться, иначе будешь вонять… Короче говоря, это надо видеть.
Возвращению Джея и Дена на TSN должен быть особо рад российский вратарь «Коламбуса» Сергей Бобровский. Раньше Джей кричал БОУБ-РОФ-СКИ каждый раз, когда хоккеист попадал в нарезку лучших моментов на Sports Centre.
HOCKEY WIVES (W NETWORK)
Жёны хоккеистов, которых объединяет только то, что они жены хоккеистов, собираются вместе, делают вид, что они дружат, и рассказывают о своих семейных проблемах. На первый взгляд от такого телешоу нечего ждать. Но, как ни странно, Hockey Wives – один из самых успешных телесериалов за последнее время, связанных с хоккеем. Сейчас ведутся съёмки уже третьего сезона. Стартовые серии заняли первое место по скачиваниям в канадском iTunes. По некоторым показателям, у Hockey Wives самые высокие рейтинги в Канаде среди женщин от 25 до 54 лет.
Публикация от Hockey Wives (@hockey_wives)
«После просмотра Hockey Wives понимаешь две вещи. Первое – это не «Настоящие домохозяйки», где каждые пять минут кого-нибудь посылают нах**. Второе – здесь есть что-то канадское. Если вы ждали пустую драму и слёзных драк, то извините», – описывал сериал The Huffington Post.
Конечно, Hockey Wives из-за самого формата не может обойтись без туповатых конфликтов. Так, подруга Брэндона Праста сказала, что в случае измены «отрежет ему яйца, поджарит их и заставит съесть» (забавно, что Праста после этого обменяли в «Ванкувер», и им пришлось жить в разных городах). Но в целом сериал, передавая истории жён хоккеистов, формирует образ мудрой и сильной женщины. Например, в одной из серий жена вратаря Джейсона ла Барбера Каддет рассказывает, как растила сына, больного аутизмом, и в то же время выстраивала собственный бизнес.