комментарии 1 в закладки

Живопись Мане. Как сенегалец возродил «Ливерпуль»

erid:

«БИЗНЕС Online» сравнивает высокохудожественную игру нападающего «красных» Садьо Мане с творчеством его великого однофамильца.

«САМОУБИЙСТВО»

Картина позднего периода, написанная художником за три года до смерти. И в чём-то её предвосхитившая. Врачи уже отмечали симптомы надвигающейся гангрены, а сам Эдуард Мане погрузился в депрессию, что сказалось на творчестве. «Самоуйбиство» – одна из самых мрачных картин не только для Мане, но и для импрессионизма в целом. Но канон направления соблюдён – сцена будто бы выхвачена из жизни, а технике исполнения и сложной цветовой гамме будут завидовать многие последователи. В лучших традициях Мане, полотно вызовет скандал. Где это видано, чтобы самоубийство изображали вне исторической живописи и без мифотворческого пафоса? Да и к чему отсылает художник, не к трагическому ли инциденту с его помощником? Вдобавок ко всему общественность заподозрит, что и с самим художником-революционером что-то не так…



Что-то не так было и с «Ливерпулем». Всего пару дней назад мы рассуждали о том, что именно. В январе команда Юргена Клоппа совершила самоубийство, выкинув себя из топ-4. При всех ярких атакующих красках, победного настроения в АПЛ «красные» не испытывали более месяца. В процессе стало ясно, насколько сказывается отсутствие Садьо Мане в составе «Ливерпуля» – им будто ампутировали конечность. В субботу колоссальная роль сенегальца проявилась ещё заметнее, когда он в одиночку вытащил команду из депрессии быстрым голом. Всё перевернулось – теперь самоубийство совершила оборона «Тоттенхэма».

«ЗАВТРАК НА ТРАВЕ»

Самая известная картина Мане, обеспечившая ему место в истории. Как часто случается с великими произведениями искусства, современниками полотно было не понято и отвергнуто. Обнажённая женщина в компании двух денди – скандал, не иначе. А ещё эти чрезмерно яркие цвета и совершенно лишняя непропорционально большая женская фигура на заднем плане. Долгие труды и множество творческих находок обернулись только смехом и обвинением в дурновкусии. Пройдёт три года, и другой великий импрессионист – Клод Моне – воздаст уважение предшественнику одноимённой картиной. Сейчас цитирований «Завтрака на траве» и его упоминаний в различных произведениях искусства уже не счесть. А находки Мане с цветом и перспективой произведут одну из важнейших революций в истории живописи.



Второй гол Садьо шедевром не назовёшь. Но каково значение! Нокаутирующая «двоечка» по грустному лицу обороны «Тоттенхэма». Смелый прессинг до вратаря, скорость и неслыханная самоотдача скрывали аляповатость обороны и полностью задавили соперника. Подобная тактика шокировала и Маурисио Почеттино и зрителей, не меньше, чем неуместная обнажёнка картин Мане на выставках в парижском салоне. В первые полчаса Садьо совершил больше ударов, чем весь «Тоттенхэм». Африканец изголодался по победам и утолил голод помпезным завтраком на энфилдской траве.

«ОЛИМПИЯ»

Едва стихает скандал с «Завтраком на траве», как через несколько месяцев из-под кисти Мане выходит ещё более «развратная» картина. Со времён Возрождения подобных сюжетов удостаивались Венеры, да Одалиски, но какой-то француз позволил себе вписать в традицию обыкновенную шлюху. Наглость неслыханная – рифму «пошлой» «Олимпии» с шедеврами Тициана и Гойи способен заметить даже рядовой рабочий. Вдобавок ещё и богатый символический ряд, недвусмысленно намекающий на ремесло героини – от говорящего имени и атрибутов одежды до смелого взгляда в глаза зрителей и чёрного кота, известного символа любой «нечисти». Парижане не могли потерпеть такого цинизма, буквально оплёвывая картину и пытаясь разорвать её – пришлось даже приставить охрану. Но такой чёрный пиар сделал имя Мане только известнее. Для нового поколения художников он стал пророком, глубокий смысл произведений которого не может уловить общественность. «Олимпия» же с её гениальным контрастом, неординарной композицией и строгой геометрией по сей день является одним из величайших откровений в истории живописи.



Субботний матч для Клоппа стал тоже главным шедевром сезона. Только вот написан он был не его рукой. Ладно, как минимум в соавторстве. Бешеная энергия прессинга и так недостающая весь январь мощь – творение Мане. Легковесный и тонкоорганизованный Адам Лаллана не мог обеспечить такого напора и движения у ворот соперника. Быстро набравший форму сенегалец, раззадоренный неудачей на Кубке Африки, превратился в живой триггер прессинга, обеспечивая с партнёрами невиданное давление на оборону. «Ливерпуль» не успокаивался до самой концовки, превратив едва ли не самую организованную команду лиги в толпу зевак, стеклянными глазами уставившуюся на творчество Мане и его сподвижников.

Да, субботник «Ливерпуль» заслуживает комплиментов не меньше, чем шедевры Мане. Беда только в том, что команда Клоппа также наверняка надолго останется без признания и титулов. В футболе, увы, ярких красок и смелых экспериментов недостаточно для создания вечного шедевра.

Футбол. Чемпионат Англии. 25-й тур
Ливерпуль – Тоттенхэм – 2:0 (2:0)
11 февраля. Стадион «Энфилд». 53159 зрителей.
1:0 – Мане, 16
2:0 – Мане, 18
Ливерпуль: Миньоле, Милнер, Матип, Клайн, Коутиньо (Джан, 77), Лаллана, Фирмино, Вейналдум, Мане (Александер-Арнолд, 90), Лейва (Клаван, 82), Хендерсон.
Тоттенхэм: Льорис, Алдервейрелд, Дэвис, Уокер, Эриксен (Уинкс, 68), Ваньяма, Дембеле (Сиссоко, 77), Дайер, Алли, Сон Хын Мин (Янссен, 82), Кейн.
Предупреждение: Сон Хын Мин (28), Хендерсон (53), Матип (56), Кейн (67), Милнер (68), Уинкс (71), Дайер (78), Алдервейрелд (83).

Николай Самофалов
Оценка текста
+
0
-