erid:
«БИЗНЕС Online» рассказывает о роли североевропейских команд в истории «Ростова».
Фото: fc-rostov.ru |
Северное Возрождение – период в истории европейского искусства, следующий и тесно связанный с итальянским Возрождением. Под влиянием знаменитых титанов той эпохи мастера из Нидерландов, Германии, Англии и других стран смешали новые открытия в живописи в элементами национального характера, создав уникальный стиль. Северное Возрождение подарило нам таких гениев как Иероним Босх, Ян ван Эйк, Питер Брейгель старший, Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах старший и т.д.
Величайший период в истории футбольного «Ростова» также тесно связан с севером континентальной Европы – особенно с фламандцами. Оказав несколько веков назад огромное влияние на историю европейской культуры, сегодня они сыграли решающую роль в футбольной истории скромного Ростова.
***
«АНДЕРЛЕХТ» – ЯН ВАН ЭЙК
Ван Эйк стал зачинателем Северного Возрождения, сильно повлияв как на земляков-последователей, так и на историю культуры в целом. Началом же большой европейской жизни для «Ростова» стал «Андерлехт». Тоже фламандцы, тоже талантливые, но далеко не столь влиятельные и маститые.
Футбол бельгийского гранда всегда отличался такими же яркими красками, какие ван Эйк использовал для своих картин. Молодые звёзды Стивен Дефур, Юри Тилеманс и Фрэнк Ачимпонг давно на виду у клубов побогаче, а первый после и вовсе оказался в АПЛ – Тилеманс давно на очереди. Но даже их красочная, словно портреты ван Эйка, техника не помогла при взламывании обороны «Ростова». В первом матче ростовчане присматривались к европейским классикам, отыскивая характерные черты. Если ван Эйк не допускал промахов и вписал себя в ранг величайших художников мира (в той же картине «Мадонна в церкви» пересмотрел основные открытия итальянского Возрождения – работу с перспективой, условность фонового пейзажа, симметрия, религиозный символизм), то «Андерлехт» явно давно утратил величие. Первый матч он с трудом вытянул на 2:2 и дал Курбану Бердыеву лишь материал для изучения.
«Портрет четы Арнольфини» | |
Викисклад |
К игре в Брюсселе тренер подошёл словно фламандский мастер. Он не только отыскал все слабости соперника, но и подготовил несколько сюрпризов. Как и величайшая картина ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» схема «Ростова» с тремя центрбеками выглядела вполне обычной. Однако и там, и там скрывается целый ряд важных мелочей. Ван Эйк наполнил портрет супругов множеством символом любви (собака – верность, апельсины – плодовитость и благосостояние), а также сделал революционное открытие – поместил в центр композиции зеркало, где изобразил невидимую никем доселе внешнюю часть живописного полотна. Вывернул наизнанку схему и Бердыев: правый фланг был перегружен однотипными, на первый взгляд, Тимофеем Калачёвым и Денисом Терентьевым, а Александр Бухаров превратился в талантливого плеймейкера, уходящего в глубину. Мощнейшая победа задала старт возрождению бердыевского футбола в Лиге чемпионов.
«АЯКС» – ИЕРОНИМ БОСХ
Босх – едва ли не главный исследователь человеческих пороков в истории живописи. Пороки же Бердыева всплыли как раз в период игр против «Аякса», когда его резко передумал подписывать «Спартак». Вероятно, тренер с неоднозначной репутацией мог бы стать идеальным персонажем для всех фрагментов картины «Семь смертных грехов», но обсуждать человеческие качества нам сейчас незачем. Важно другое – Бердыев сам потрясающе подмечает «грехи» соперников своей команды.
«Сад земных наслаждений» | |
Викисклад |
Всё прошло по старой схеме, только гораздо более убедительно. Ничья в первом, гостевом матче была более спокойной – всего-то 1:1. Зато дома ростовчане разошлись, сыграв лучший матч в свой истории. Они приготовили для «аяксидов» подлинный босховский ад. Нет, насаживания на музыкальные инструменты и пыток странными птицеподобными существами не было, но и на такую альтернативу голландцы наверняка согласились бы. «Ростов» красочно разнёс легендарный клуб с крупным счётом, указав на несовершенство классической схемы 4-3-3 против 5-3-2. Бердыев в новом качестве, но попал в Лигу чемпионов и принялся творить величественный триптих.
«БАВАРИЯ» – АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР
Дюрера, по справедливости, можно назвать немецким Леонардо да Винчи. Его талант был столь же безграничен: помимо живописи Альбрехт оставил наследие в математике, ксилографии, теории искусств, армейском деле, а также стал первым художником, написавшим автобиографию. Стиль его работ многим до боли напоминает Леонардо. Подобным талантом и разносторонностью в мире обладает всего один футбольный клуб – «Бавария».
«Автопортрет» | |
Викисклад |
Первым же матчем они нарисовали свой прекрасный златовласый портрет – домашние 5:0 стали отличной лигочемпионской визиткой новой команды Карло Анчелотти. Как и Дюрер, немецкая команда стала не только флагманом группы, но и всей Европы. Но ровно также их таланта не хватило надолго. Выверенный реализм перестал быть актуальным. С Дюрера переключились на более изощрённых авторов, вроде того же Босха, а прямолинейные быстрые атаки «Баварии» раскусили даже середняки бундеслиги. В тёмные дни травм и спада случилась ответка в Ростове. Именно так оформилась очередная историческая победа Бердыева над грандом и свершилось свержение титана с Олимпа.
ПСВ – ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ
Победить ПСВ, в отличие от всех прошлых случаев, «Ростов» так и не смог. Равно как никто из современников и ближайших предшественников не превзошёл Брейгеля. В нём уместилось и наследие итальянцев, и сюрреализм Босха, и символизм ван Эйка.
«Крестьянский танец» | |
Викисклад |
Всё это ростовчане проходили и в памятные минуты игр против эйндховенцев. Равно как и не обошлось без спрятанных сюрпризов. Но главное, что в чём пересекается творчество Брейгеля и еврокубковый экспириенс «Ростова» – внимание к народной культуре. Простой народ – главный персонаж Брейгеля и зритель «Ростова» (сколько бы сложностей он ни испытывал). Именно ничья с ПСВ впервые в рамках основной сетки Лиги чемпионов стала поводом, чтобы массово сплясать хмельной танец. Вчерашняя игра и вовсе может остановить город на неделю. Клуб, который едва год назад ни остановил будущего финалиста на стадии 1/8 финала , так и не смог одолеть «Ростов». Не зря Бердыев на предматчевой тренировке устанавливал мольберт в центре поля.
У Брейгеля есть известная символичная гравюра «Большие рыбы поедают малых». Ей в начале сентября можно было бы проиллюстрировать группу D. Но вышло всё иначе: кто-то не раскусил, а кто-то подавился. Похоже, за эту осень «Ростов» сам превратился в большую рыбу.