erid:
Авторитетный североамериканский портал Sportslogos.net – LinkedIn в мире спортивного дизайна – поставил казанскому «Ак Барсу» оценку «неудовлетворительно». В опубликованном на днях дизайнерском рейтинге эмблем клубов КХЛ команда из Казани оказалась на втором месте. С конца. Как эмблемы «Нефтехимика» и «Салавата Юлаева» оказались выше, кто виноват и что делать – в материале «БИЗНЕС Online».
МЕЖДУ «СЕВЕРСТАЛЬЮ» И «ВИТЯЗЕМ»
Обсуждения вышедшего в конце прошлой недели рейтинга эмблем клубов Континентальной хоккейной лиги не утихают и по сей день. Составлен рейтинг был североамериканским сайтом, сфокусированном на тематике спортивного дизайна, Sportlogos.net. Cвои оценки на этом портале выставляют не обыватели, а дизайнеры, часть из которых работает в мире большого спорта. Значительное количество пользователей сайта составляют североамериканцы, так что оценки можно назвать абсолютно беспристрастными.
Логотип «Ак Барса» в составленном рейтинге оказался на втором месте среди клубов КХЛ. С конца. Средняя оценка по 10-балльной шкале – 4,4, ниже только у «Северстали», строчкой выше - чеховский «Витязь». Барс на фоне голубого экрана, кривой и устаревший шрифт – эмблема не появляется даже на форме клуба, уступая место гербу Татарстана. При этом совершенно непонятно, к чему в эмблеме голубой цвет. Этот логотип был разработан ещё в 1995 году и с того момента не изменялся. Для клуба, который давно считается одним из лучших в России, ситуация поразительная.
Логотип клуба никогда не размещался на фронтальной части игрового свитера, там, где как раз и должен располагаться логотип. В сезоне 2002/03 на груди у игроков был неровно нарисованный барс, в остальные же годы там находился привычный герб Татарстана, который многие уже давно принимают за настоящую эмблему «барсов». Просто представьте, что на его месте была бы настоящая эмблема клуба – форма была бы реально ужасной.
«Ак Барс» в сезоне 2002/03 | |
Занимательно, что ретро-логотип СК имени Урицкого оценивается пользователями сайта выше – 5,6. «Ак Барс» применял эту эмблему в сезоне 2011/12 и почему-то забыл про неё, хотя в год 60-летия клуба вполне мог вспомнить былое. На основной логотип она, конечно, тоже не тянет, но всё равно выглядит лучше нынешней.
ХУЖЕ «САЛАВАТА»
Извечный соперник казанского клуба «Салават Юлаев» недавно модернизировал логотип, но обновлённая эмблема пока имеет не так много оценок. Впрочем, первые показатели очень оптимистичны – пока средняя оценка 8,0. Прежняя же эмблема оценивается на Sportslogos.net чуть выше, чем «Ак Барс» – 23-е место в лиге. Уфимцы не стали сильно менять свой логотип, но для «барсов» такое «лёгкое» обновление не станет мудрым решением – нужно менять эмблему кардинально.
Выше котируется и логотип «Нефтехимика», который использует спонсорский логотип «Нижнекамскнефтехима», совмещённый с буквами «Н» и «Х». Выглядит не очень, но нижнекамцы вряд ли могут изобразить что-то иное. Более того, логотип «Ак Барса» оценивается ниже, чем логотипы клубов из его системы – «Барса» (ВХЛ) и «Ирбиса» (МХЛ). У «Барса» действительно довольно неплохая эмблема – в Высшей Лиге казанцы точно не входят в число худших по этому компоненту.
Лучшим же в КХЛ признан логотип «Амура», который был разработан пару лет назад и произвёл фурор – такого красочного и яркого логотипа в лиге ещё не было. Чётко и изящно прорисованный амурский тигр выглядит очень эффектно, к преимуществам можно отнести и отсутствие лишних надписей (изначально внизу была надпись «Амур»). Подобное решение может подойти и «Ак Барсу» – нужно всего лишь грамотно прорисовать животное, с которым ассоциируется команда. Бояться сходства с «Барысом» не стоит – логотип клуба из Астаны также не выдерживает никакой критики.
«ТО, ЧТО МНОГО ЛЕТ СЛУЖИЛО, ТАК ПРОСТО НИКТО НЕ МЕНЯЕТ»
Подобная ситуация – «публичная медийная порка» и предпоследнее место рейтинга – наверняка не останется без внимания амбициозным руководством «Ак Барса». Правда, публично о ребрендинге в команде Наиля Маганова, гендиректора «Татнефти», в мае 2016 года занявшего пост президента «Ак Барса», пока никто не заявлял.
Разговоры, впрочем, ходили и ранее, еще до прихода в главный хоккейный клуб республики самого Маганова. В октябре 2014 года на заседании общественного совета «Ак Барса» дошло даже до представления вариантов нового логотипа.
«Старый логотип кому-то нравится, а кто-то подвергает его критике. Вообще, мы находимся в республике, где то, что много лет служило, так просто никто не меняет. Могу сказать, что не будем принимать каких-то принципиальных решений без учета общественного мнения. Логотип же неплохой», - сказал тогда в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» директор «Ак Барса» Шамил Хуснутдинов. Выбранный альтернативный логотип в итоге сделать основным не решились, разместив его по бортам клубного автобуса. Но - дальше дело не пошло, а воз, как говорится, и ныне там. Кстати, забавная деталь: оценка альтернативного логотипа клуба на сайте Sportlogos.net - 6.0, то есть на полтора балла выше основного. Тоже не густо.
Еще один фактор, который может подтолкнуть руководство одного из главных брендов республики к чуть более активным действиям в плане «смены гардероба» - внимание абсолютно незаинтересованной иностранной прессы. В Татарстане хорошо известно трепетное отношение руководства республики к инвестиционной привлекательности региональных брендов. Особенно, если это касается спортивных клубов.
«Большая четверка» клубов из столицы Татарстан – футбольный «Рубин», баскетбольный УНИКС, волейбольный «Зенит» и, конечно, «Ак Барс» – работает в том числе и на создание в мире бренда успешной, современной республики. Если говорить непосредственно о хоккее, то его целевая аудитория – страны Восточной Европы и Скандинавии. И, откровенно, показывать европейцам нынешнюю эмблему «Ак Барса» - стыдно. В отличии от качественного, интересного хоккея, который в этом сезоне показывает команда Зинэтулы Билялетдинова.
«АК БАРСУ» НУЖНО БЫЛО МЕНЯТЬ ЭМБЛЕМУ ГОРАЗДО РАНЬШЕ, ЧЕМ «РУБИНУ»
Максим Шишикин, руководитель группы дизайнеров «Нэфис Косметикс»:
– «Ак Барсу» нужно было менять эмблему гораздо раньше, чем «Рубину», еще много-много лет назад. Само исполнение эмблемы отвратительное, шрифт нечитабельный. Конкретные недостатки? Вся эмблема полностью, начиная с наполнения. Графика как таковая отсутствует — это набросок просто, идея.
Есть современные тенденции, на которые следует ориентироваться при создании нового логотипа. Тенденции вообще есть во всех сферах рынка. Хоккей тоже в определенной части рынок. Они, клубы, торгуют интересом к спорту, интересом к себе. Нужно ориентироваться на лучших. На кого именно? Например, «Сибирь» или «Адмирал».
Михаил Антипин, автор формы и логотипов «Амура», «Адмирала» и «Автомобилиста»:
– Заслуженно ли эмблема «Ак Барса» находится на предпоследнем месте в КХЛ? Конечно. С их логотипом всё настолько очевидно, что даже говорить не о чем. Очень жаль, что клуб сделал из этого какой-то многосерийный сериал, ведь ещё два года назад были разговоры о ребрендинге.
Сергей Насекин, дизайнер:
– Я согласен с этим сайтом, потому что логотип «Ак Барса» вообще ни в какие рамки не лезет. Почему? Во-первых, он как минимум устарел. Во-вторых, он в принципе не выдающийся был.
Смена эмблемы «Ак Барса» назрела значительно больше, чем «Рубина». У «Рубина» не такая плачевная ситуация была, сейчас, вроде бы, остановились, пришли к результату не мытьем, так катанием. А «Ак Барсу» однозначно эмблему надо менять, и эту тему поднимали какое-то время назад, в частности и «БИЗНЕС Online» поднимал.
Другое дело, логотип «Ак Барса» на клубном автобусе… Он достаточно модный, современный, существенно лучше, а самое главное — в стиле хоккейных клубов. У хоккейных клубов есть определенная эстетика. И эмблема «Ак Барса» выглядит архаично, устаревши и очень замороченно.