комментарии 0 в закладки

«В Монреале вместо «Пи Кей!» кричат «Ра-ду!». Как «Монреаль» «обрусел» вопреки тренду

erid:

Как Сергачёв выучил английский за три месяца и зачем Радулов хотел запретить русский в раздевалке – в материале канадского издания The Globe and Mail, фиксирующему один факт: россиян в НХЛ становится всё меньше и меньше.

Александр Радулов (№47)
Фото: Minas Panagiotakis / gettyimages.com

«МАРКОВ РЕАЛЬНЫЙ МУЖИК. ВСЕ ЗНАЮТ ЭТО»

Во франкоязычном «Монреале» стало больше американцев. Но это не значит, что английский – единственный язык в раздевалке. В тренировочном лагере Александр Радулов, прибывший из КХЛ, предложил ввести новое правило: никакого русского. В большинстве случаев это помогло бы решить проблему. Но в этом году у «Хабс» сразу семь россиян (два из них – Алексей Емелин и Андрей Марков – участвовали в Кубке мира и появились чуть позже), а это 11,5% состава.

После выбора Михаила Сергачёва в первом раунде драфта «Канадиенс» подписали пять русскоязычных игроков – больше чем у «обрусевшего» «Вашингтона». «Иногда мы намерено молчим. Удивительно. В команде только и говорят на русском, а остальные не понимают, что, чёрт возьми, происходит, – говорит Алекс Гальченюк, американец с белорусскими корнями, который несколько лет провёл в России. – Забавная ситуация».

Только что закончилась тренировка. Никита Щербак - уроженец Москвы, выбранный в 2014 году в первом раунде, теперь игрок АХЛ, подошёл к Гальченюку и начал о чём-то перешёптываться на русском. «Хорошо, когда ты слышишь родной язык. Молодым ребятам особенно повезло, что у них есть возможность задать вопросы Радулову и Гальченюку, – говорит Щербак. – Думаю, много людей в России стали следить за «Монреалем».

«Хабс» начинает глобализацию. Радулов, к примеру, мгновенно покорил фанатов клуба. Александр рад, что у его молодых земляков есть возможность пообщаться на родном языке. Но он считает, что для адаптации в Северной Америке важно выучить английский. «Я был в такой ситуации, знаю, как всё устроено», – говорит Радулов, который выступал в юниорской лиге в команде Патрика Руа, вернулся в КХЛ после неудачной попытки закрепиться в «Нэшвилле».

30-летний Радулов вполне может считаться старичком, но не в команде, где есть 37-летний Андрей Марков – человек, которого можно назвать главным русским хоккеистом в Северной Америке. Так, Алекс Овечкин обедает с Марковым каждый раз, когда «Вашингтон» приезжает в город. Уверенный, крепкий Сергачёв тоже планирует познакомиться с Марковым поближе. Сергачёв в прошлом году перешёл в «Уиндзор» из ОХЛ, он родом из Нижнекамска, что за тысячу километров от Москвы, он плохо знает английский и часто пользуется переводчиком на своём смартфоне. «В моей стране все знают, что он реальный мужик», – говорит 18-летний хоккеист о Маркове. Гальченюк подтверждает это: «Его ведь не зря называют Генералом».

Андрей Марков
Фото: Minas Panagiotakis / gettyimages.com

«КОМУ НЕ НУЖНО МАСТЕРСТВО РОССИЯН?»

Раньше русский язык можно было часто услышать в раздевалках клубов НХЛ. После развала Советского Союза в НХЛ стало появляться больше игроков из России. В сезоне 1992/93 выступало 50 россиян, в 2000/01 – 71. В прошлом сезоне было только 27 российских игроков, которые провели в НХЛ не меньше 20 матчей. Некоторые из них летом отправились в КХЛ. Самые яркие примеры – Павел Дацюк, чей уход из «Детройта» в 37 лет был предсказуем, и бывший форвард «Далласа» Валерий Ничушкин, чей переход был менее ожидаем.

Тренд последних 10 лет очевиден. Взять прошлый сезон: сразу 14 клубов не прибегали к услугам российских игроков и в какой-то степени помогли развитию КХЛ, где, может быть, не так хорошо, зато нет налогов. Кто-то выбирает КХЛ после неудачных переговоров по контракту, кто-то не может утрясти вопросы с семьёй, кто-то просто становится жертвой стереотипов. Многие руководители всё ещё боятся подписать новых Алексеев Яшиных и Никит Филатовых.

Свой след оставило и удивительное решение Ильи Ковальчука вернуться в КХЛ в 2013 году по завершению своего 100-миллионого контракта с «Нью Джерси» на три года. Кстати, Ковальчук сейчас угрожает своей команде, что вернётся в НХЛ этим летом. Как бы то ни было, история Радулова, которому дали третий шанс в НХЛ и которого сразу полюбили болельщики, оставляет надежду. Вот только этого недостаточно: пять клубов НХЛ всё равно не рассматривают игроков из страны, которая выиграла шесть молодёжных чемпионатов мира и чьи хоккеисты постоянно выступают в юниорских лигах Северной Америки.

Гальченюк не видит в этом никакого заговора: «Я уверен, что многие команды хотят получить себе хороших игроков. И не важно, откуда они прибыли. Российские игроки обычно очень мастеровиты, а кому не нужно мастерство?». Но агенты, скауты, руководители как правило говорят о другом. «Да, сдержанность некоторых клубов действительно можно заметить. Всегда можно найти игрока из Северной Америки вместо россиянина», – сказал опытный агент, пожелавший остаться анонимным. Другие считают, что клубы начинают отказываться от услуг россиян из-за потолка зарплат.

Всё это в той или ной мере привело к консерватизму. Одни команды просто не подписывают никого из России, другие берут игроков не ниже 180 см, третьи отказываются от выбора вратарей в первом раунде. В то же время есть клубы, которые славятся своей гостеприимностью к русским и умением успешно проводить драфты: «Вашингтон», «Тампа», «Детройт».

«МОЛОДОМУ ТРУДНО ПОЛУЧИТЬ 10 МИНУТ В КЛУБЕ КХЛ»

Когда Стив Айзерман сменил «Детройт» на «Тампу», он потратил первые три номера на драфте на российских игроков (и сорвал джек-пот, взяв Никиту Кучерова). Это очень рискованная стратегия, учитывая, что в случае каждого игрока из России есть фактор КХЛ и страх неизвестности. Взгляните на Ничушкина, Евгения Кузнецова или Владимира Тарасенко – все эти игроки были выбраны над драфте под 10-м номером или ниже. Возможно, Сергачёв – новичок «Монреаля», Щербак – один из девяти россиян на драфте-2014, Иван Проворов – выбор «Филадельфии» в 2015-м году, пополнят списки игроков, которых незаслуженно списали со счетов.

Михаил Сергачёв
Фото: Minas Panagiotakis / gettyimages.com

Что касается подписания свободных агентов из КХЛ, здесь та же рискованная история. Обычно клубы готовы потратиться на проверенных игроков, как Радулов, или тех, кто блистает своим мастерством, как Артёмий Панарин. Если верить слухам, то «Монреаль» хотел видеть у себя и Панарина, и форварда Вадима Шипачёва, чей контракт подойдёт к концу в 2017 году.

«Канадиенс» всегда были дружелюбны к россиянам – вспомните Алекса Ковалёва. Но, как и многие клубы в НХЛ, «Хабс» в последнее время предпочитают подписывать «американизированных» россиян – игроков, которые играли в американских юниорских лигах. Это и Щербак, и Сергачев. Михаил, к слову, все-таки смог выучить английский за три месяца с помощью переводчика на смартфоне.

Игроки, которые могут позволить себе играть в Америке, уезжают за океан задолго до драфта НХЛ. Это сказывается на программах развития игроков, которые принимаются в России. «Молодые хотят попасть в НХЛ как можно быстрее. Я не говорю, что плохо начинать карьеру в России, но иногда молодому трудно даже получить 10 минут в клубе КХЛ. Юниорские лиги в Канаде отлично подходят, они готовят ребят к маленьким площадкам, – говорит Гальченюк. – Игроки лучше адаптированы к хоккею, они говорят по-английски и встречают меньше трудностей, когда участвуют в тренировочных лагерях».

Помимо Радулова, есть случай Алекса Сёмина. Он участвовал только в 15 матчах прошлого сезона, и можно сказать, что этот эксперимент провалился. Так что есть вероятность, что Радулов также не сможет заработать долгосрочный контракт с «Хабс». Конечно, его игра на старте сезона говорит об обратном. Фанаты вместо «Пи Кей!» кричат «Ра-ду, Ра-ду!». Но следующим летом Марков станет свободным агентом. А 4,1 млн. долларов Емелина в платёжке становятся роскошью для «Монреаля». Возможно, скоро количество российских игроков в «Хабс» уменьшится. Но тренд на глобализацию не исчезнет. Да и к тому же появятся ещё варианты с российского рынка.

Шон Гордон / The Globe and Mail

Артур Валеев
Оценка текста
+
0
-