комментарии 0 в закладки

Сторонник «Крым наш!» против ученика антипутиниста: почему хорошо, что в шахматы вернулась большая политика

erid:

Сегодня ночью в Нью-Йорке стартовал 55-й матч за звание чемпиона мира по шахматам. В борьбе за корону встретились россиянин Сергей Карякин и норвежец Магнус Карлсен. Обозреватель «БИЗНЕС Online» Джаудат Абдуллин рассказывает о схожем и разном в карьерах каждого из супергроссмейстеров и объясняет чем вызван повышенный интерес к этому противостоянию.

СПОРТ, СТАНОВИТСЯ БОЛЬШИМ СПОРТОМ, КОГДА В НЕГО ВМЕШИВАЕТСЯ БОЛЬШАЯ ПОЛИТИКА

Главная звезда современных шахмат Магнус Карлсен
Carl Court / gettyimages.com

Когда мы говорим, что спорт вне политики, мы, конечно же, лукавим. Большой спорт – это большая политика. Да, есть виды спорта и ситуации, когда хотелось бы, чтобы политики не было вообще. Если вспомнить Олимпиаду в Рио, то там обстановка вокруг Игр была настолько политизирована, что хотелось больше «чистого спорта». Хотелось бы до минимума сократить присутствие политики в футболе, который сам по себе вызывает такой интерес, что дополнительно повышать градус интереса к нему чревато даже войнами, как произошло в семидесятые годы, когда из противостояния на футбольном поле Гондураса и Сальвадора разгорелась война.

Но, есть виды спорта, где политика просто необходима. К ним относятся шахматы. Любители этой древней игры могут до хрипоты спорить, чем являются шахматы – искусством, наукой или спортом, но вряд ли будут оспаривать то, что шахматы – это политика. Так было, когда не мог определиться со своим гражданством Александр Алёхин, которого, в зависимости от обстоятельств, то привечали, то проклинали эмигрантские круги и советские официальные власти. Так было, когда на международную арену вышли советские шахматисты, которые «отставили» от борьбы за мировую корону американцев. Так было, когда Америка взяла кратковременный реванш за счет своего сумасбродного таланта Роберта Фишера. Так было, когда за шахматную корону боролись исключительно выходцы советской шахматной мысли, только представляли они кумира самиздата и оппозиции Виктора Корчного или буревестника перестроечно-разрушительных процессов Гарри Каспарова, бросавших перчатку адепту советского строя Анатолию Карпову.

С развалом СССР большая политика ушла из шахмат, и это только навредило тому интересу, который всегда вызывали вокруг себя этот вид спорта. Потому, что свято место пусто не бывает, и место большой политики заняла большая свара. Это и грызня Каспарова и его ПША, профессиональной шахматной ассоциации с ФИДЕ - международной федерацией шахмат. Это и недоразумение в виде туалетного скандала, произошедшего во время матча за шахматную корону между россиянином Владимиром Крамником и Веселином Топаловым из Болгарии. Но всё это, даже в общей массе не могло придать шахматам то внимание общественности, которое они заслуживали, и тот интерес, который имели, подчас и благодаря обстоятельствам сопутствующим, когда за шахматной доской сходились не просто два шахматиста, а представители либо двух мировых систем, либо двух мировоззрений.

Сейчас в борьбе за корону сойдутся две личности, в биографиях которого есть много схожего, но в жизни которых произошло и происходит столько разного, что двух более противоречивых фигур среди претендентов на шахматный титул сложно было бы найти.

ГЛЯЖУСЬ В ТЕБЯ, КАК В ЗЕРКАЛО

Начнем со схожестей. Практически все они будут касаться детства обоих К, как принято со времен Корчного - Карпова - Каспарова характеризовать матчи «гигантов шахматной мысли». Оба родились там, где занятия шахматами казались не более, чем возможностью времяпровождения. Карлсен родился в Норвегии, где, по какой-то счастливой для шахмат случайности, ему не подарили лыж. Если бы они попали в руки юного Магнуса, то тот встал бы на них, а с возрастом уже сам решал, куда ему податься – в лыжный спорт или биатлон, либо, на худой конец, двоеборье, горнолыжный спорт, прыжки с трамплина. В качестве альтернативы он мог бы выбрать греблю, как еще два его земляка по родному городу Тёнсберг, но шахматы точно стояли бы последними в качестве вида спорта, где может добиться успеха уроженец Норвегии. Дошло до того, что, когда выросшему на постижении шахмат через компьютер и интернет Карлсену необходим был тренер, то такового нашли среди… футболистов. Симен Агдестейн, достаточно успешно совмещавший футбол и шахматы, профессионально играл до 25 лет, успев 8 раз выйти в футболке сборной Норвегии. До 25 лет он успел сыграть за родной «Люн», команду высшего дивизиона чемпионата Норвегии 92 матча, и забить 37 мячей. И бегал бы так и дальше, если бы не повторный разрыв связок. Потом, ища себе применение, Агдестейн организовал шахматную школу, куда попал 8-летний Магнус.

Сергей Карякин родился в Симферополе, где также шахматы не были в почете. Единственный достойный шахматист советского времени Владимир Маланюк приехал в город российской славы из Архангельска, но завершил серьезную карьеру в 1998 году, когда Карякину едва исполнилось восемь. Другой сильный представитель симферопольской шахматной школы Александр Онищук эмигрировал в США в 2001 году, когда Карякину было 11. Возможно, спарринги с ними помогли юному Карякину в достижении невероятного результата, когда он стал самым юным гроссмейстером в истории мировых шахмат, выполнив необходимый норматив в 12 лет 211 дней. Почему спарринги? Да потому, что никакие компьютерные шахматы не могут наработать необходимый для закаливания шахматного характера эффект. Кстати, Карлсен стал третьим по юности гроссмейстером мира, достигнув этого звания в 13 лет 149 дней. И в этом он также схож со своим соперником из России.

ТАКИЕ РАЗНЫЕ

Галия Камалова и Сергей Карякин
Oleg Nikishin / gettyimages.com

Первое, что бросается в глаза в жизненном укладе двух претендентов на мировое шахматное господство, это семейное положение. Карякин женился и развелся еще на Украине, когда его избранницей стала местная шахматистка Екатерина Должикова, которая была старше супруга на два года. Несмотря на, казалось бы, общность интересов, два служителя богини шахмат Каиссы быстро расстались. Надеемся, что этому обстоятельству не поспособствовал тот факт, что Карякин получил российское гражданство. Таким уж насыщенным вышел у него июль 2009-го. 24 июля женился. 25 июля получил гражданство России. Сейчас Карякин женат во второй раз, теперь уже на бывшей шахматистке Галие Камаловой. У пары есть годовалый ребёнок. В отличие от ровесника 26-летний Карлсен пока не спешит связывать себя узами брака. Его главною любовью, помимо шахмат, является мадридский футбольный клуб «Реал».

Видимая разница бросается в глаза, если ознакомишься с биографией родителей двух спупергроссмейстеров. Карякин-старший для того, чтобы элементарно выжить, после развала СССР продавал на рынке линолеум, обои, плитки, производил и торговал пирожками. В противовес этим историям, характерным для первых лет развала нашей страны, Карлсены могут вспомнить, как всю семью – отца, маму, трех дочерей и 13-летнего Магнуса, компания Microsoft отправила в мировое турне сроком на год.

Также разными видятся политические пристрастия соперников. Карякин выбрал Россию не потому, что предчувствовал «Крым наш». Ему тяжело было развиваться на родине, все-таки, крымская школа шахмат значительно слабее, чем львовская, одесская, киевская или донецкая. Да и представители этих школ в достаточно массовом порядке покидают Украину. Помимо этого, он ощущал себя россиянином. И здесь чувствовалась заинтересованность в нем. К тому времени, когда 19-летний Карякин в 2009 году получил российский паспорт, было очевидно, что одна из сильнейших мировых шахматных школ испытывает серьезный кризис. Сильные шахматисты были, а человека, способного замахнуться на шахматную корону после Владимира Крамника не предвиделось.

Что касается Карлсена, то он в том же 2009 году начал тренироваться и плотно общаться с Каспаровым. И в своём общении они вряд ли могли обойти тему отношения Каспарова к России.

Во всяком случае, так считает гроссмейстер Сергей Рублевский:

- Каспаров мутит воду? Есть такое. Предыдущие поколения уже имели возможность увидеть то, к чему приводят его революционные замыслы. Нынешнее, в лице Карлсена, Фабиано Каруана и Хикаму Накамура, - пока нет. Никакого конструктива от Каспарова не исходило. Он так и не смог предложить никакого внятного проекта, хотя задействовал на выборы немало сил и средств.

Другой гроссмейстер Ильдар Ибрагимов также обозначил свое отношение к сотрудничеству Карлсена и Каспарова.

- Возможно, из-за влияния своего давнего учителя Каспарова Карлсен не хотел подписывать контракт на свое участие в прошлом чемпионском матче после того, как Кирсан Илюмжинов нашел миллион евро для проведения матча в России, в Сочи. Ананд подписал контракт тут же, а Карлсен несколько раз переносил подписание контракта. На момент подписания контракта Карлсен играл в сильном международном турнире в Сент-Луисе, который проводится на деньги американского миллиардера Рекса Спрингфилда. Не исключено, что с подачи Каспарова, который сейчас по нелюбви к России даст 100 очков вперед пресловутому американскому сенатору Джону Маккейну, на Карлсена и началось давление, чтобы он не играл матч. В перспективе было повторение ситуации 20-летней давности, когда на деньги Спрингфилда можно было бы провести другой, альтернативный матч за чемпионскую корону и в очередной раз попытаться расколоть шахматный мир. Один раз Каспарову это удалось, но, к счастью, Карлсен слушает-слушает, а думает все-таки собственной головой, и буквально в последний момент он подписал контракт. Но не исключено повторение подобных ситуаций и в будущем, потому что у Рекса неограниченные финансовые возможности, а у Гарри - неограниченная злоба по отношению к России.

Как бы то ни было, а столкновение за доской столь схожих в детстве, и столь разительно отличающихся в молодые годы шахматистов, будет вызывать усиленный интерес. И это хорошо. Пусть даже матч получится с налетом скандальности. В конце концов, это на сегодня один из самых быстрых способов привлечь дополнительное внимание к событию.

Джаудат Абдуллин
Оценка текста
+
0
-