erid:
Бывший замглавы администрации Республики Башкортостан, первый президент ФК «Уфа» Ростислав Мурзагулов в эксклюзивном интервью «БИЗНЕС Online» рассказал, почему матчи «Рубина» и «Уфы» должны получить статус дерби, и как это должно произойти.
Ростислав Мурзагулов | |
Фото: Facebook |
«УФА» И «РУБИН» БЫЛИ С РАЗНЫХ ПЛАНЕТ, НО СЕЙЧАС БУДЕТ ИНТЕРЕСНО
– Ростислав, есть мнение, что статус дерби помог бы и «Уфе», и «Рубину» привлечь людей на стадионы. Согласны с этим?
– Не то, что мог бы, я надеюсь, что он и привлечет отчасти именно поэтому. Это дерби имеет место. Оно не только спортивное, оно общественно-политическое, поскольку это два региона, в которых живут люди, которые ничем не отличаются друг от друга, но называются по-разному и относятся друг к другу очень ревностно. Естественно, это создаёт предпосылки к соперничеству, и в спорте тоже. Рахимов - наш главный бабай говорил, что башкиры – это те же татары, только дикие. Понятно, что это шутка, но в ней только доля шутки. Просто мы подальше живём от Москвы и от Европы, а они – поближе. Отсюда и предпосылки для ревности, зависти, которые имеются. Естественно, всё это должно привлекать на стадионы, и привлекает, если говорить о хоккее.
Футбол у нас вообще только зародился, многолетних традиций нет. Наверное, дерби «Уфа» – «Рубин» одной из таких традиций должно стать. Такое дружеское состязание – на пользу обоим регионам. Если бы мы друг друга нахваливали с утра до вечера, то большого развития из этого бы не получилось. Когда в семье растут два брата, они ведь друг над другом подтрунивают, и часто это помогает им состояться в жизни. Такая же логика может сработать и здесь.
– Почему в футболе, в отличие от хоккея, до сих пор к матчам между командами не относятся как к принципиальному соперничеству Уфы и Казани?
– Давайте будем объективны, весовые категории у клубов разные. «Рубин» был чемпионом России, выигрывал у «Барселоны» на «Камп-Ноу.» Естественно, они были с разных планет. На полном серьёзе уфимские болельщики не могли пойти на стадион с желанием увидеть: «Вот мы сейчас одолеем татар!». Это было малореалистично. Но в этом сезоне, когда «Рубин» находится ниже нас в турнирной таблице, и когда мы обыгрывали в гостях «Спартак» и «Локомотив», а они теряли очки с аутсайдерами, должно быть интереснее. При этом я уверен, что «Рубин» занимает не своё место и тоже поднимется наверх.
– В прошлый раз, когда мы общались, вы рассказывали о политической подоплёке дерби. Очевидцы рассказывали, что в 70 - 80-х годах первые лица ставили задачу «Салавату Юлаеву» обыграть Казань, при этом результаты на сезон были не важны. Сейчас политическая ситуация в регионах – главный фактор для дерби?
– Хамитов, например, относится без эмоций ко всем процессам. И к футбольному так же прагматично. Он просто понимает, что футбол даёт республике гигантскую цитируемость, что он даёт республике хорошее промо на уровне страны и мира. А что касается дерби, он наверняка понимает, что если дерби раскрутится, то цитируемость станет ещё лучше. «Выиграйте у татар, но можете проиграть остальным», – такого у нынешних башкирских руководителей точно нет. Более того, я уже в прошлый раз выдавал наши секреты, мы же консультировались со спортивными руководителями Татарстана, когда создавали клуб в Уфе. Они нам по-братски помогали, давали правильные советы, которые пригодились. Поэтому злого противостояния нет.
Хотя, наверное, между губернаторами-соседями в любом случае, после того, как они бок о бок проработали много лет, какие-то трения возникать могут. И мы видели некие заявления главы Татарстана в адрес Башкирии, которые могли бы быть восприняты недружественно. И возможно, эти эмоции появились в душе у Хамитова. Но по крайней мере на публике он их никак не высказывал.
– Может быть клубам стоит умышленно обострить отношения друг с другом, чтобы подогреть интерес к матчам?
– Вообще, это хороший пиар-приём. Единственное, не хотелось бы, чтобы с этим переборщили, и чтобы это не перешло в болезненную плоскость, как это происходит между болельщиками «Зенита» и «Спартака» и так далее, когда между фанатами происходят драки. Мне нравится, как проходят дерби в европейских чемпионатах: я много раз на них бывал, там болельщики часто вообще сидят вперемешку. Моего сына недавно утешали фанаты противоположной команды, которая выиграла. Хотелось бы к этому прийти и в ситуации с «Уфой» и «Рубином».
– То есть, искусственно создать дерби можно?
– Я же начал с того, что наоборот, все предпосылки для него у нас есть. Дерби возникают, исходя из социальных, экономических, географических причин. Где-то это команды, которые созданы разными районами одного города, где-то – соседние регионы, которые чем-то похожи и в чём-то соревнуются, у нас абсолютно такая ситуация. Я считаю, что надрывно это всё организовывать не стоит. Это всё есть, нужно только подтолкнуть. Даже взять то, чем мы сейчас занимаемся. «БИЗНЕС Online» делает замечательный шаг в этом направлении. Это интервью прочитают наши болельщики, болельщики в Татарстане и подумают: «А ведь действительно, хотелось бы соседей обыграть».
– СМИ тоже выигрывают от дерби.
– Всё правильно. Футбол и вообще любой спорт всегда должен находиться в рынке – медийном в том числе. Это должно приносить какой-то прогресс. У средств массовой информации растёт посещаемость, люди больше читают о спорте, это здорово.
– Как считаете, ревность к хоккейным болельщикам мешает появлению футбольного дерби?
– Я много раз видел, как люди с хоккейного матча ехали на футбольный. Они понимают, что это тоже наше, что это тоже интересно. Хотя на стадионе холодно и ехать нужно далеко из центра города. Эта ревность, между хоккеем и футболом – большая глупость. Мы не так уж избалованы в Уфе вниманием звёзд мирового уровня. По нашей Черниковке бегают люди, за чьими автографами гоняется полмира, и на которые смотрят сотни миллионов людей во время больших футбольных форумов. И мы, имея это, не должны говорить: «Нет, я всё равно буду смотреть только хоккей». Я хожу и на футбол, и на хоккей с большим удовольствием, хотя при этом люблю больше футбол. Просто ценю хоккей за шоу.
«БЫЛО БЫ КЛАССНО, ЕСЛИ БЫ «САЛАВАТ» И «АК БАРС» ПРОВЕЛИ МАТЧ НА ФУТБОЛЬНОМ СТАДИОНЕ»
Стадион «Нефтяник» | |
Фото: Максим Никерин |
– В прошлом году появилась идея проведения матча между «Салаватом Юлаевым» и «Ак Барсом» на футбольном стадионе. Вы такую мысль поддерживаете?
– В Штатах проводятся подобные шоу, и это вызывает огромный интерес. У нас тяжело угадать с погодой. Мы запланируем матч, а у нас как бахнет -30 в январе. Если это всё можно сделать, учитывая погодные условия и возможность корректировать даты, тогда это имеет смысл. Было бы здорово. Недвусмысленно всем бы дали понять, что не надо бороться за то, что круче – хоккей или футбол.
– Помогло бы такое мероприятие благополучно сказаться на имидже регионов?
– Безусловно, да. Во-первых, в КХЛ такого ещё никто не делал. Конечно, когда ты делаешь то, чего ещё никто не делал, это привлекает большое внимание. Было бы классно, если бы мы с нашими соседями стали первыми в России, кто это провернёт.
– Этим летом в вашем ЖЖ был крик души по поводу маркетинга ФК «Уфа» и того, что на футбол ходит мало людей. С тех пор что-то изменилось в клубе?
– После этого вокруг футбола началось интересное движение. И с маркетингом становится получше, начали серьёзно им заниматься. Как профессионал в этой области я знаю, что результат маркетинга не появляется за несколько недель, это работа кропотливая. Но если это всё будет развиваться, и если к критике, которую мы тогда вместе с вашим изданием позволили себе в адрес клуба, будут прислушиваться так же, как прислушались в этот раз (а они сделали это абсолютно конструктивно), я думаю, что всё будет нормально. И люди будут на стадионе, и клуб будет развиваться, и всё это будет становиться более рыночным.
– Аршавина или Роналдиньо, тем не менее, так и не купили…
– Это было достаточно условным. Не купили Роналдиньо, но купили Фатая, который стал звездой, он человек с огромным потенциалом. Смысл был в том, что нужны звёздные люди, которых тогда не хватало. А сейчас они появляются.
– После той публикации вам звонили из клуба?
– Естественно, мы это обсуждали. Обсуждали и ваши публикации на тему маркетинга «Уфы». Я никогда не прерывал общение с клубом, всегда чем мог помогал. И здесь была такая же ситуация. Надо отдать должное ребятам. Понятно, что люди первый раз создают клуб подобного уровня, конечно, могут быть ошибки. Но они не говорят: «Не лезьте со своими советами, мы тут главные!». Они открыты к миру, восприимчивы. То, что удалось исправить турнирное положение команды, во многом результат именно такого подхода.
– На игру против «Рубина» пригласили местного певца, чья «колхозная» песня очень популярна в ютубе. А в Казани над таким промо смеются.
– (Смеётся) Я думаю, что это неплохо. Конечно, часть болельщиков скажет: «Зачем привели «колхозника?». С другой стороны, начнутся какие-то разговоры. А когда идут разговоры, то потом все забывают, с чего они начинались. Люди будут обсуждать футбольный клуб «Уфа», и что там что-то происходит. Провокационность в этом смысле точно не повредит. У этого ролика 10 миллионов просмотров, между прочим. Это говорит о том, что мы прислоняемся к огромной аудитории. Это очень правильное решение, я только за.
«УФЕ» НУЖНО ДУМАТЬ О ЕВРОКУБКАХ В ПЯТИЛЕТНЕЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
– После того, как «Уфа» обыграла в Москве «Спартак» и «Локомотив», не думаете, что нужно пересмотреть задачи на сезон?
– Вообще, у нас сейчас неплохие перспективы в Кубке России. Теоретически, мы можем в Европу попасть через него уже на следующий сезон. Сегодня предмет обсуждения в обществе – надо ли «Уфе» попадать в еврокубки и подниматься в турнирной таблице до еврокубковой зоны.
– Почему нет?
– Такой вопрос будет до тех пор, пока у нас болельщики не привыкнут ездить в Черниковку на футбол, и пока там парковку не построят. Конечно, мне как болельщику хотелось бы этого. Но я думаю, что глава республики, который будет принимать решение о том, стоит ли ставить такую задачу, будет пользоваться прагматичными соображениями. Может быть, пока он не будет придавать этому нового импульса. Хотя изначально он ставил такую задачу.
– Может быть, всё будет наоборот, команда попадёт в еврокубки – народ поедет в Черниковку на футбол?
– Здесь вы правы, это один из способов раскачки. А если не поедет? Мы вбухаем в футбольный клуб миллиарда два за год, а люди пока так и не привыкнут. Тем более, это будет Лига Европы, сначала матчи с какими-нибудь норвежцами, исландцами. Люди разбираться не станут, спросят: «И что, а где мадридский «Реал»?». Надо взвешенно к этому подходить. Я бы очень хотел, но сначала надо решить инфраструктурные вопросы.
– Руководители клуба говорили, что образец для «Уфы» – «Амкар», который с небольшим бюджетом держится в премьер-лиге. Неужели у клуба не будет других амбиций, кроме как равняться на «Амкар»?
– Вообще, «Амкар» – очень правильный образец. Он стабилен, у него есть лидеры, у него есть игроки в составе, на которых ходит болельщик. Это неплохой уровень. Возможности Башкирии, региона сильно небедного, ближе к возможностям «Рубина». Мне не хочется обижать Пермский край, но тем не менее. Конечно, если республика собирается быть лидером в экономике, в политике, то быть на задворках в спорте она тоже не должна, потому что спорт – очень важная часть общественной жизни. Хотим мы этого или нет, нравится это интеллигентному классу или нет, а мы знаем, что многим это не нравится, но спорт – это то, что тоже является мерилом уровня развития общества. Поэтому, я думаю, что более амбициозные задачи будут поставлены и исполнены не в ближайшие год-два, а в перспективе более отдалённой.
– Насколько отдалённой?
– Например, пятилетней.
– «Рубин» в этом смысле может стать раздражителем?
– А он уже раздражитель. Как так: соседи смогли, они были чемпионами и обыгрывали «Барселону», а мы чем хуже?
СПРАВКА «БИЗНЕС Online»
Ростислав Мурзагулов родился в Кумертау Башкирской АССР. Окончил МГУ, работал корреспондентом газеты «Советская Башкирия», ведущим и редактором новостей на Первом канале, заместителем главы администрации президента Башкирии, начальником управления по связям с общественностью госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ», советником президента Олимпийского комитета России, заместителем руководителя администрации главы Башкирии по внутренней политике, заместителем генерального директора ОАО «Курорты Северного Кавказа» по маркетингу и связям с общественностью. Позже работал экспертом ООН по связям с общественностью и проходил обучение в MPA Sciences Po (Institut d’Études Politiques, Париж). С 2015 года — исполнительный директор института развития избирательной системы РФ.