комментарии 2 в закладки

Рафик Якубов: «Нефтянику» нужен вратарь. Ждем помощи от «Ак Барса»

erid:

«Нефтяник» стартовал в нынешнем сезоне ВХЛ в качестве действующего обладателя Братины и пока уверенно держится на верхних строчках таблицы. В интервью корреспонденту «БИЗНЕС Online» генеральный менеджер команды Рафик Якубов объяснил, почему соперники теперь по-особенному настраиваются на «Нефтяник», рассказал о помощи от «Ак Барса» и вратаре Тимуре Билялове, который в Альметьевск не вернётся.

«СЕЙЧАС ТЕСНО КОНТАКТИРУЕМ С «АК БАРСОМ»

Рафик Якубов

– Рафик Хабибуллович, довольны ли вы стартом команды в сезоне?

– В турнирной таблице сейчас всё очень плотно: от первого места нас отделяет всего шесть очков. Хотелось, конечно, чтобы старт был лучше. Неудачно начали домашнюю серию в этом месяце – отдали победу «Челмету» и проиграли «Зауралью». Не должны были мы им проигрывать. Честно говоря, были ошибки и в селекционной работе, это надо признать. Но не ошибается тот, кто ничего не делает. Надежду возлагали на Абметку – центрального нападающего из Беларуси, Федина, который прошёл школу КХЛ. Две эти ошибки с центральными форвардами нас немного подвели.

В чем причина ошибок?

– Много факторов бывает: не та команда, не пошла игра. Они хотели играть, я не могу сказать, что они работали спустя рукава. Особенно Абметка – очень понравился по человеческим качествам, выкладывался на тренировках. Но, знаете, хороший человек – это не профессия. Эти игроки нас не усилили.

– Исходя из этого, планируете кем-то укрепляться?

– Да, сейчас тесно контактируем «Ак Барсом». Наиль Ульфатович (руководитель «Татнефти» Маганов, – ред.) дал направление больше работать в сторону своих воспитанников. Поэтому из Казани ждем подкрепление, должны приехать три-четыре игрока.

Кто именно?

– Пока не могу сказать, но нам точно нужен вратарь. Не знаем пока только кого, но точно не Билялова – нам его не отдают.

Евгений Ярославлев?

– Одно из двух: либо Ярославлев, либо Максим Сидоров (Максим – брат защитника «Ак Барса» Михаила Сидорова, – ред.). А по нападающим пока не могу сказать, но нам в принципе нужны два форварда и защитник. Прорабатываем этот вариант. Нужны ребята помоложе – мы нуждаемся в свежей крови. Всё-таки у нас команда опытная, но к опыту, оказывается, нужна ещё и страсть, азарт молодых хоккеистов. В этом плане мы чуть-чуть недоработали.

На Билялова наложили вето?

– Зинэтула Хайдарович рассказал, что был пример, не помню в каком клубе, когда травмировались два основных вратаря. Если бы мы были фарм-клубом «Ак Барса», то проблем бы не было – они в любой момент могли забрать обратно к себе Билялова. Но мы не фарм, а 15 декабря заканчивается трансферное окно, они потом у нас его уже не смогут забрать. А сейчас до декабря нам какой смысл его брать?

Ярославлев, в принципе, может составить конкуренцию Рейзвиху.

– Так мы его и берем для здоровой конкуренции. Кто будет сильнее, тот и будет играть. Но пока первый номер Рейзвих, нас устраивает его игра. Просто тяжело играть по четыре игры дома и на выезде без пауз.

А Станислав Жучин пока не способен играть на уровне ВХЛ?

– Парень много работает, старается – никаких претензий нет. Тренер вратарей Айрат Мухитов говорит, что он двигается, растёт, но пока не так быстро, как хотелось бы.

Сидоров тоже довольно молодой.

– Но он талантливый парень. Жучин, скажем, не такой талантливый, но рабочий.

«У СОПЕРНИКОВ ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА – ОБЫГРАТЬ «НЕФТЯНИК»

Булат Байкеев
Фото: Сергей Елагин

Половина состава практически обновилась. Период притирки прошёл?

– Последние матчи уже показали, что ребята сыгрались, чувствуют друг друга. Все-таки мы провели уже 18 игр. Летом мы ещё проигрывали в Чехии, хотя думали, что у нас команда мощная, и равных нам нет. Да и в целом в этом году нам сложнее играть, хотя я не жалуюсь и никакой паники вообще нет. Просто на нас сейчас очень серьёзно настраиваются. Мы на выезд едем, проводим там по четыре матча, и видно, что у соперников главная задача – обыграть нас, даже если потом они могут проиграть другим командам, но именно чемпионов им хочется победить.

Но всё равно случаются крупные поражения, например, «Сарову» (0:4) и «Торосу» (1:5).

– Повторюсь, что мы сейчас не такая команда, чтобы на ура обыгрывать всех подряд. Спады будут, поражения – тоже, потому что проиграть может любой – это хоккей. Единственное, что я не терплю ситуации, когда команда проигрывает вчистую, стоит на льду и не показывает характер. Бывают матчи, когда команда проигрывает из-за собственных ошибок или банально не везёт, например, как было с «Мечелом». А если ребята не показывают характер, играют беззубо, то это уже совсем другое. В таких ситуациях нужны лидеры, которые помогут команде в раздевалке. Где-то, может, нам как раз и нужны молодые, азартные и голодные игроки, которые ещё ничего не выигрывали.

Психология...

– Конечно. Легче впервые выиграть, чем сразу повторить успешный результат. В голове всё-таки ещё сидит мысль, что мы самые лучшие. Чем быстрее от игроков эта мысль уйдет, тем раньше они поймут, что без работы и самоотдачи в каждой встрече ничего не получится. Просто так мы никого сейчас не обыграем.

В прошлом сезоне вы рассказывали, что во время матча с «Ижсталью» спускались в раздевалку и разговаривали с игроками. В этом сезоне пока таких матчей не было?

– Не было. Единственное, после победы над «Южным Уралом» по буллитам, мы поехали на выезд Саратов - Пенза. Я знал, что туда не поеду, было совещание в Казани. Поэтому мы с тренерским назначили собрание, а ребята ещё сидят встревоженные, мол, что случилось? Но мы никого ругать не собирались, наоборот, поговорили по душам в домашней семейной обстановке. Мы тогда находились чуть ли не на 17-м месте по потерянным очкам, и все понимали, что это не наше место. Это собрание подействовало – в октябре мы выиграли шесть из девяти игр. Ребята всё понимают.

Появилась ведь ещё премиальная система и штрафы.

– Да, не секрет, что если команда будет идти ниже восьмого места, то по итогам месяца ребята лишаются премиальных.

Большая сумма?

– От количества побед зависит. Это для них стимул. Понятно, что ребята – профессионалы, которые хотят и должны зарабатывать деньги, кормить семьи.

Вы ситуацию с премиальными обозначили перед сезоном?

– Был разговор с президентом клуба, где нам поставили задачу быть в лидерах. Сейчас нельзя говорить, что мы обязательно должны стать чемпионами, хотя цель для нас понятна. Вообще не только перед нами стоит задача побеждать, в этом сезоне очень серьёзная конкуренция в чемпионате. Если в том году были три-четыре команды, которые ставили перед собой цель выиграть Братину, то в этом их около десяти.

«ЕСЛИ «АК БАРСУ» ПОНАДОБИТСЯ НАШ ИГРОК, ТО ОТДАДИМ БЕЗ ПРОБЛЕМ, ОСТАЛЬНЫМ – ЗА ДЕНЬГИ»

Назовите тройку главных конкурентов в этом сезоне.

– Многие клубы очень серьёзно усилились. Во-первых, это команды – фармы-клубы КХЛ. Если в прошлом сезоне было много команд-мальчиков для битья, то в этом они уже повзрослели, стали опытнее. Тот же «Барс», который сейчас может обыграть любую команду в чемпионате. «СКА-Нева», «Динамо» из Балашихи, где играют избранные и талантливые игроки. ЦСКА в «Звезду» постоянно то Мамина спустит, то еще кого-то. Традиционно укрепились казахстанские команды. Плюс у нас есть проблема, связанная с тем, что мы не являемся фарм-клубом команды из КХЛ, и в любое время не можем оформлять переходы. Тот же ТХК забрал себе восемь ребят, командированных из «Витязя». Мы говорим, что ТХК – взрослая команда, а какая она взрослая? Этот фарм-клуб «Витязя», они не просто так идут на первом месте.

Наиль Маганов (слева), Айрат Хайруллин (в центре), Рафик Якубов (справа)
Фото: Сергей Елагин

«Сарыарка»?

– У них тоже есть ребята из Омска, ведь они являются фарм-клубом «Авангарда». Я, повторюсь, не жалуюсь, просто нам сложнее, хотя и чемпионат из-за этого намного интереснее. Проходных игр вообще не осталось. Если раньше были «Звезда», «Кристалл», «Дизель», которые сразу выбыли, и уже в середине чемпионата не попадали в плей-офф, то в этом этом году, думаю, борьба будет идти до конца регулярки.

У вас вообще никакого запаса нет?

– Мы работаем в одной структуре с Казанью – есть «Барс» и «Ак Барс». Мы всегда на них рассчитываем, они нам помогают. Мы уже приняли решение, что если и будем усиливаться, то только молодыми и перспективными татарстанскими ребятами. Со стороны никого брать не будем.

Сейчас уже пришло понимание, как должна работать хоккейная пирамида в Татарстане: «Нефтяник» - «Барс» - «Ак Барс»?

– Мы работаем вместе уже второй сезон. Летом, например, отдали «Барсу» безвозмездно двоих игроков – Георгия Пузатова и Дмитрия Литвинова. Сейчас ждём уже помощи от них. «Барс» – это фарм «Ак Барса», который растит перспективную молодежь, а у нас все-таки свои задачи – быть в лидерах и побеждать. Просто нельзя забывать и о воспитании юных игроков, чтобы у нас было будущее из своих хоккеистов. Такую задачу ставит Наиль Ульфатович. А что для этого надо? Чтобы команда из родного города играла хорошо, чтобы там были звёзды хоккея. Дети будут смотреть на них, стремиться стать такими же. Это чисто патриотические вещи. Наши дети не должны хотеть уезжать в «Локомотив», а желать играть именно в Татарстане. Если кто-то не дотягивает до уровня «Ак Барса», то пожалуйста – есть «Нефтяник» и «Барс».

Насколько возможна ситуация, что «Ак Барсу» пригодится игрок из «Нефтяника»?

– Почему нет? Я ещё в том году говорил, что для всех игроков «Нефтяника» дорога в КХЛ открыта. Как только поступает предложение от клуба из КХЛ, мы сразу готовы отпустить его. Но «Ак Барс» – это одно, прерогатива всегда будет за ними, а с другими клубами мы уже будем вести переговоры.

«ГОВОРИЛ ФАЙЗУЛЛИНУ, ЧТО ОН ИГРОК КХЛ, НО НАДО ПОТЕРПЕТЬ»

В начале сезона вы не совсем были довольны игрой ведущей пары защитников Сумин - Хамидуллин.

– В плане самоотдачи к ним не было вопросов, но вот результат – они в каждом матче нам «привозили» почти по два гола. После одной из поездок вызывал к себе на разговор, пообщались. Мы с ними разговариваем на одном языке и уладили все вопросы. Ребята всё понимают, серьёзно относятся к своему делу. Считаю, что это лучшая пара защитников ВХЛ. Жалко только, что Хамидуллин сейчас травму получил.

Они оба пробовали свои силы в КХЛ.

– Сумина-то я вообще считаю игроком уровня КХЛ, у него есть перспектива заиграть там. А то, что он играет именно у нас, так мы с ним поговорили, всё объяснили и уговорили остаться. Плюс клуб у нас самый стабильный в ВХЛ, я могу это ещё раз сказать.

Он ведь пытался закрепиться в «Медвешчаке».

– Это разовый случай, неудачная поездка. Я знаю многие команды в КХЛ, где он спокойно бы закрепился и был бы одним из ведущих игроков.

Александр Сумин
Фото: Сергей Елагин

По нему были конкретные предложения?

– В начале этого сезона не было. Может, потому что он невысокого роста, хотя сам по себе парень очень крепкий. Катание у него хорошее, бросок, мысль хоккейная. И он, и Хамидуллин – игровики. На самом деле у нас тут многие парни способны играть на уровне КХЛ, но я лучше промолчу, а то они разом все уедут (улыбается).

Ожидали, что у Динара Хамидуллина не получится в «Северстали»?

– Как я мог ожидать? Это жизнь. Один тренер был доволен им, видел в составе, а потом пришёл другой, который не выпускал его. Тут уже ничего не поделаешь.

За Владиславом Арбузовым следите в «Кузне»?

– Конечно. Парень там играет по 20 минут, и это, опять же, наши общие плоды работы с «Ак Барсом», который в прошлом сезоне отдал нам Билялова и Арбузова. В этом сезоне мы очень довольны Русланом Трубкиным, постучу по столу – пацан очень быстро растёт и прибавляет в игре. Если он для себя сделает кое-какие выводы, поставит высокие задачи, думаю, он вырастет в игрока КХЛ.

Скауты из КХЛ вообще приезжают на матчи ВХЛ?

– Мы их не видим. К нам очень часто приезжали люди из Нижнекамска, когда там работал Крикунов. Он и сам часто был на играх. Было приятно, что команда из КХЛ интересуется нами, так и должно быть на самом деле. Тем более, что тут всего час езды.

Была информация, что рижское «Динамо» очень хотело вернуть Алексея Широкова.

– Мы до последнего ждали ответа от него, поэтому он так поздно появился в расположении команды. Он же на чемпионат мира ещё ездил – мы дали ему время отдохнуть, подумать, и приняли бы любое его решение. В том сезоне он нам здорово помог, большой показатель, что именно ребята в этом сезоне выбрали его капитаном. Значит, у него большой авторитет в команде.

Он в итоге выбрал вас?

– Поработал я с ним летом, уговорил. В этом и заключается моя задача.

Что стало ключевым в его решении?

– Так понимаю, что не всё хорошо было в «Динамо». Они вроде бы пообещали ему контракт, а потом появилась задержка в переговорах, чемпионат уже начинался. Плюс была чехарда с тренерами в Риге.

Что касается КХЛ, мы же говорили, что никого держать не будем. Просто есть реальные вещи и кое-что другое. Например, как бы я не относился к Данилу Файзуллину, каким бы талантливым не считал его, но ему пока рановато ехать в КХЛ. Надо было ещё год здесь поиграть, набить шишек. Его в прошлом сезоне дергали туда-сюда, он приехал к нам из «Амура», а в финале Братины он уже не всегда попадал в состав. ему говорили: «Ты игрок КХЛ, но тебе надо время. Потерпи».

У нас есть готовые игроки, мы их спокойно отпускаем, того же Сорокина в «Спартак». Мы ему так и сказали: «Саш, если не получится, ждем тебя обратно». Но сейчас мы будем уже по-другому поступать, пытаться зарабатывать деньги. Хоккей – это бизнес, у команд КХЛ совсем другой бюджет, почему бы и нет? Наша хоккейная пирамида в Татарстане готовит игрока, делает из него хоккеиста. Логично, что мы хотим за это получать денежную компенсацию. Захотят поехать Сумин, Хамидуллин – никаких проблем. Но, повторюсь, что касается «Ак Барса», тут даже не обсуждается – отпустим без проблем, ещё и сами соберем баул.

Широков рассказывал, что ему тяжело находиться второй год в одной команде.

– Я читал это интервью, да. Если ребята выбрали его капитаном, значит они в него верят. Тяжело или не тяжело – это уже нужно спрашивать у него, а мы стараемся делать максимально комфортные условия для игроков. Посмотрите, «Татнефть» всё делает для нашего клуба, дворец видели? Такое сотворили за одно лето – небо и земля по сравнению с тем, что было. Ходить на хоккей теперь одно удовольствие.

«МАГАНОВ СКАЗАЛ: «ЕСЛИ ВЫЕЗД ДАЛЬШЕ 4000 КИЛОМЕТРОВ, ЛЕТИМ НА САМОЛЕТЕ»

Были проблемы с посещаемостью в начале сезона.

– Там у многих еще огороды, дачи были. Сейчас болельщики втягиваются, но и результат нужен – команда должна побеждать для того, чтобы трибуны заполнялись. Будем в лидерах – будет и болельщик ходить. С рекламой у нас в этом году всё совсем по-другому – и баннеры висят по всему городу, и акции различные проводятся.

Наиль Маганов, несмотря на назначение в «Ак Барсе», продолжает интересоваться «Нефтяником»?

– Еще как интересуется. Живет командой. У нас девиз: «Любимый город – любимая команда». А для Наиля Ульфатовича Альметьевск – родной город и команда действительно родная. Поэтому у «Нефтяника» стабильное и надёжное будущее.

Наиль Маганов (в центре)
Фото: Сергей Елагин

Он продолжает ходить на трибуны вместе с болельщиками?

– При его занятости он все-таки находит время для хоккея. Несколько раз в этом сезоне он был на матчах.

Перед командой и вами лично Маганов ставил конкретные задачи?

– Не было такого, что мы обязательно должны стать чемпионами, хотя стремиться к этому всё равно надо. Мы сделаем всё возможное, чтобы повторить успех прошлого сезона.

Игроки «Нефтяника» теперь не имеют права отказываться от интервью, за это их штрафуют. Почему приняли такое решение?

– Мы должны быть открыты всегда. Мы на собрании в начале сезона сказали, что у президента клуба была просьба – быть открытыми для журналистов и болельщиков.

Вы говорили про мотивацию игроков, но лично у вас откуда она берётся после завоевания Братины?

– Это моя работа, я занимаюсь любимым делом. Мне комфортно здесь, потому что в «Нефтянике» созданы все условия. Наиль Ульфатович даже разрешил летать на самолётах, если путь больше 4000 километров. Это здорово. Мы в том году катались с командой, потом выходишь из автобуса после 16-ти часов езды – и это ужасно, всё тело болит. Очень тяжело.

При этом Наиль Ульфатович не только как президент «Нефтяника», но и республиканской федерации, поставил перед нами задачу развивать массовый и детский хоккей в Татарстане. Чтобы как можно больше детей пошли не в другие секции, а именно на хоккей, потому что это спорт номер один в республике. Перед нами всеми сейчас стоит такая задача. Могу сказать, что на Юго-Востоке Татарстана очень растёт популизация хоккея. Помогло, конечно, и наше чемпионство. Наши тренеры ходят по школам, садикам, а там очень много желающих заниматься хоккеем.

Что касается молодежи, то «Спутник» пока не радует результатами.

– Радует, что есть игра. Команда внизу таблицы, но она только первый год выступает в МХЛ. Школа наша работает, начиная от детишек 2000 года рождения пойдут результаты, и будут появляться перспективные игроки. У нас команды 2005, 2006 и 2007 годов рождения идут в лидерах по Поволожью, всех обыгрывают. 2004-й год скоро поедет на финал России

Альметьевск регулярно выдает своих воспитанников в КХЛ: Артём Лукоянов, Александр Дергачёв, Василий Токранов.

– Были ситуации, когда наших молодых и талантливых игроков забирали богатые клубы. Но мы сейчас разрабатываем систему, по которой талантливые игроки не будут уезжать из Татарстана. Будем создавать в республике такие условия, чтобы была конкуренция именно между нашими клубами в республике.

ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Рафик ЯКУБОВ

Дата рождения: 14 сентября 1966 года
Место рождения: Казань
Карьера игрока: СК им. Урицкого (Казань) – 1989 – 1990; «Итиль» (Казань) – 1990 – 1992; «Лада» (Тольятти) – 1992 – 1994; «Ак Барс» (Казань) – 1995 - 1999; «Нефтехимик» (Нижнекамск) – 1999-2002.
Карьеру руководителя: генеральный менеджер «Нефтехимика» (Нижнекамск) – 2008 – 2014. Главный тренер «Нефтехимика» (Нижнекамск) – 2014 – 2015. Генеральный менеджер «Нефтяника» (Альметьевск) – с 2015 года.
Достижения в качестве игрока: чемпион России (1996, 1998).
Достижения в качестве руководителя: обладатель Братины (2016).

Руслан Васильев
Оценка текста
+
0
-