erid:
Известный российский тренер, а ныне спортивный директор женского московского «Динамо» Павел Борщ в интервью «БИЗНЕС Online» объяснил, в чем казанский «Зенит» в финале клубного чемпионата мира уступил бразильскому «Крузейро».
Павел Борщ (слева) и Владимир Алекно | |
Фото: nnvolley.ru |
«БРАЗИЛЬЦЫ ПОКАЗАЛИ КОМАНДНЫЙ ВОЛЕЙБОЛ»
– Павел Викторович, почему «Зениту» вновь не удалось завоевать желанный трофей?
– Сложный вопрос. Финал с «Крузейро», безусловно, требует глубокого анализа. К тому же всегда есть детали, о которых могут знать только тренеры и игроки команды. Тем не менее, у меня есть мнение на этот счет.
Когда «Зенит» или другая команда делают ставку на атаки и подачи отдельных игроков, что практически всегда приносит результат – это, конечно, очень хорошо. Но я всегда говорил, что может прийти такой день, когда эти игроки не покажут той феноменальной игры в атаке и на подаче, какую они обычно демонстрируют. Или им не позволят этого сделать соперники. Так у «Зенита» и произошло в финале с «Крузейро». На этот случай у команды должен быть запасной план. А что мы будем делать, если Леон не забьет 10 из 10 атак и не подаст три эйса при счете 21:24? Какой волейбол будем играть тогда?
На мой взгляд, вот этого второго плана у «Зенита» на финал не оказалось. В моем понимании причина поражения кроется в этом. Козыри, которые «Зенит» обычно предъявляет своим оппонентам, не сыграли, а запасного варианта у команды просто не оказалось.
– Показалось, что «Крузейро», в отличие от «Зенита», показал командный волейбол.
– Так и есть. Я убежден, что аналогов трио Леон – Андерсон – Михайлов в мире не существует. На мой взгляд, то трио, которое играло у бразильцев (Леал – Эвандро – Родриго), по потенциалу и своим возможностям уступает зенитовскому. И на европейской, и на российской аренах «Зениту» этого за глаза хватает, чтобы побеждать. Даже счет 0:2 для команды обычно не проблема, потому что лидеры просто включают дополнительные резервы.
Командный волейбол, который продемонстрировала бразильская дружина также подразумевает наличие сильных исполнителей, но также определенную тактику на игру, которую обязательно должны выполнить все волейболисты.
В «Зените» же во главу угла ставится атака, причем достаточно незамысловатая: подбросить повыше своим лидерам – они должны решить вопрос. В кризисный момент, когда счет ровный или команда проигрывает, выходит кто-то из вышеперечисленного трио – два-три эйса и вопрос решается. Но вот бразильцы не позволили этого сделать, потому что показали командный волейбол.
Мэттью Андерсон (слева) и Вильфредо Леон | |
Фото: Роман Кручинин / zenit-kazan.com |
«ЗЕНИТ» ОЧЕНЬ МАЛО АТАКОВАЛ ПЕРВЫМ ТЕМПОМ»
– У «Зенита» всего 7 атак первым темпом за весь матч при позитивном приёме 40%.
– Это очень-очень мало. С таким приёмом казанская команда должна была атаковать в два раза больше. Не могу объяснить, почему так произошло. Это вопрос к связующему или же выбранной тактике. Возможно, было задание меньше загружать центральных нападающих, может быть, связующий сам принимал решение. Но опять-таки такое малое количество атак первым темпом подтверждает, что ставка в «Зените» делается на трех крайних нападающих. Если они не регулярно забивают, начинаются проблемы.
– 3:0 в финале. Неужели «Крузейро» настолько сильнее «Зенита»?
– Я слышал мнения некоторых игроков и специалистов, о том, что мы сегодня намного слабее бразильцев. Я с этим не согласен. Если бы «Зенит» играл серию игр с «Крузейро», я думаю мы могли бы рассчитывать на положительный результат. Я бы не стал делать выводов, что наш волейбол находится в катастрофическом состоянии. Просто «Крузейро» объективно сильная команда. В свое время также доминировало «Трентино» и мы не плакались и не убивались. Просто надо отдать должное сопернику. Даже будучи сильным, не всегда можно победить равного по силам.
– Вы говорите о серии матчей. Но ведь «Зенит» проиграл бразильцам 1:3 и в матче группового этапа.
– Я не стал бы всерьез воспринимать тот матч. Показалось, что у «Зенита» был определенный тактический замысел – не убиваться ради победы, а посмотреть на соперника, проверить его на прочность, узнать какие-то нюансы. Все-таки уже тогда на 99 процентов было понятно, что эти команды встретятся в финале.
Андрей Ащев | |
Фото: Роман Кручинин / zenit-kazan.com |
«ВСЕ ПЛЮЮТСЯ НА КЛУБНЫЙ ЧМ, НО ХОТЯТ ЕГО ВЫИГРАТЬ»
– Третий сет «Зенит» проиграл с разгромным счетом 15:25.
– Это не свойственно казанцам и тем командам, которые тренирует Владимир Алекно. Я не помню, чтобы «Зенит» раньше при счете 0:2 по партиям складывал оружие. И в чемпионате, и в Лиге чемпионов казанцы неоднократно отыгрывались с 0:2. Сейчас в нужный момент «Зенит» не собрался, как это обычно бывает. Это удивило. Проиграть можно по-разному. Тот же аргентинский «Боливар» отчаянно бился с «Трентино», а в женском турнире турчанки на тай-брейке выиграли у итальянок. «Зенит», конечно, в иной манере стал серебряным призёром и это расстраивает.
– Игроки «Зенита» и других команд отмечают, что играть в Бразилии тяжело из-за страшной жары в зале. Этот фактор способен влиять на результат?
– Разница во времени, жара – всё это, конечно, «убивает». Но когда ты пошел на войну, в поход за трофеем, это уже сопутствующие неудобства. Они сказываются на игроках, но если ты хочешь выиграть, должен их преодолевать.
– У многих значимость и формат клубного чемпионата мира вызывают вопросы. Как вы считаете, нужен ли вообще этот турнир?
– Все плюются, ругают этот турнир, но бьются за победу в нем, хотят иметь в своей коллекции этот трофей. Всем хочется громко заявить о себе, как о сильнейшем клубе мира. Конечно, половина команд в турнире просто участники, но вторая – реально сильнейшие команды мира. Сроки проведения всегда вызывают вопросы, европейцам неудобно играть в Южной Америке, но у турнира с такой географией участников всегда кому-то будет некомфортно.