комментарии 0 в закладки

Улыбающаяся Горилла. Кого считают самым влиятельным агентом в НХЛ

erid:

Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» приводит пять фактов о Дональде Михане – хоккейном Мино Райоле с меньшими финансами, но большим авторитетом.

Дональд Михан
Фото: Bruce Bennett / gettyimages.com

1. 35 ЛЕТ В БИЗНЕСЕ

65-летний Дональд Михан любит широкие тёмные костюмы: он может застегнуть пиджак на все пуговицы и при этом не выделить контуры своего живота. На фотографиях Михан всегда держит руки в карманах. Наверное, не хочет выпускать из рук свой BlackBerry. В силу возраста он не может разобраться с функционалом своего смартфона, поэтому также носит с собой обычные блокнот с ручкой.

Дональд руководит Newport Sports Management – главным хоккейным агентством Северной Америки. «Хоккейным» здесь ключевое слово. Ближайшие преследователи Newport не ограничиваются лишь небольшим рынком НХЛ. Например, Creative Artists Agency имеет настолько обширную базу клиентов, что работает не только с Сидни Кросби, но и со Скарлетт Йоханссон.

В 2015 году, по данным Forbes, стоимость агентства Михана составляла 54,5 млн. долларов, а общая сумма контрактов клиентов – 1,36 млрд. На тот момент Newport сотрудничало с 92 игроками, связанными с НХЛ. Теперь их 125. У агентства есть подразделения в России, Финляндии и Швеции. Главный офис располагается в городке Миссиссога – это далеко от центра Торонто, но близко к аэропорту, куда Михану и другим работникам Newport приходится часто заглядывать.

Михан мог возглавить профсоюз игроков НХЛ. Ему предлагали стать президентом «Торонто» или хотя бы генеральным менеджером. Но со дня основания в 1981 году Дональд остаётся верен своему агентству. В 2003 году The Sporting News включило Михана в список 100 самых влиятельных людей в мировом спорте. The Globe and Mail считает, что он входит в 20-ку главных людей канадского спорта. Интересно, что при таком масштабе личности о Михане редко отзываются отрицательно.

«Я уважаю врачей и думаю, что мы не до конца понимаем значимость их работы, – говорит Дональд. – Но есть плохие врачи. Они ведь не меняют моего отношения к профессии. Также и с агентами. Есть конкуренты, которых я очень-очень уважаю. А есть агенты, чьи позывы не очень честны. Они создают плохой имидж нашей профессии».

Одно из последних творений Михана – новый контракт Стивена Стэмкоса с «Тампой» на восемь лет и 68 млн. долларов. Со Стэмкосом Дональд знаком уже давно.

«Когда Стиву исполнилось 15, к нам обратились несколько агентов. Но я отклонил их предложения. У мистера Михана же была хорошая репутация. Он подошёл к делу профессионально, и мне понравилось, что в его агентстве все работали как команда», – говорит отец Стэмкоса.

Репутация Newport складывалась не только благодаря контрактам. Михан одним из первых в бизнесе стал работать с хоккеистами круглый год, а если точнее – решать их проблемы вне льда. С годами агентство научилось быстро реагировать на некоторые ситуации. Например, у Newport есть образцы ДНК всех своих клиентов – на случай если придётся оперативно проводить тесты на отцовство.

2. АДВОКАТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Михан, как ни странно, подавал большие надежды в американском футболе. Тренер сборной университета McGill, что в Монреале, несколько лет упрашивал Дональда сыграть за команду. Но Михан мечтал о карьере адвоката и не планировал связать свою жизнь со спортом. Он выбрал довольно редкую профессию для своих округов. Многие из его знакомых становились профессиональными спортсменами, и когда им нужна была юридическая помощь, они знали, к кому обратиться. Так, Дональд проходил демо-версию работы агента.

Во время последнего года обучения он всё-таки вошёл в футбольную команду и сыграл так успешно, что попал в список лучших игроков Монреаля на позиции ресивера. После он уехал в Торонто, где устроился в юридическую фирму. Михан хватался за любую работу – иногда она была связана с хоккейными делами, поскольку в фирму обращался одиозный функционер Алан Иглсон.

Мама Дональда была спокойна за своего сына. Он нашёл работу, обеспечивал себя сам, делал успехи. Но однажды Михан сказал одну вещь, которая заставила маму плакать. Родные и друзья спрашивали Дональда, какого чёрта он делает. Но его было не переубедить.

«Я решил стать агентом. Да, это авантюрное решение. Но я был молод», – вспоминает Михан. Хоккейная мелочёвка на работе в фирме нравилась ему больше всего.

В 1981 году Дональд сперва хотел назвать своё агентство Sports Management Inc. Банально, подумал он, валяясь на шезлонге в калифорнийском Newport Beach, и поменял название компании. Это самые памятные каникулы в жизни Дональда – долгое время он провёл в жуткой безнадёге, беготне и одиночестве.

«Что я делаю? Зачем? Смогу ли я чего-то добиться? Я не мог найти ответы на эти вопросы и просто работал, – вспоминал агент. – Уезжал в Онтарио, в Квебек. Был везде. Никогда не останавливался. Это были самые трудные дни в моей жизни».

Нетрудно догадаться, что в первую очередь Михан навещал своих знакомых-спортсменов, которые обращались к нему за юридической помощью. Как правило приходилось добираться до ферм. Сейчас Дональд вспоминает, как в 70-х постоянно оказывался в глупых ситуациях: он заходил в бары, где сидели фермеры, сверкал начищенными ботинками и новеньким костюмом и спрашивал дорогу. Начинающий агент чувствовал себя, как говорит он сам, «инопланетянином».

Дональд взял кредит на 25 тыс. долларов. Целых два года он скрывался от банковских работников. В этом плане помогали частые путешествия невесть куда. Агент, бороздя Канаду, набрал команду, основал свою компанию и в итоге выплатил долги. В 1983 году агентство Newport пришло к первым успехам: на драфте НХЛ трёх игроков Михана выбрали в первом раунде, шесть – во втором.


3. РАЗРЫВ С ОВЕЧКИНЫМ

Михан всегда старался начать работу с хоккеистами до начала их профессиональной карьеры. «В идеале мы должны найти игрока в 15 лет… Если в мире есть 16-летний парень, который подаёт надежды, мы наверняка о нём знаем. Даже не наверняка. Мы точно о нём знаем». Раньше, когда у агентства был только один офис, Дональду приходилось много путешествовать, чтобы договариваться с родителями молодых игроков.

В начале нулевых, когда Михан уже был главным агентом в НХЛ, он сотрудничал с нападающим Александром Овечкиным. Дональд по идеальной для себя схеме начал работать с россиянином до драфта. Михан часто летал в Россию, консультировал семью хоккеиста. Овечкин заключил первый контракт с «Вашингтоном», Михан был уверен, что растит новую звезду. Но в 2006 году Овечкин отказался от услуг Дональда. Агентом игрока стала его мама Татьяна. Самое интересное, что новый контракт с «Вашингтоном» на 13 лет и 124 млн. долларов Овечкин заключил именно при маме-агенте.

«Мы понимаем и уважаем то, что игроки могут принимать независимые решения. Я только сожалею, что это решение Овечкин принял не сам. Это сделала семья», – сказал Дональд. Стоит отметить, что агент не конфликтует ни с кем публично. Если ему надо резануть правду-матку, то face to face.

«Сейчас многие подумают: «Овечкин и так получил этот контракт – кому нужен Михан?», – задавался вопросом обозреватель ESPN Пьерр Лебран. – Но это неверное мнение. Во-первых, Михан с самого начала помогал Овечкину и его семье. С этой точки зрения решение Овечкина было неуважительным. Во-вторых, неважно, сколько денег Овечкин получил сейчас. Отказавшись от услуг Михана он много потерял, не реализовав себя с маркетинговой точки зрения».

К слову, не зря в названии агентства Дональда нет слова «агентство». Фронт работ у Newport крайне большой: стоят задачи не только выбить игроку большой контракт, но и продвинуть его, помочь с деятельностью вне арены. Думается, что к благотворительности Пи Кей Суббана со сложной структурой приложили руки и агенты из компании Михана. Но были случаи, когда Newport отказывалось помогать своему клиенту. Яромиру Ягру, к примеру.

«В своё время я отказался от услуг Ягра, – говорит Дональд. – Помню, как он переходил в «Питтсубрг». Возникли сложности. Он требовал от клуба бесплатной машины. Он требовал бесплатную квартиру. Он требовал те вещи, которые генеральный менеджер «Питтсбурга» Крейг Патрик просто не мог гарантировать, как и мы. Помню день, когда его подписали. Мы позвали музыкальную группу, которая играла на аккордеонах. Ягру не понравилось, что они были словаками, а не чехами».

Дональд Михан (справа) и Владислав Третьяк
Фото: Bruce Bennett / gettyimages.com

4. 120 ЧЕЛОВЕК В ИРЛАНДИИ

Вечеринки Дуэйна Джонсона на яхте в сериале «Игроки» – это ещё цветочки по сравнению с тем, что делал Михан 15 лет назад. Как-то Дональд сидел в пабе. Пару кружек – он обратил внимание на то, что паб ирландский. Ещё пару кружек – и он вспомнил, что сам имеет ирландские корни. Ещё пива – и он решил, что отметит свой 50-летний юбилей в Ирландии.

Сначала планировалось взять 10 людей. Потом количество желающих возросло вдвое, а в итоге дошло до 120. В Великобританию вместе с Миханом и его деловыми партнёрами слетала чуть ли не вся хоккейная элита Америки: в самолёте были, например, президент «Филадельфии» Рон Райан и лучший защитник того времени Серж Савар. Компания слетала в Ирландию, чтобы поиграть в гольф. Ну, в теории.

Самое главное, что перелёт и проживание всем 120 гостям Дональд оплатил сам. «Я потратил много денег. Реально много денег. Повторил бы? Да хоть завтра». Такую массовую тусовку было невозможно сохранить в тайне. В газетах писали, что Михан решил «купить себе новых клиентов». Он это отрицал. Журналисты отвечали тем, что большое количество функционеров в НХЛ находятся с ним не в деловых, а в дружеских отношениях. Дональд ничем не парировал – он действительно дружил со многими генеральными менеджерами. Савар, который летал с Миханом в Ирландию, через несколько лет стал генменеджером «Монреаля». Дональд активно с ним сотрудничал, а после того, как Савар лишился должности, завёл с ним бизнес, связанный с сетью отелей.

Говоря о дружбе Михана с хоккейными начальниками, стоит отметить, что у агента есть прозвище Улыбающаяся Горилла. Сейчас переговоры о любом контракте, как говорит Дональд, проходят не только с генеральным менеджером, но и с его помощником и зачастую с президентом клуба. За столом агент оказывается в численном меньшинстве. Обычно троица предлагает сначала не называть конкретных сумм, а просто поговорить об игроке. Михан может целый час улыбаться и сыпать любезностями. Но когда разговор переходит к финальной части, где обсуждается сумма контракта, Дональд звереет – его не волнует, друг или не друг рядом с ним.

5. НЕТ СЕМЬИ

У Дональда есть всё, и в то же время нет ничего. Его состояние оценивается в 30 млн. долларов – американских, а не канадских, что хватит на несколько поколений. За 35 лет он мог перевернуть всю НХЛ с ног на голову, и наверняка сделал это, только незаметно. Авторитет Михана описывает локаут сезона-2004/05: вся НХЛ ждала, пока Дональд скажет своё слово, его называли связующим звеном между игроками и владельцами.

Но вряд ли Михан думает о деньгах и влиянии, когда возвращается домой. За 65 лет своей жизни он так и не обзавёлся семьёй. Newport Sports Management – главное детище Михана. Но в один момент агентство стало настолько большим, что «проглотило» своего создателя. Вот что говорил Дональд в 2003 году: «Нужно многим жертвовать, чтобы выстроить такой бизнес. У меня не хватало времени на себя. Я мог бы вернуться в университет и повысить свою квалификацию. Я мог бы научиться играть на музыкальном инструменте. Я мог бы чаще видеться с друзьями и играть в гольф». А это цитата из интервью Михана 2011 года: «Пришлось вложить огромное количество времени, чтобы сделать бизнес успешным. Я пропустил много семейных мероприятий, за что на меня часто обижались. Я упустил многое в личной жизни. Родным и друзьям было трудно принять особенности моей работы».

Папа Дональда никогда не видел миллионов – он работал простым инженером на железнодорожной станции. Но дома его встречало пять детей. Михан поддерживает тесную связь со своими братьями и сёстрами. У старшего брата болезнь Паркинсона. Сестра воспитывает детей одна. Дональд всегда помогает им финансами и старается как можно чаще видеться с племянниками.

Артур Валеев
Оценка текста
+
0
-