erid:
Защитник альметьевского «Нефтяника» Александр Сумин в интервью корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказал о причинах перехода в клуб из Альметьевска, адаптации в ВХЛ и многом другом.
«В «МЕДВЕШЧАКЕ» БЫЛО РАЗДЕЛЕНИЕ НА РУССКИХ И ОСТАЛЬНЫХ»
Фото: из личного архива игрока |
– Александр, как впечатления от сборов в Чехии?
– Для нас здесь всё ново, до этого всегда ездили в Латвию. Могу сказать, что нынешние сборы – одни из самых тяжёлых за всю карьеру и достаточно долгие. Обычно всегда были по 10-12 дней, а чешские сборы длились 16 дней.
– До этого был втягивающий сбор на Кипре…
– Там в основном пробежки, прыжки на песке, в Чехии была уже основная работа.
– Защитить титул всегда тяжелее, чем его завоевать.
– Тренеры нам в первый же день после отпуска сказали: «Забудьте про то, что вы выиграли в прошлом сезоне, теперь будет ещё тяжелее. На вас будут настраиваться совершенно по-другому».
– Получается забыть?
– Если честно, не думаем об этом. Новые ребята пришли, так что другая команда теперь.
– За год до выигрыша Братины «Нефтяник» не попал в плей-офф. Чем можно объяснить такой прорыв в прошлом сезоне?
– В сезоне 2014/15, который сложился для нас неудачно, проводили предсезонную подготовку и начинал сезон с другим тренером. На сборах было попроще и, наверное, нас не хватило на весь сезон просто.
– Как повлиял на команду приход Рафика Якубова на пост генерального менеджера?
– Можно сказать, Рафик Хабибуллович создал команду, приглашал новых людей. Прошлый сезон я начинал не в Альметьевске, ездил на просмотр в «Медвешчак», и когда Якубов мне позвонил и предложил вернуться в «Нефтяник», сразу согласился.
– То есть, уезжали на просмотр в КХЛ без контракта?
– Да, после того, как не подошёл «Медвешчаку», мог ехать в любой клуб. Но «Нефтяник» – один из самых стабильных клубов, с хорошими условиями.
– Как всё обстояло в «Медвешчаке»?
– Там совсем всё по-другому: нет никаких сборов, ты должен приехать готовым, тренировки только на льду. Я там пробыл 10 дней, после чего мне дали билет домой. Потом, правда, предложили остаться, но я всё равно решил уехать. Подумал, не сейчас, так через неделю точно отправят домой.
– Какие-то нелогичные действия со стороны клуба.
– Разногласия в самом клубе были, не разобрались.
– Какое отношение было к российским хоккеистам?
– Нас поделили следующим образом: 10 россиян и все остальные иностранцы. Кто себя проявит, тот и останется. Но из русских, по-моему, никто не остался.
– Были ещё предложения из КХЛ?
– После истории с «Медвешчаком» я агенту (Александр Черных, – ред.) сказал, что на просмотр больше не поеду.
– Как считаете, чего бы мог добиться «Нефтяник» в КХЛ с нынешним составом?
– Последние два года в «Нефтянике» подбирается хороший состав, так что побороться могли бы, но сложно загадывать.
– Рафик Хабибуллович говорит, что клуб не чинит препятствий игрокам, которым поступают предложения из КХЛ.
– Конечно, всем хочется поиграть в КХЛ, от нас в прошлом году уезжали туда Динар Хамидуллин и Кирилл Лебедев. Если предложат контракт, то я готов поехать.
– В победном плей-офф проиграли всего две игры.
– Была сплочённость, на каждую игру настраивались по максимуму. Да и лишний раз ездить в другие города не хотелось, в тот же Ангарск шесть часов добираться.
– Какую роль в успехе команды сыграл Тимур Билялов?
– Не зря говорят, что вратарь – это полкоманды. Где-то он нас выручал, где-то мы его. Не берусь предсказывать, сможет ли он пробиться в состав «Ак Барсу», но для своего возраста он очень хороший вратарь.
«В КОНДОПОГЕ ВСЕГДА ТЕМНО»
Александр Сумин (на ближнем плане) | |
Фото: из архива «БИЗНЕС Online» |
– С чего начался ваш путь в хоккей?
– Мой двоюродный брат пошёл в хоккейную секцию, мне было лет шесть. Дядя сказал моему отцу: «Не хочешь своего привезти?» Меня спросили, я согласился, даже не зная, что это такое. Пришёл на одну тренировку, другую, и меня начало затягивать. Потом с папой ходили на открытый каток, я там катался по кругу, дополнительно занимался. У нас были тренировки в 6 утра, папа будил меня в 5 и сонного вёз в троллейбусе до дворца спорта.
– Далеко было ехать?
– Мы жили в районе Советской площади, так что где-то около получаса надо было ехать. Иногда – на машине, но чаще на троллейбусе. Зимой, пока я одевался, папа шёл греть машину, если она не заводилась – шли на остановку (улыбается). Прямо в форме, коньки на клюшку вешаешь – и пошёл.
– Много ребят из вашего выпуска попали в большой хоккей?
– Кроме меня и Кирилла Петрова, больше никто. Ещё Аслан Раисов, но он приехал, когда уже в девятом классе учились.
– Как считаете, что самое важное чтобы пройти весь путь до профессионального хоккеиста?
– Важно, чтобы родители помогали. Ещё много от характера зависит – всем тяжёло, но надо переступать через это, бороться.
– Вас сразу поставили в защиту?
– Я был нападающим до 10 лет. Не хватало защитников в одном матче, тренер Анатолий Петрович Романов перевёл в оборону. С тех пор я и играю в защите, но могу и в нападении сыграть. Ришат Гамирович иногда ставит меня в атаку. Полузащитник так называемый (улыбается).
– Как Эрик Карлссон?
– Ну да.
– Помогает то, что начинал в нападении?
– Нет, наверное, всё из-за того, что я небольшого роста, скорость достаточно неплохая. Если б я был габаритный, наверное, не смог бы так играть.
– Что считаете главными качествами для защитника?
– Так как я невысокий, могу сказать, что голова должна быть (улыбается). Тяжело играть против габаритных игроков, но за счёт хитрости можно и у них отбирать шайбу.
– Насколько в «Нефтянике» дают свободу действий защитникам?
– Если мы ведём в счёте или очень важный матч, не особо разрешают подключаться. Если же проигрываем, то пожалуйста, подключайся.
– Кого можете выделить среди современных защитников?
– В КХЛ – Динар Хафизуллин и Егор Яковлев, В НХЛ Карлссон нравится (смеётся).
– Нет обиды, что родной клуб не обращает внимания, хотя уже несколько лет вы входите в число лучших защитников ВХЛ?
– Никакой обиды нет, у каждого тренера своё видение игры. У меня есть свой клуб «Нефтяник», я здесь играю уже девятый сезон и меня здесь всё устраивает.
– Следите за «Ак Барсом»?
– Нет такого, чтобы специально следил, но если попадаю на игры, то смотрю. Хоккея в жизни хватает, по телевизору не слишком часто смотрю, стараюсь отвлечься.
– Долго осваивались в Альметьевске после Казани?
– В команде были ребята из Казани, они помогали мне. Тот же Андрей Демидов, Аслан Раисов, Андрей Алексеев.
– Какой выезд больше всего ужасал?
– Раньше фарм-клуб СКА играл в Кондопоге, условия там не очень. Там почему-то всегда темно, в любое время. Саров тоже довольно странный город, закрыт наполовину. На автобусе не очень тяжело, самый дальний выезд сейчас – всего восемь часов, остальное всё на самолётах.
ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Александр СУМИН
Дата рождения: 30 апреля 1990 года
Место рождения: Казань
Карьера: «Ак Барс-2» (Казань) – 2005 – 2009; «Нефтяник» (Альметьевск) – с 2009 года.
Достижения: обладатель Братины (2016).