erid:
Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» рассказывает о Коти Кларке – первом легионере, который присоединился к УНИКСу в этом межсезонье.
«ИГРОКИ СЛЕДУЮТ ЗА НИМ»
В школе Коти Кларк занимался американским футболом, где играл на позиции квотербека – это как разыгрывающий в баскетболе, назначает комбинации и начинает движение в атаке.
– Мне пришлось сменить позицию ради своего друга. Мама сказала, что он перейдёт в другую школу, если не будет квотербеком. Так что я стал ресивером, чтобы один из моих лучших друзей был рядом. Но, в конце концов, я завязал с футболом.
В 2009 году Кларк привёл школу Pinson Valley к лучшему результату в её истории. Он попадал в символические сборные, участвовал в конкурсах по броскам сверху, наслаждался вниманием на финальных играх. «Без вопросов, это самый талантливый игрок в городе», – говорил его тренер Тим Ривс. Летом ушли четыре лидера команды и тренер Ривс. Кларку нужно было вновь «зажечь» уже в новой обстановке.
И у него получилось – JucoRecruiting.com поставил Коти на 8-е место в списке 100 самых талантливых баскетболистов его года выпуска. Правда, форвард не получил заманчивых предложений от топовых университетов и сначала поступил в колледж «Лоусон Стэйт». Через пару лет главный тренер «Арканзаса» Майк Андерсон «перехватил» Кларка, разглядев в нём что-то особенное. Что именно, стало понятно к завершению студенческой карьеры.
– Все игроки следуют за ним, – хвалил Андерсон Кларка. – Тот альтруизм, который он показывает на площадке, передался всем в команде.
За два года в «Арканзасе» Коти набрал 500 очков, сделал 300 подборов, 100 передач и 100 перехватов. Только пяти игрокам в истории университета удавалось собрать такую статистическую линейку. Скауты клубов НБА били себя по щеке, пытаясь избавиться от ассоциаций с Дрэймондом Грином, и обращались к фактам. Первое – Кларк не имел достаточных пропорций, чтобы играть «четвёртого», и бросковых данных, чтобы быть «третьим». Второе – он не проделал нужной работы, чтобы правильно себя «подать».
– У меня не было никаких пре-драфтовых тренировок. Агент говорил, что ему не поступило никаких предложений из НБА. А на самом деле у него попросту не было лицензии. Но я был наивным и всё ещё надеялся попасть в лигу.
«ХОЧУ СКАЗАТЬ СЕБЕ: «ДА, Я ЭТО СДЕЛАЛ!»
Кларк не попал в НБА после драфта 2014 года и уволил своего агента. Было сделано столько ошибок, что Кларку пришлось переходить в израильский клуб второго дивизиона, чтобы вернуться хотя бы в D-лигу. Чемпионат Израиля сам по себе невысокого уровня, что говорить о его втором дивизионе.
Коти повезло, что в офисе «Бостона» работал статистический гик Дэйв Льювин - руководитель отдела скаутинга. Он не мог пройти мимо игрока, который так интриговал с цифровой точки зрения. С приходом Кларка в фарм-клубе «Бостона» стали происходить чудеса. На каждые 100 владений команда обыгрывала оппонентов на 13,3 очков. Помимо этого, игроки-маргиналы, каждый из которых хотел лишь получить контракт в НБА, стали показывать командный баскетбол.
– У большинства команд только два баскетболиста набирают больше 10 очков, а у нас – шесть, – говорил Кларк. – Если по-честному, вижу здесь много коллективов, где игроки просто ненавидят друг друга. У нас же создается движение, каждый баскетболист «кушает», и в итоге все счастливы.
За последние три года больше 100 игроков попали в НБА из D-лиги. Одним из них был Кларк. Возможно, «Бостон» включил бы его в основу раньше. Но в клубе посчитали, что путешествие в Израиль пошло игроку только в «минус» и ему нужна огранка в фарм-клубе. «Кельты» сказали, чтобы Коти отдельно работал над своим броском.
Начало марта, сезон близок к концу, прошла очередная игра. Новый агент Кларка Дэйв Газман получил сообщение, что «Бостон» заключит с игроком 10-дневный контракт. Газман рванул в раздевалку и кинулся на Коти. Тот долго не мог поверить в случившееся. А когда поверил – позвонил своему другу Тиму Фрейзеру, который заключил такой же контракт на 10 дней с «Новым Орлеаном» после игры в D-лиге.
Фрейзер объяснил, что у Кларка есть шанс закрепиться в НБА, несмотря на очень короткий срок согглашения. Коти начал пахать как проклятый. Он устраивал себе дополнительную тренировку в пять утра. Труд дал свои плоды – «Бостон» предложил второй контракт на 10 дней. Примечательно, что за какие-то две недели с небольшим Кларк поговорил с главным тренером Брэдом Стивенсом один на один несколько раз, спрашивая, где ему нужно прибавить.
Сезон Кларк, однако, завершил в Пуэрто-Рико – оттуда родом его новый агент. Закрепиться в НБА после второго дивизиона суперслабого чемпионата – слишком хорошо, чтобы быть правдой.
– Я рад, что не остановился после того, как попал в НБА. Я хочу быть чемпионом, – Коти не отрицает, что целит обратно в сильнейшую лигу мира. – Хочу играть на Матче звёзд, хочу использовать всё, что наработал на самых разных уровнях. Моя мечта – в один момент сказать самому себе: «Да, я это сделал!».
МИЛАКНИС – OUT?
– Я верю в Бога и моего агента. Пытаюсь становиться лучше день за днём, чтобы ни одна команда не сомневалась, стоит ли меня брать, чтобы ни один тренер не думал, можно ли на меня положиться.
Кларк умеет красиво говорить, как и любой игрок, прошедший баскетбольную школу в США. Сейчас он остаётся большой загадкой. На его счету нет ни одного полного сезона в сильной европейской лиге при хорошей конкуренции. Но игрок из D-лиги в Европе – это всегда интересно. Он не требует больших денег и может вырасти в звезду европейского баскетбола (пример – Эндрю Гаудлок). К тому же Коти человек весьма зрелый (он отец троих детей) и повидавший многое за свою карьеру.
Артурас Милакнис | |
Фото: Сергей Елагин |
Очевидно, что подписание Кларка означает, что УНИКС расстанется с одним из легионеров. Ведь в заявку нельзя включать восемь иностранцев. Коти выступает на позиции лёгкого форварда, и не возникает практически никаких сомнений, что свою карьеру в другом клубе продолжит Артурас Милакнис.
Милакнис продолжает совершать необъяснимые поступки. По ходу сезона он самостоятельно создал огромную пропасть в своих отношениях с Евгением Пашутиным. Теперь он покинул расположение сборной Литвы без согласования с главным тренером Йонасом Казлаускасом. И все эти поступки «необъяснимые» по той причине, что сам Милакнис не даёт никаких комментариев ни российской, ни литовской прессе.
Использованы материалы: The Trussville Tribune, D-League Digest, The Boston Globe, Masslive.com.