комментарии 5 в закладки

Ветер с Востока. Как китайский «Куньлунь» может изменить КХЛ

erid:

Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» рассматривает все плюсы и минусы китайского проекта в КХЛ и приходит к выводу, что клуб является «котом в мешке».



Главными движущими принципами испокон веков была власть. Чем больше власти, тем выше был авторитет определенного «цезаря». В летописях воспеваются имена выдающихся завоевателей: Александр Великий расширил свои владения со скромной Македонии до границ Индии; военные успехи Гая Юлия Цезаря и Октавиана Августа позволили Древнему Риму стать владыкой почти всей Европы. Чингисхан основал Великую Монгольскую Империю, в которой между двумя противоположными границами располагались годы расстояний.

Но вернемся в наше время и совершим самую странную вещь, что можно выдумать – экстраполируем эти империи на нашу скромную КХЛ. Скажите, что это выдающаяся глупость, но разве КХЛ не напоминает империю Чингизидов? От Дуная до Татарского пролива, от Балтийского до Черного моря. Лига огромна, практически весь материк. И тут можно сделать еще одну аналогию: высшие чины КХЛ всегда были одержимы идеей расширения своих владений. Можно даже сказать, что сама суть существования лиги была в том, чтобы брать у соседей самое лучшее.

На заре империи добровольно знамя с сине-красным щитом было поднято в Минске, Астане и Риге. И все любители хоккея в нашей стране были поражены тем, как обстоят дела в этих клубах. Рижское «Динамо» долгое время было эталоном и примером всем, как надо вести хозяйство. Следом лига присоединила Словакию и Чехию. «Слован» стал примером для болельщиков, а «Лев» вышел в финал Кубка Гагарина. Затем, эдаким «династическим браком» установился контроль над Хельсинки. «Йокерит» стал первым супербрендом из элитных лиг в КХЛ. Казалось, что теперь двери открыты и прочие именитые команды сами попросятся к нам. Не попросились.

Три года назад руководство лиги пошло на огромный риск, приведя свои «батальоны» на Балканы. «Медвешчак» уже тогда успел влюбить в себя все хоккейные круги. Где же это было видано, чтобы в абсолютно нехоккейном государстве жил столь популярный клуб. Первый сезон загребцев превзошел все ожидания: команда попала в плей-офф, болельщики клуба стали символом преданного фанатизма. Но самое главное, что в головах окончательно исчезла теория о том, что хоккей может быть популярен лишь в северных широтах. Именно успех хорватов позволил каждому задать себе вопрос: «Хм, да ведь если очень захотеть, то можно хоть и в Китае сделать интересный клуб. Не так ли?».

На дворе 2016 год и этот клуб создан. В Ханбалыке, ныне именуемом как Пекин, в столице Великой Монгольской Империи. Еще одна забавная аналогия.

Какие же объективные плюсы и минусы есть от появления китайского клуба в КХЛ? Что ж, рассмотрим все по порядку. Начнём с положительных сторон.

ПЛЮСЫ



ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ КОНТРАКТ

Давайте будем откровенны – огромный телевизионный рынок и был главной причиной расширения КХЛ в Китай. По предварительным договоренностям, матчи КХЛ будут транслироваться по телеканалу CCTV, одному из самых популярных в стране. Ряд источников подтверждают тот факт, что руководство лиги сумело продать права на показ за вполне себе приличные цифры – от 5 млн. евро. Иначе говоря, 400 млн. рублей. К примеру, суммарная продажа телевизионных прав в сезоне-2014/15 составила 185 млн. рублей. Конечно, цифры далеко не космические, однако для первого сезона на ТВ внушительные. И в этом мы сумели обогнать НХЛ, ведь на данный момент популярность североамериканской лиги в Китае крайне мала. Но вот их баскетбольные коллеги из НБА уже более двадцати лет развиваются на данном рынке. Существенная разница между НХЛ и НБА заключается в том, что у первых нет подходящего «лица» для своего пиара в стране. Главным азиатским лицом спорта в Америке долгое время был Яо Мин, и во многом именно благодаря ему НБА и оттяпала столь жирный ТВ-контракт. НХЛ также не стоит на месте: в прошлом году на драфте под 172-м номером «островитянами» из Нью-Йорка был выбран китайский защитник Андонг Сонг, а два года назад был подписан договор между китайскими бизнесменами и «Торонто», согласно которому клуб получает эксклюзивные права на реализацию своей продукции в определенных точках в Пекине. КХЛ уже со следующего сезона вступит в борьбу за Китай, а эта «игра» сложна и ужасна. И все это будет идти с прицелом на ОИ-2022.

КИТАЙСКИЕ СПОНСОРЫ

Российские деньги позволили запустить этот проект. Но это не значит, что и в будущем команда будет жить на «наши» средства. В случае успеха «Куньлуня», клуб вполне может окупать себя только лишь за счет спонсорских контактов с китайскими компаниями, а эти самые компании вполне могут выйти и на российские рынки. Вполне вероятно, что уже совсем скоро на рекламных бортах во время игр мы будем наблюдать надписи на иероглифах, которые призывают купить какие-либо китайские товары. В том же самом Торонто это уже вполне распространенная ситуация.

«ЛЕСПОРТ ЦЕНТР»

Самая большая арена в лиге, если конечно, клуб будет играть там. Первоначальная задумка руководителей «Куньлуня» была в том, чтобы проводить свои игры в надувном шатре возле арены. Согласитесь, это крайне оскорбительно. И именно из-за этой волокиты и произошла задержка в принятии китайской дружины в лигу. Однако, можно предположить, за месяц, что велись переговоры, стороны договорились о проведении игр именно на этом 18-тысячнике. Иначе быть не может, и всё это будет фарсом.

«Леспорт Центр»


ВОЗМОЖНОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА СИЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА

На «Куньлунь» не распространяется лимит на легионеров и клуб под руководством Владимира Юрзинова-младшего уже подписал контракты с большой группой российских и финских игроков. Однако, команда не будет полностью состоять из легионеров, как, например, в Загребе. Руководители китайской федерации хоккея намерены сделать так, чтобы лучшие китайские хоккеисты имели постоянную игровую практику в клубе. Всё это сделано с прицелом к домашней Олимпиаде-2022. Так что, несмотря на юридическое отсутствие какого бы то ни было лимита, он на словах все-таки есть. Но, этих самых иноземцев клубу позволено иметь куда больше пяти, а значит ростер команды будет заметно выделяться на фоне соперников по конференции.

ПОЯВЛЕНИЕ ЕЩЕ ОДНОЙ СИЛЫ НА ВОСТОКЕ

До начала прошлого сезона все эксперты уверяли, что Восток обескровлен. Что основная интрига на Западе, и все сильнейшие команды расположены именно там. Что ж, суровые южноуральские «лисы» посрамили экспертов, однако в чем-то эти «говорящие головы» оказались правы. Средний уровень хоккея в Западной конференции повыше. Появление пекинского клуба заметно нагрузит Восток, а, значит, будет больше интриг и интересных матчей.

МИНУСЫ

АНАЛОГИЯ С КИЕВОМ

Проблемы с ареной, включение команды за несколько недель до обнародования календаря, невнятное руководство на первоначальном этапе формирования команды. Это же возвращение киевского «Будивельника» в лигу! В 2011 году по похожим лекалам принимали «соседей» в лигу. И ведь уже был сформирован состав, тренерский штаб, начался предсезонный сбор, как вдруг пришла новость, что «строителей» не будет в КХЛ. Клуб не смог договориться с хозяевами киевского дворца спорта и данный объект в итоге закрылся на реконструкцию. Арена «Бровары», где обитает грозный в прошлом «Сокол» оказалась ужасной, примерно такая же коробка стоит в Набережных Челнах. Так вот, если «Куньлунь» не будет играть на огромном 18-тысячном дворце, то где? В шатре? В Харбине? Или же не будет играть совсем? Остается ждать официальную информацию от руководства КХЛ.

Хоккеисты «Чайна Дрэгон»
Фото: alhockey.com

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ КИТАЙСКИХ ХОККЕИСТОВ

В Китае уже есть базовая команда для сборной – «Чайна Дрэгон» из Шанхая. Клуб выступает в Азиатской хоккейной лиге вот уже как семь лет. Семь сезонов существует команда и всего за этот срок были сыграны 288 игр. Клуб не только ни разу не выходил в плей-офф, что уже показательно, так и выиграл всего 9 (!!!) игр. И это базовый клуб! И хоккеистами «Куньлуня» будут именно бывшие игроки «Дрэгон».

Это не «Медвешчак», руководство которого сразу заявило, что будет опираться на легионеров. Тут в будущем ставка будет именно на китайцев. Да, легионеры будут отличные, и клуб вполне может составить конкуренцию в борьбе за плей-офф. Но, если легионеры провалятся, то и команда завершит сезон где-нибудь в подвале. А в подвале, простите, нет ни спонсоров, ни ТВ-аудитории, ни ТВ-контракта, ни полных 18-ти тысяч зрителей на огромной «Леспорт Арене». Так что, в вероятность успеха китайской франшизы в КХЛ можно смело дать 50 процентов. Либо он будет, либо будет полный провал. Но даже в провале можно найти кучу плюсов, и научится на ошибках не делать заведомо бесперспективные проекты.

Вошел китайский клуб на рынок с небольшим скандалом. Поклонники популярной компьютерной онлайн-игры Guild Wars 2 разглядели в символике команды логотип своей любимой игры. Сходство действительно есть.

Виктор Майоров
Оценка текста
+
0
-