erid:
Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» провела уникальное исследование заполняемости российских стадионов в прошедшем сезоне. Российский футбол переживает сложные времена, у части клубов большие задержки по зарплате, лидеры не столь активны на трансферном рынке, да и посещаемость, несмотря на эпоху тучных лет, не сделала прорыв... С какими цифрами в графе «Интерес зрителей» завершили сезон российские клубы?
«РУБИНУ» ПРЕДСТОИТ ОГРОМНАЯ РАБОТА БЛИЖАЙШИМ ЛЕТОМ
«Рубин» потерял в посещаемости от прошлого сезона около 2 тыс. зрителей, но даже этот факт оставил казанцев на пятой строчке по посещаемости в стране, хотя в начале года ситуация была аховая и казанцы по итогам сезона могли оказаться в аутсайдерах, однако пересменка в руководстве клуба привела и изменению маркетинговой политики, которая стала ярче и активнее, нежели была в последние пару лет. Однако за весь календарный год на матчах «Рубина» лишь один раз был аншлаг, когда в начале ноября в рамках Лиги Европы в Казань приехала «банда» Юргена Клоппа. В графике по середине таблицы белыми «ромбиками» показаны 2015 года, а красными соответственно 2016-го. График внизу иллюстрирует посещаемость казанского клуба от тура к туру. Желтым цветом отмечены игры в Лиги Европы. Соответственно, игра с «Ливерпулем» была словно рубеж. Если до нее «Рубин» проводил свои матчи на Центральном стадионе, то после — на «Казань Арене». В рамках чемпионата России же наибольшая посещаемость была в матче заключительного тура против ЦСКА.
(Прим. В клетках с количеством зрителей голубым цветом показаны игры до смены руководителей клуба. Светло-зеленым отмечены игры после смены, но проведенные на Центральном стадионе. На графике внизу игры до прихода Метшина отмечены белым на рубиновом фоне. Игры после прихода Метшина, но проведенные на Центральном закрашены рубиновым цветом. Игры на «Казань Арене» начинаются после матча с «Ливерпулем» и показаны зеленым и линиями)
Стоит отдельно подчеркнуть, что во время сезона произошла смена руководства команды. Президентом клуба стал мэр Казани трир. Новое руководство поставило перед собою цель вернуть болельщиков клуба на стадион. Первые три игры клуб провел еще при старом руководстве. Невзрачная игра команды и практически странное отношение руководства к болельщику привели к закономерному итогу: в самую лучшую для футбола время, а именно в конце лета, средняя посещаемость клуба была равна 7677 зрителя, хотя в это время в Казань приехал чемпион страны — питерский «Зенит». После третьего тура произошла смена руководства. На два сентябрьских матча с «Локомотивом» и «Уралом» в среднем пришло свыше 17 тыс. человек. Но такой результат стал следствием появления «промо-билетов». Всего таких билетов на территории Казани было реализовано порядка 15 тыс. Также, около 5 тыс. бесплатных «квитков» были распределены по городу во время матча Лиги Европы против французского «Бордо». Причем реализация проходила не только на территории Казани, но и в других городах республики.
Стоит отдельно упомянуть, как сильно на «Рубин» повлияло участие клуба в Лиге Европы. Благодаря тому, что руководство клуба совершенно оправдано сделало так, что клуб с ноября вернулся на «Казань Арену». Во многом, надо сказать «спасибо» английскому «Ливерпулю». Именно приезд столь знаменитого клуба и заставил сконцентрировать силы на том, чтобы вернуть футбол на красавец стадион. Все игры, кроме двух, после «Ливерпуля» казанцы провели именно на 45-тысячнике. Однако это не завлекло зрителя. Средняя посещаемость «Рубина» на «КА» составила 13542 человека. И это еще с матчами против «Спартака» и ЦСКА, в котором решалось судьба чемпионства.
Каковы же причины таких показателей? Их несколько. Во-первых, невзрачная игра команды. Можно хоть сколько уверять, что работа со зрителем первостепенна, но реалии таковы, что народ пойдет на трибуны лишь при хорошей игре команды. Так было с «Кубанью» пару лет назад. Так происходит сейчас с «Ростовом». Посещаемость краснодарцев показывает, что при плохой игре болельщик перестает приходить на стадион. Мы не Англия или Германия, где даже у вылетевшего «Штутгарта» средняя посещаемость превысила 50 тыс. Так вот, даже один успешный сезон клуба не есть гарантия того, что завтра человек опять придет на футбол. Работа со зрителем у казанского клуба в прошлые годы была провалена, что дает о себе знать до сих пор. Раздача «промо-билетов» помогла создать базу болельщиков, но прошло слишком мало времени, чтобы вся маркетинговая активность начала давать результат.
Конечно, посещаемость в следующем году возрастет, так как все игры будут проведены на «Казань Арене». Приедет и «Зенит», «Спартак» и ЦСКА. В том, что посещаемость будет превышать пятнадцать тысяч, мы уверены. Но показатели для миллионного города и двукратного чемпиона страны должны быть выше, но шлейф прошлых просчетов даёт о себе знать. Безусловно, скажется тот факт, что у команды будет новый главный тренер, зритель будет заинтригован новой фигурой на тренерском мостике и этот фактор поможет разогреть интерес к клубу.
РФПЛ: РОСТ ЗА СЧЕТ «УФЫ» И «РОСТОВА»
Средняя посещаемость РФПЛ остановилась на отметке в 11057 зрителей на матче. С одной стороны, заметен прирост относительно прошлогоднего показателя. В сезоне 2014/15 посещаемость была рекордно низкой — 10306 человек в среднем. В процентом соотношении она возросла на 7,3%, что является вполне приличным результатом. На её увеличение повлияли несколько факторов. Так, в завершившимся сезоне 14 из 15 игр у себя дома в столице Башкирии провела «Уфа». Появление на карте нашего футбола на постоянной основе города-миллионника принесло свои плоды. Однако, заполняемость стадиона «Нефтяник» далека от идеала. Также существенный прирост посещаемости был отмечен в Ростове-на-Дону и в Санкт-Петербурге. Южный клуб показал лучший результат в своей истории, завоевав серебряные медали чемпионата и тем самым квалифицировавшись в Лигу чемпионов. «Зенит» же впервые за очень долгие годы отметился тем, что не попал ни под какие санкции со стороны КДК, тем самым все сектора на всех матчах были открыты.
Посещаемость РФПЛ | |
Однако все могло быть много лучше. Так, лишь у шести команд из 16 заполняемость стадиона превысила половину вместительности. Самый высокий показатель у «Ростова», но и даже там не добрались до 90%. Худший результат у другой южной команды — «Кубани». В среднем стадион был заполнен менее чем на треть. Рассмотрим и проанализируем разницу между завершившимся сезоном и сезоном прошлогодним. В качестве смешного примечания можно отметить, что две свои игры самарские «крылышки» провели в Саранске, а «Мордовия» в Самаре. Также стоит отметить, что прирост связан и с возвращением в элитный дивизион самарских «Крыльев» и махачкалинского «Анжи». Если дагестанский клуб и не дал большого прироста, так как пришли они вместо вылетевшего тульского «Арсенала», то появление Самары оказало сильное влияние. Кануло в небытие московское «Торпедо» с посещаемостью в 3 тыс. человек. Да и тот результат был заслугой «домашней» игры против «Спартака» на «Открытие-Арены». Так что разница между «Крыльями» и «Торпедо» составила почти 10 тыс. Как раз таки оценим разницу между прошлым сезоном и сезоном нынешним.
Восемь команд, которые сохранили свои «прописки» в сезоне 2014/15, показали улучшение посещаемости. Наибольший рост зафиксирован в Уфе. Как уже было отмечено, местный клуб провел практически все игры сезона на реконструированном «Нефтянике». Лишь первая «домашняя» игра сезона была вынесена в Саранск. В тот момент стадион в Уфе был еще не до конца готов. Несмотря на значительный прогресс в Санкт-Петербурге, данный показатель не должен восприниматься, как хороший.
В плюсе также оказались и железнодорожники, однако, как говорят сами фанаты, клуб зачастую приписывает зрителей. Истинная же посещаемость на стадионе редко превышает и семи тысячи. При этом посещаемость клуба все также остается на предельно низком уровне. Стадион «Локомотив» до сих пор является одним из лучших в стране, но из пятнадцати игр чемпионата страны лишь на шести количество зрителей превышало 10 тыс. При этом всего три игры собрали половину из 28-тысячной вместимости — игры против «Зенита», «Спартака» и ЦСКА. И это все в 12-миллионном городе. Аналогично «красно-зеленым» можно рассмотреть и грозненский «Терек». Представители Чечни регулярно собирают по 15 - 20 тыс. зрителей, однако в эксперты уверяют, что это число стоит занизить на 3 - 4 тысячи. Мы не будет принимать догадки за истину и будем мерить все официальными протоколами РФПЛ.
По итогам сезона наибольший отток зрителей показали три команды — «Динамо», «Рубин» и «Урал». У каждого клуба есть своя «причина» столь заметного убытка. «Динамовцы» показывали отвратительную игру в сезоне и закономерно покинули элитный дивизион. Стоит также отметить, что впервые в истории общества «Динамо» средняя посещаемость хоккейного клуба была большей, чем у футбольных одноклубников — 7179 у хоккеистов против 6485 у футболистов. Наибольший отток зрителя был замечен в Екатеринбурге. Главный стадион города, где играл «Урал» в очередной раз закрылся на реконструкцию, и теперь откроется лишь в январе 2018 года. Однако следует отдать должное руководству клуба. Осознавая такую ситуацию, они еще два года назад начали реконструкцию родного стадиона «Уралмаш». Он крохотный (даже в Саранске больше), но, как отмечают любители уральского футбола, очень уютный. Возможно, что при грамотной работе с болельщиком, удачном расписании календаря и хорошей игры, «Урал» будет способен собирать и по 9-10 тысяч из десяти вмещающих. К слову о руководителях клуба: они смогли продать название стадиона «СКБ-Банку», тем самым привнеся в свой бюджет еще немного средств. А ведь могли оставить историческое название. Сейчас в стране лишь у двух стадионов названия коммерческие, соответственно, в Екатеринбурге и у «Открытии Арены» в Москве.
Также любопытно будет посмотреть таблицу выездной посещаемости. Она показывает корреляцию интереса публики к отдельным брендам.
Как это не грустно говорить, но самым непопулярным клубом сезона в других городах оказался казанский «Рубин». На него в среднем приходило в два раза меньше зрителей, чем на московский «Спартак». И чтобы окончательно убедиться в силе брендов, заметим, что на предпоследнем месте «Ростов» - серебряный призер сезона. Это в очередной раз подтверждает главную особенность нашего футбольного боления, а именно чудовищную централизацию. Единственная известная команда для большинства населения — сборная России, в который все еще играют Андрей Аршавин и Александр Кержаков, и даже она становится все менее популярной. Но это, конечно, до начала Евро во Франции. Во время него даже все те, кто ни разу не ходил в этом сезоне на футбол, будут кричать, что они интересуются им с пеленок. А вот все любимые клубы россиян сосредоточены в городах федерального подчинения. Придите на матч «Спартака» или ЦСКА где-нибудь в Перми или Екатеринбурге — на трибунах обязательно найдется тысяча-полторы аборигенов, болеющих за именитых гостей. Что уж говорить, если на матч «Рубин» — ЦСКА, в котором решалась судьба золотых медалей чемпионата фанатов московского клуба было много больше, чем людей с «рубиново-зелеными» шарфами.
Главная проблема популярности футбола в России, и в очередной раз результаты сезона нас в этом убедили в том, что нас начисто отсутствует принцип Support your local team (Поддерживай местную команду). Либо, у нас футбол становится модным развлечением. Опять же, в качестве примера можно привести краснодарскую «Кубань». Еще три года назад, когда рулевым команды был Дан Петреску и был результат, посещаемость «желто-зеленых» была в три раза выше, чем сейчас. И в то время «краснодарское» дерби не было так еще раскрученным. Конечно, можно судить, что проблемы «Кубани» так сильно повлияли на зрителя, но таких проблемных клубов в стране десятки. Сказывается еще шлейф советской системы футбола, когда сильнейшие клубы были рассредоточены по всему СССР и болельщики в союзных республиках болели не за городские, а республиканские клубы. В хоккее, к примеру, напротив, большая часть клубов была сконцентрирована в РСФСР и потому традиции хоккея и боления децентрализованы, но это тема отдельного материала. Однако именно эта традиция частично до сих пор влияет на выездную посещаемость клубов, который играли в высшей лиги чемпионата СССР.
ЗИМОЙ, ВСЁ-ТАКИ, В ФУТБОЛ ИГРАТЬ НЕ СТОИТ
Вернемся к посещаемости матчей чемпионата. Многие отмечают, что причиной такой столь низкой посещаемости является климат на территории нашей страны. То есть, проведение игр поздней осенью и в первых числах декабря, а потом и в начале марта нежелательно. Посмотрим на зависимость средней посещаемости от времени года:
Да, она есть, и, причем весьма заметная. Сентябрь был самым посещаемым месяцем года, однако уже с октября наметилось резкое падение. В итоге ноябрьские игры, чаще всего при минусовой температуре, в среднем смотрело чуть менее 8,5 тыс. человек. Декабрьский тур же показал, что при разработке грамотного календаря можно выдержать отметку на уровне 9, а то и 10 тыс. человек. Как можно исправить данную ситуацию? В РФПЛ есть команды в четырёх южных городах — Краснодар, Ростов-на-Дону, Грозный и Махачкала. Теперь еще и Оренбург. Климат в этих регионах позволяет проводить матчи поздней осенью и в начале зимы. В тоже время, качественная инфраструктура присутствует в Москве, Казани и Санкт-Петербурге. То есть, можно по максимуму использовать данные города в это время года. Также можно провести игры и в Уфе, благо там постелен искусственный газон. И, конечно, не стоит забывать про Сочи и стадион «Фишт», у которого нет клуба хозяина. При этом, желательно проведение во время этих туров как можно больше принципиальных встреч. В этом сезоне в декабре было проведено «краснодарское дерби». При должной раскрутке и удачном стечении обстоятельств средняя посещаемость в ноябре и декабре может находится на вполне приличной отметке в 10 тысяч зрителей. Также нежелательно в это время года проведение игр в Екатеринбурге, Перми и Самаре. То есть, в регионах с относительно плохой инфраструктурой, где и летом-осенью не всегда удается решить все проблемы. Ну вообще, конечно, лучше всего вернуться к привычной системе игры — начинать чемпионат весной и завершать его по осени, причем последние туры проводить в начале ноября.
ЕВРОПА НАМ ПОКАЖЕТ
Проанализируем то, как ходили жители России на еврокубковые игры. Пять клубов РФПЛ квалифицировались в осеннюю стадию турниров. Из них три попали в весеннюю часть. Всего две игры свыше 20 тыс. зрителей... Это стыдный результат. В РФПЛ явно не лучше дела.
Тут уже казанский клуб во главе таблицы. Однако, столь высокий показатель был достигнут лишь за счет одного матча с «Ливерпулем». Это была единственная игра за сезон в Казани, где был полный стадион. По графе заполняемость лучшие оказались армейцы - все матчи в Лиге чемпионов на «Арене-Химки» был практически аншлаг. С переездом на стадион на Песчаной улице (открытие ожидается в сентябре) посещаемость матчей ЦСКА в еврокубках и в чемпионате будет заметно выше, возможно даже около 25 тыс. Пока же, лишь два еврокубковых матча собрали на трибунах свыше 20 тыс. зрителей: игра «Рубина» против «Ливерпуля» на «Казань Арене» и игра в Краснодаре местного клуба против бывшей команды Клоппа «Боруссии».
Выше приведены 10 самых посещаемых матчей в сезоне плюс два еврокубковых матча. Лишь пять (!) игр собрали на трибунах свыше 30 тыс. зрителей. Соответственно, из них три были в чемпионате страны и все они прошли на «Открытие-Арене». Всего восемь игр прошли при скоплении от 25 тыс. человек. Из десяти самых посещаемых матчей чемпионата шесть прошли на стадионе «Спартака» и по две в Самаре и в Краснодаре. В восьми приняли участие «красно-белые» и, соответственно, в девяти играх участвовали московские команды. Особняком стоит лишь «краснодарское» дерби. Также стоит отметить тот факт, что семь встреч были проведены летом, две осенью и лишь одна — московское дерби «Спартак» — «Динамо» — была весною 2016 года.
Какие же перспективы на будущий сезон? Они, на самом деле, вполне радостные:
- На новый стадион переезжает ЦСКА. Теперь фанатам армейского клуба не надо будет выезжать в Подмосковье на игры любимой команды. И принципиальные встречи против «Спартака», «Зенита» и «Локо» пройдут при куда большей публики, да и на групповом этапе Лиги чемпионов стоит ожидать одних аншлагов.
- Также на новый стадион переезжает «Краснодар». Комфортабельный 33-тысячник должен стать одним из самых посещаемых стадионов страны. Да и в еврокубках «Краснодар» еще может себя проявить.
- Если останется в элите «Кубань», то возможен её переезд на стадион «Краснодара». Это также скажется на посещаемости матчей клуба и, возможно, лиги в целом.
- «Рубин» также проведет все матчи на «Казань Арене», что скажет свое слово в общей картине. Плюс новый тренер и выверенный маркетинг.
- «Зенит» с весны 2017 должен переехать на монументальный «Крестовый». По крайней мере, регламент ФИФА должен заставить город поторопиться. Ведь уже в феврале, то есть за полгода до начала Кубка конфедераций, стадион должен уже работать. Хотя по последним новостям в Питере вновь могут быть проблемы.
- Вылет «Динамо» и возвращение «Арсенала». В Туле любят футбол и собирать «коробочку» клуб сможет. А «Динамо» предстоит пройти «очищение» низшей лигой.
- Не стоит забывать и о Сочи. По регламенту ФИФА там тоже все должно работать за полгода до начала Кубка конфедераций. Быть может пара игр чемпионата страны пройдет на стадионе «Фишт».
- И, конечно, Евро-2016. Если сборная выступит удачно, то и зритель тоже пойдет на футбол. Как это было после 2008 года.
Инфраструктура улучшается год от года, чем ближе ЧМ-2018, тем будет больше новых и красивых стадионов. Главное, чтобы клубы развивались в плане работы со зрителем. А пока до общей отметки «хорошо» там ой как далеко.