erid:
После матча «Зенит» – «Спартак» прошло уже трое суток. Крайне удивительно, что всё это время гораздо более жарко, чем, собственно говоря, футбол, показанный двумя знаковыми командами в центральном матче, обсуждается присутствие в автобусе и самолете москвичей форварда питерцев Артёма Дзюбы. Уже и заявление болельщиков на сей счет имеется, и все труженики пера по теме высказываются.
Артём Дзюба | |
Epsilon / Getty Images |
Разумеется, мы живем в эпоху пиара, эпоху, в которой футбол давно перестал восприниматься просто как игра. Не игра это уже, а полноценное реалити-шоу. Нашим игрокам еще везет, что они не попадают в истории вроде тех, что украшают биографию чемпиона мира Кевина Гросскройца. Тот в короткий срок умудрился сначала метнуть дёнер (по нашему – шаурму) в её уличного продавца, а затем помочился на колонну в дорогущем берлинском отеле. Еще дальше пошел Макс Крузе, за месяц поигравший в покерном турнире, и забывший выигрыш в 75 000 евро в такси, отбиравший мобильный телефон у девушки, которая его фотографировала в клубе (девушка оказалась стрингером «Бильда»), и в довершение всего, рассылавший своим подругам (которые радостно слили это в интернет) видео не эротического даже, а откровенно порнографического содержания.
Артёму Дзюбе не впервой становиться героем светской хроники. История его общения с телеведущей Марией Орзул не забыта, и многие спартаковские болельщики его теперь называют фамилией той, с кем Артём вроде бы был застигнут папарацци возле отеля сборной. Дзюбу вообще перестали называть в интернете по фамилии, выказывая свое отношение к нему коверканием несложного сочетания 5 букв. И, я полагаю, Артём сам мог предположить, какой резонанс вызовет его «путешествие из Санкт-Петербурга в Москву».
Два основных вектора развернувшейся в СМИ дискуссии условно можно обозначить так – «Спорт – не война, чтобы не брать врага в свой самолет», и «Каким же надо быть недалеким, чтобы после того, что этот наговорил – пустить его в самолет». Интернет бурлит и деталями самого перелета, вроде карточных игр и шуточек в салоне, но мне, честное слово, не хочется и даже несколько грустно в этом копаться. Всё это превращает футбол в «Дом-2», и придавая серьезному спортивному соревнованию оттенок дешевого и пошлого реалити-шоу – как-то странно потом удивляться пустым трибунам и низким телевизионным рейтингам.
Наши футболисты не смогут конкурировать в борьбе за успешность реалити-шоу с профессиональными лицедеями и незачем из в этом качестве раскручивать. А вот их репутация спортсменов от каждого подобного «шоу» и невинных вроде бы фоточек в инстаграме – девальвируется. Возвращаясь к Гросскройцу – теперь, уже будучи игроком «Штутгарта», он очень остро и зло протроллил в соцсетях «Шальке» накануне рурского дерби. Он может не только бузить в отеле нетрезвым (это умеют все, а у нас – лучше многих), но и проявил серьезное чувство юмора, и саму шутку тщательно подготовил и оформил (он, или тот, кто ему помогает – не так и важно). Выходя за рамки спорта, его представитель всегда должен отдавать себе отчет в том, что тут играть он будет на чужом поле, и по чужим правилам.
Сама по себе история – сильно сомневаюсь, что стоит выеденного яйца. Футболисты-москвичи часто летят домой с командой гостей, я сам не раз был этому свидетелем. Бывает, что и после поражений. Я бы, например, удивился, если бы кто-то из участников финальной серии Кубка Гагарина вдруг попросился в чужой самолет прямо по ее ходу – но это и невозможно представить себе из-за расписания соревнований, да и вообще – в хоккее даже рукопожатия только после окончания серии. Очевидно, однако, что лучше Дзюбе со «Спартаком» было не лететь – и бурлящие третьи сутки СМИ тому лучшее подтверждение.
Не вижу никакого смысла копаться в нюансах – куда спешил Дзюба, зачем, была ли возможность успеть на «Сапсан» или улететь регулярным рейсом. Это неважно, как и то, что он делал на красно-белом борту. Неуместность этой ситуации должна была стать ясной Дзюбе даже не после победы со счетом 5:2, а гораздо раньше. Ну, в самом деле, отвешивать сопернику виртуальные оплеухи в интервью, и потом проситься в чартер? Неужели не понимал, какую реакцию это вызовет? Тогда пора брать помощника по части «медиа-активности» (я, кстати, готов). Артём Дзюба – совершенно топовый сегодня российский футболист. И незачем, а даже и никому не нужно, чтобы его имя полоскалось в сторонних тематиках.
Артём Дзюба в «Спартаке» | |
Сергей Елагин |
Ровно также должен был понимать это и Дмитрий Аленичев, без чьего ведома Дзюба, конечно, ни на какой самолет не попал бы. Да – ничего страшного в этом нет. История житейская, так делали, делают, и будут делать многие. Но в данном случае стало понятно, что тренер (а вместе с ним и весь «Спартак») существуют в некотором отрыве от реальности, и окружающей обстановки. Аленичев должен был понимать, как на это отреагируют болельщики (и это их право так реагировать). И, конечно, не в 5:2 дело, и отменять договоренность после матча было бы глупо. Но еще более глупо ему было ее заключать. И если к Дзюбе у болельщиков вопросов нет (или уже нет), то тут Аленичев сам вызвал гром и молнии. Если ему это кажется неважным или несущественным – он ошибается.
Да, нельзя во всем слушать трибуны, но есть особые, принципиальные моменты, в которых важно понимать настроение твоих поклонников и не делать на ровном месте вещей, которые могут их обидеть. Иначе и так не заполняющаяся «Открытие-Арена» получит новые пустые кресла. Уже слышу в ответ «не надо потакать оголтелым», но я не о таких вовсе. Недовольство высказывают самые разные болельщики «Спартака» – от школьников до руководителей крупных компаний. Им кажется, что в клубе не все понимают, что происходит, где и почему. И кажется уже много лет. И неслучайно так вышло. Иногда надо прислушаться к шуму ветра, чтобы не пропустить приближающийся поезд.
Можно ли вообразить себе подобную историю в Германии? В прошлом году «Бавария» выиграла у дортмундской «Боруссии» 5:1, и почему бы не представить себе, что Роберт Левандовски спросил у президента «Боруссии» Вацке разрешения полететь с ними в Дортмунд проведать друзей? Думаю, всем понятно, что это звучит как бред. А если допустить, что такое было – то это был бы последний день работы президента в клубе.
Впрочем, давно известно, что русскому хорошо, то немцу – смерть. Вот только чемпионы мира – они, а не мы.