erid:
Главный тренер казанского «Зенита» и сборной России Владимир Алекно рассказал о подготовке команды к Олимпиаде в Рио, натурализации волейболистов, увлечении охотой и многом другом. Представляем вашему вниманию интервью наставника службе информации ОКР.
Роман Кручинин, zenit-kazan.com |
«МЕНИСК У ВОЛЕЙБОЛИСТА – КАК НАСМОРК У ОБЫЧНОГО ЧЕЛОВЕКА»
– В середине апреля заканчивается чемпионат России. Для одного-двух клубов, будем надеяться, сезон продлится еще на неделю из-за участия в «Финале четырех» Лиги чемпионов. А дальше наступает время сборной?
– Да. Но для начала всем кандидатам в национальную команду будет предоставлен трехнедельный отпуск. Хорошо, что путевка в Рио у нас уже есть. В конце длинного сезона игрокам, особенно лидерам сборной, просто необходима передышка. На 10 - 11 мая в Москве запланировано комплексное медобследование, а потом команда начнет подготовку к Мировой лиге и, если говорить глобально, к Олимпийским играм в Рио-де-Жанейро.
– Мировая лига важна для вас с точки зрения определения олимпийского состава?
– Да, мне нужно посмотреть, как некоторые кандидаты будут выглядеть на международном уровне. Если человек хорошо смотрится в чемпионате России, это еще не гарантия того, что он сможет принести пользу национальной сборной. Мировая лига как раз и станет хорошим тестом для тех, в ком я, скажем так, до конца еще не уверен.
– Квоту в 19 игроков для участия в Мировой лиге используете полностью?
– Да. В ходе турнира будет ротация состава, а к его концу я надеюсь получить ответы на все свои вопросы.
– Насколько обширен круг реальных кандидатов в сборную?
– Те же 18 - 20 человек, из которых мне предстоит выбрать 12. Точнее – 11. Одно место в олимпийской команде забронировано за Сергеем Тетюхиным. При условии, конечно, что он будет здоров.
– Трудный предстоит выбор или с отдельными позициями уже все понятно?
– Примерный вариант олимпийской заявки в голове уже есть. Но модель состава мне пока до конца не ясна. Взять в Рио на каждую позицию столько игроков, сколько хотелось бы, нет возможности. Заявка ограничена 12-ю фамилиями. Значит, где-то у нас будет недокомплект, кто-то останется без подстраховки. А нужно собрать максимально сбалансированный состав. В этом главная проблема.
Владимир Алекно и Сергей Тетюхин | |
fivb.org |
– Перед Олимпийскими играми в Лондоне на вашу команду обрушилась эпидемия травм. Сейчас ситуация лучше?
– Я бы не сказал, что намного лучше. У Сергея Гранкина старая проблема с коленом никуда не делась. Максим Михайлов постоянно в лечебном процессе из-за правого плеча и обоих голеностопов. Сергей Тетюхин за четыре года тоже здоровее не стал. Те или иные проблемы со здоровьем есть практически у каждого лидера сборной. Мениски в нашем виде спорта уже давно не считаются серьезными травмами. Это как насморк у обычного человека!
– Вы сами в свое время перенесли серьезную операцию на позвоночнике. Спина часто напоминает о себе?
– (Стучит по дереву). После операции чувствую себя намного лучше!
– Что или кто помогает вам выдерживать двойные нагрузки тренера-совместителя?
– Часть работы берут на себя мои помощники. Дома заряжаюсь энергией от близких мне людей, от семьи. Есть еще друзья, общение с которыми тоже придает силы. Для меня ситуация с совмещением постов в клубе и сборной не нова. Я знал, на что иду. Вам известно про лучший способ борьбы с усталостью? Поменьше о ней думайте!
«С МУСЭРСКИМ ВСЁ БУДЕТ В ПОРЯДКЕ»
– Как ведется мониторинг кандидатов в сборную России? Вопрос не праздный, учитывая вашу занятость в казанском «Зените»…
– Аналитическая бригада «Зенита» готова в любой момент предоставить мне полную информацию по каждому игроку. Федерация волейбола тоже помогает, если нужно. Но, по правде говоря, многих ребят я вижу либо у себя в клубе, либо в играх против «Зенита», либо в других центральных матчах тура, которые стараюсь смотреть. А то, как сыграл Мусэрский с условным «Нижним Новгородом», меня не очень интересует. Я сейчас никого не хочу обидеть, просто такие матчи, с точки зрения тренера сборной, не информативны.
– Со сборниками не из «Зенита» по ходу чемпионата общаетесь?
- Во время чемпионата мы находимся по разные стороны баррикад. На первом плане у всех клубные интересы. Я стараюсь это учитывать и веду себя деликатно.
– Вокруг Дмитрия Мусэрского, раз уж вы сами про него упомянули, страсти улеглись? Он входит в число кандидатов на поездку в Рио?
– Естественно. (Небольшая пауза.) С Мусэрским всё будет в порядке.
– Олимпийский отборочный турнир в Берлине, который сборная России выиграла без Мусэрского, судя по всему, в нынешнем формате проводился в первый и последний раз?
– Будем на это надеяться. И сроки у турнира были неудачные (бороться за единственную олимпийскую путевку в разгар внутренних чемпионатов с недельной подготовкой – это не дело), и к формату много вопросов. В Берлине три ведущие волейбольные державы – Сербия, Болгария и Германия – остались за бортом Олимпиады! Согласитесь, что-то здесь не так.
cev.eventolive.it |
– Понятно, что Европа заслуживает большего, чем четыре места на олимпийском волейбольном турнире. Какой, по-вашему, должна быть европейская квота?
– Считаю, что победитель и финалист чемпионата Европы заслуживают участия в Олимпийских играх без дальнейшего отбора. Плюс те, кто отберется на Кубке мира, и на континентальном турнире. Учитывая силу и рейтинг европейских сборных, их на Олимпиадах должно быть минимум 5 - 6.
«КУБОК МИРА ПРОИГРАЛИ ИЗ-ЗА МЕНЯ»
– Со стороны преображение сборной России после вашего прихода показалось каким-то волшебным. С чего начали, войдя в одну и ту же реку в третий раз?
– С создания Команды. В чем это выражалось? Да во всем! Как спортсмены реагируют на поражения и относятся к своим партнерам, как питаются и готовятся к матчам, как ведут себя под нагрузками? Обо всем этом я много говорил с ребятами. Мы должны быть единым целым. Помните девиз мушкетеров?! Только с такой Командой можно решать серьезные задачи.
– Что не получилось на Кубке мира?
– Поменял схему, а она не сработала - моя ошибка. Правда, все почему-то обсуждают игру Мусэрского в диагонали. Говорю прямо: передо мной не стояла задача сделать из Мусэрского диагонального! Была необходимость усилить атаку из четвертой зоны. Поэтому туда ушел Михайлов. И это дало эффект! А на позицию диагонального за неимением альтернативы пришлось ставить Диму. Чтобы вы знали, Мусэрский в этом качестве на Кубке мира стал вторым после Зайцева. Но, к сожалению, мы потеряли блок, особенно с краю.
– В чем же была ваша ошибка?
– В том, что я слишком поздно увидел необходимость перехода на эту схему. Готовились-то мы сначала по-другому. На тренировках меня всё устраивало, а вот когда начались товарищеские матчи, и команда стала испытывать проблемы с соперниками уровня Ирана и Голландии, я понял: так дальше продолжаться не может. А времени на перестройку уже почти не оставалось. Хотя даже при всех наших объективных проблемах Кубок мира мог сложиться для сборной России более успешно. Ударь Мусэрский в концовке второй партии с поляками на три сантиметра в другую сторону, счет стал бы 2:0 в нашу пользу, и еще неизвестно, кто бы этот важнейший матч в итоге выиграл! Из таких вот, казалось бы, мелочей результат и складывается.
– Как команда отреагировала, узнав, что в Берлине Мусэрского не будет?
– Никто слез не лил и не паниковал. Но ребята стояли за него горой. Это к разговору о командном единстве.
– Задним числом можно сказать, что отсутствие лидера «Белогорья» не стало потерей для сборной. А на самом деле?
– Зная результат, можно говорить всё, что угодно. Сам Дима мне сказал следующее: «Учитывая мое нынешнее состояние, еще неизвестно, что для команды лучше: играть со мной или без меня». И я его понимаю. В тот момент парень действительно был, выражаясь современным языком, на самом дне. И, тем не менее, отсутствие Мусэрского на площадке в Берлине ощущалось.
cev.lu |
– О чем подумали, когда получил травму Дмитрий Ковалев?
– Почему же нам так не везет?! Но молодец Сергей Гранкин – выдержал!
– То, что сделал в полуфинале с немцами Сергей Тетюхин, не описать словами. В чем его уникальность?
– Таких людей очень мало. Причем не только в спорте, но и в жизни. Все отмечают Тетюхина как большого игрока. Но чтобы по-настоящему оценить Сергея, нужно знать его как человека и как личность. Видите, сколько в моем кабинете совместных фотографий с людьми, которые мне по-своему дороги! Но самое почетное место здесь занимает футболка с номером 8. Под ним играет Сергей Тетюхин. Ценю, уважаю и жду его на шестой Олимпиаде!
«РАДИ КОМАНДЫ СТАРАЮСЬ СДЕРЖИВАТЬ ЭМОЦИИ»
– Сейчас в европейском волейболе стало модным давать гражданство сильным легионерам. Кубинец Леон готовится выступать за сборную Польши, а его соотечественник Османи Хуанторена уже принес итальянцам путевку в Рио. Что делать в этой ситуации российским волейбольным властям?
– Очень сложный вопрос. У меня на него нет однозначного ответа. С одной стороны, надо быть патриотом. Но когда понимаешь, что в этой позиции у тебя нет сильного игрока, зато есть иностранец, который готов помочь и реально поможет… Не знаю. При всем уважении к итальянцам и великолепно сыгравшему на Кубке мира Зайцеву, без Хуанторены им на Олимпиаде делать было бы нечего. В следующем году за Польшу начнет играть Леон. Вряд ли польские болельщики расстроятся, если он поможет их сборной покорить новую вершину. В сборной России, кстати, тоже есть натурализованные ребята – это украинец Константин Бакун, белорус Александр Бутько. Есть словак Лукаш Дивиш, который в 2014 году принял российское гражданство.
– Правда, что у вас был разговор с Леоном на предмет его «обрусения»?
– Да, был такой разговор. Но Леон сделал выбор в пользу Польши. Человек хочет жить в Европе.
– «Только за один подобный лондонскому финалу матч можно заработать предынфарктное состояние». Это цитата из вашего интервью после Олимпийских игр 2012 года. Доводилось потом переживать нечто подобное?
– Тренеры бывают разные. У меня, например, не получается спокойно реагировать на происходящее на площадке. Не важно, кто соперник – сборная Бразилии или «Нижний Новгород». Это не геройство, а мой недостаток. В нашей профессии такие персонажи долго не живут (смеется.)
– Однако вы недавно признались, что стали лучше управлять собственными эмоциями.
– Так ведь это не для себя делается, а для игроков! Молодого парня, который тебя плохо знает, можно так придавить своими эмоциями! Поэтому ради команды, ради результата стараюсь сдерживаться. Но не всегда получается.
Владимир Алекно и Вильфредо Леон | |
Роман Кручинин, zenit-kazan.com |
– Давайте поговорим о молодежи. То, что она у нас есть, показал турнир в Берлине, где неплохо проявил себя доигровщик «Факела» Егор Клюка.
– Между прочим, Клюка родился и часть жизни провел в Белоруссии. Но вы правы: ситуация с резервом в сборной России сейчас лучше, чем еще два года назад. Появились Клюка, Власов, Волков, Куркаев, Полетаев. Это хорошо. Главное, чтобы ребята не останавливались.
«ДЕНЬ, ПРОВЕДЕННЫЙ НА ОХОТЕ, В ЗАЧЕТ ЖИЗНИ НЕ ИДЕТ»
– Когда сборная России отправится в Рио-де-Жанейро?
– Буду просить, чтобы команду отправили первым же олимпийским чартером. А, может быть, даже раньше. Все зависит от того, когда в Рио состоится наш спарринг с итальянцами. Инициативу проявили они, но мне этот матч нужен и интересен.
– Бразильцы в родных стенах будут намного сильнее?
– Поддержка трибун имеет колоссальное значение. Те же поляки на меня обиделись, но я по-прежнему считаю, что чемпионат мира не в своей стране они не выиграли бы. Сколько матчей сборная Польши вытащила благодаря своим болельщикам?! Думаю, что и за Бразилию в Рио будут болеть не хуже.
– Как развивается карьера у вашего 19-летнего сына?
– Неплохо. Его команда (казанская «Академия») играет в высшей лиге А. Лоран очень старается. После своих матчей дома часами пересматривает видеозапись, анализирует ошибки. Волейболу предан до фанатизма! В общем, со временем из сына может получиться неплохой связующий. Пока я им доволен.
– Известно, что вашим хобби является охота. Охотники делятся на две категории: одних интересует сам процесс, других – трофеи.
– Тогда я в первой группе! На зверя у меня ружье не поднимается. Не зря же говорят, что день, проведенный на охоте, в зачет жизни не идет! Поэтому стараюсь продлить себе жизнь с помощью тренерской работы. Хотя, как показывает практика, долгожителей в нашей профессии почему-то немного…
Юрий Бутнев, служба информации ОКР