erid:
Известный в прошлом нападающий «Ак Барса» и «Салавата Юлаева» Сергей Зиновьев в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал о своей карьере, Олимпиаде в Ванкувере, а также сравнил Вячеслава Быкова и Зинэтулу Билялетдинова.
Сергей Зиновьев | |
Роман Кручинин |
«В «АК БАРСЕ» МЫ ЖИЛИ ОДНОЙ СЕМЬЕЙ»
– Сергей, в локаутный сезон 2004/05 года в «Ак Барсе» было полно звезд. Что не получилось?
– Имея такое количество суперзвезд, с ними нужно было найти общий язык, потому что все люди были с именами, амбициями. Может быть, не смогли мы сплотить ту команду, объединить ею одной идеей, поэтому и выступили так.
– А как образовалась ваша знаменитая тройка? С Морозовым вы играли еще в локаутный сезон, а Зарипов?
– С Данисом мы, по-моему, начали играть с 2006 года. У меня об этом времени остались только самые теплые воспоминания. Наверное, у нас были какие-то одинаковые взгляды на вещи, на хоккей, понимали эту игру одинаково. Знали, кто и где будет находится в определенный момент на льду, как-то образовалась между нами это хоккейная химия.
– Она ведь сразу не приходит, нужно время.
– Должно было пройти какое-то время, нужно было общаться между собой не только на льду, но и вне его – и у нас это общение было. Мы, можно сказать, жили вместе, одной семьей, не только тройкой, но и всей командой. Какие-то общие проблемы разбирали в узком кругу, часто собирались и проводили время вместе. Повторюсь, мы втроем одинаково смотрели на хоккейные вещи, у нас было понимание этой игры.
– Говорят, что у Билялетдинова только ваша тройка могла играть по-своему, а остальные по схемам. Это так?
– Мы не отступали от тех схем, которые нам давали перед матчами. Эти схемы не Билялетдиновым были придуманы, просто он очень требовательно относился к их выполнению. Наша тройка успевала выполнять игровое задание, и где-то импровизировать на льду. Нам хватало времени на всё, думаю, мы показывали достаточно зрелищный хоккей. Вообще правильно нужно говорить не только про нашу тройку. Если помните, с нами играли Виталий Прошкин и Раймон Жиру, которые по количеству набранных очков били рекорды Фетисова. Мы все выросли в той команде, не только наша тройка. Мы играли в зрелищный комбинационный хоккей. То время, несомненно, можно занести в актив.
– А почему нынешний «Ак Барс» так не играет?
– Нынешний «Ак Барс» – это нынешний, и сравнивать нет смысла. И до нас в «Ак Барсе» были замечательные тройки – команда, которая на 80 процентов состояла из своих воспитанников. Они тоже показывали достаточно зрелищный хоккей – это времена Завьялова, Балмина, Чупина, Квартальнова. Можно бесконечно перечислять. После нас пришло другое поколение, у которого что-то получается, а что-то – нет.
Данис Зарипов, Сергей Зиновьев и Алексей Морозов | |
Роман Кручинин |
«ПО КАКИМ-ТО ТРЕНЕРСКИМ ИДЕЯМ БЫКОВ БЫЛ МНЕ БЛИЖЕ
БИЛЯЛЕТДИНОВА»
– Если вспомнить, в чем, все-таки, причина вашего ухода из «Ак Барса»?
– Не хочется перелистывать книгу назад, перечитывать её. Что получилось, то получилось – сейчас все остались на своих местах. Это спортивная жизнь, не хотелось бы что-то выносить на всеобщее обозрение. Никаких обид у меня нет.
– Отношения с Морозовым и Зариповым после этого не испортились?
– Отношения как были дружескими, так они такими и остались. Иногда созваниваемся, не так часто, как хотелось бы, но когда каждый из нас звонит, то мы обязательно возьмем трубку. Нельзя говорить, что отношения как-то испортились, нет, они остались на прежнем уровне.
– Не жалеете, что в тот момент, может быть, можно было поступить иначе?
– Думали, вспоминали и рассуждали, но что сделано, то сделано. Я выиграл после этого еще один Кубок, и «Ак Барс» выступал достаточно удачно. Может быть, мне на тот период необходима была смена обстановки и я её получил – в «Динамо» сыграл неплохо, и в Уфе, до получения травмы, считаю, играл неплохо. И Радулов там был, и команда была хорошая. За пять лет, которые я был в «Салавате», мы трижды были в медалях.
Официальный сайт «Салавата Юлаев» |
– А какой тренер вам ближе по духу – Быков или Билялетдинов?
– Тяжело сравнивать. Билялетдинов хорош как тренер, но Быков был мне ближе. По каким-то тренерским идеям был ближе, больше давал мне маневров для импровизации, но в то же время всегда просил играть с акцентом на оборону. Команды Быкова показывают более комбинационный и зрелищный хоккей.
– Современный?
– Более динамичный. Может быть, это потому, что Быков был нападающим, а Билялетдинов защитником. Но ни в коем случае нельзя рассматривать их в контексте хорошего и плохого тренера. Они оба – великие специалисты, которые добивались значимых побед.
– А какая команда ближе – «Салават» или «Ак Барс»?
– Если смотреть по этапам карьеры – в «Ак Барсе» я отыграл семь лет и этот огромный кусок карьеры никак не выкинешь из жизни. В Казани, повторюсь, был очень дружный коллектив, начиная от менеджеров и заканчивая обслуживающим персоналом. Я и сейчас общаюсь с некоторыми из них, хорошие ребята.
«ТРАВМА НА ОЛИМПИАДЕ В ВАНКУВЕРЕ ОСТАВИЛА СИЛЬНЫЙ ОТПЕЧАТОК НА МОЕЙ КАРЬЕРЕ»
– В 2006 году вас не взяли на Олимпиаду. Какая-то спортивная злость появилась на того же Крикунова?
– Вы же знаете, как формируется состав команды. Это прерогатива тренера. Не важно – звезда ты или обычный игрок, каждый тренер несет ответственность, как за результат, так и за подбор исполнителей в своей команде. Владимир Васильевич посчитал нужным не брать нас, значит, он был в праве это сделать.
– Обида была?
– Сейчас уже прошло много времени, обида не обида… Знаете, каждый спортсмен нацелен на результат, наивысшее достижение – это победа на Олимпиаде. Не было времени на обиду, нужно было работать дальше.
– А что, все-таки, произошло в 2010 году в Ванкувере? Испугались или были не готовы?
– Точно не испугались, потому что в команде не было игроков, которых можно было чем-то испугать. Вы сами видели, какая у нас команда собралась в Ванкувере. Может быть, в тот вечер они, памятуя о двух поражениях подряд – в 2008 и 2009 годах, особенно о поражении в финале Квебека, настроились как-то по-другому. Именно в тот вечер они были сильнее нас.
– Травма на той Олимпиаде, кажется, серьезно сказалась на вашей карьере.
– В любом случае, травмы, полученные на протяжении всей карьеры, в определенной момент скажутся на спортсмене. Да, та травма колена отложила сильный отпечаток на моей карьере, потому что она оказалась серьезной. Может быть, именно она потом сказалась на моей игре, движении на льду. Но могу сказать, что я никогда не отбывал номер на льду, кто знает меня – это подтвердят. Вышел или не вышел потом на высокий уровень – это не мне рассуждать, но после Олимпиады я еще выиграл одно чемпионство с Уфой. От партнеров, кстати, тоже многое зависит на протяжении всей карьеры. Таких партнеров, как Морозов и Зарипов заменить невозможно.
– Кажется, Зарипов в лице Мозякина и Коваржа нашел нечто подобное вашей тройки.
– Рад за Даниса, хочу пожелать ему держаться на таком высоком уровне как можно дольше.
– У Морозова был хороший бросок – он прекрасно видел площадку. У вас – светлая голова. А чем был хорош Зарипов?
– Данис очень хорошо оснащен технико-тактическими действиями. Он – неординарный и нестандартный игрок. Если кто-то играет за счет сумасшедшей скорости, физических кондиций или самоотдачи, то Данис играет за счет хорошего расположения на площадке, он прекрасно читает игру и плюс он очень хитрый игрок, а именно таким и должен быть нападающий. Его нестандартные действия порой ставят в тупик соперника. Разбирать игру Зарипова по косточкам не стоит, у него много достоинств, мы знаем насколько он неординарная личность, как в жизни, так и на площадке.
«СЧИТАЮ, ЧТО КАРЬЕРА У МЕНЯ СЛОЖИЛАСЬ»
Вадим Китаев |
– Молодые игроки рассказывали, что Зиновьев молодежи спуска никогда не давал.
– Да, были такие рабочие моменты. Молодой игрок может в чем-то заблуждаться, но если ты пришел в команду, то нужно работать. Никто это правило не отменял. Мы знаем, что нынешняя молодежь растет в хорошем достатке, и такая жизнь дает какие-то соблазны. Я никогда не ругался с молодыми игроками, скорее, пытался им подсказать. Делал это искренне.
– За хоккеем продолжаете следить или его уже меньше становится в жизни?
– Меньше. Не так много времени прошло с того момента, как я не играю. Но каждый раз, когда смотрю хоккей, немножко хочется вернуться и поиграть. Думаю, пройдет какой-то период времени и буду более детально наблюдать за игрой.
– Сейчас в России есть центрфорварды, которые по общему набору качеств близки к Сергею Зиновьеву?
– Очень много молодых талантливых парней. Из последнего запомнилась ярославская тройка на молодежном чемпионате мира, очень способные ребята. В Новокузнецке есть талантливый Кирилл Капризов, дай бог ему поступательного движения вперед. А что касается центральных нападающих, Шипачёв на очень приличном уровне играет и Дадонов, по-моему, может сыграть в центре.
– Вообще, центрфорвардам тяжелее. У вас черновой работы больше и поэтому, возможно, ваша карьера была недооценена.
– Не знаю, не мне судить. Я считаю, что карьера у меня сложилась. Может, она могла быть еще лучше, но тот результат, который я добился, он меня устраивает. Да, не выиграл Олимпиаду, но это такое… Сложное дело.
ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Сергей ЗИНОВЬЕВ
Дата рождения: 4 марта 1980 года
Место рождения: Прокопьевск
Карьера: «Металлург» (Новокузнецк) – 1997 – 2000; «Салават Юлаев» (Уфа) – 2000/01; «Локомотив» (Ярославль) – 2000/01; «Спартак» (Москва) – 2001/02; «Бостон» (НХЛ) – 2002/03, «Ак Барс» (Казань) – 2002 – 2008; «Динамо» (Москва) – 2008/09; «Салават Юлаев» – 2009-2014.
Достижения в клубах: чемпион России (2006), обладатель Континентального кубка (2008), серебряный призёр чемпионата России (2007), обладатель Кубка Гагарина (2011), бронзовый призёр чемпионата России (2010, 2014).
Достижения в сборной: чемпион мира (2008, 2009), бронзовый призёр чемпионата мира (2005, 2007), серебряный призёр молодежного чемпионата мира (2000).