erid:
Тренер новокузнецкого «Металлурга» Сергей Котов в интервью «БИЗНЕС Online» вспомнил о начале карьеры в Казани, попадании в сборную СССР и работе в штабе Зинэтулы Билялетдинова.
Сергей Котов | |
Официальный сайт «Металлурга» Нк / metallurg-nk.ru |
«НА ОТКРЫТЫХ КАТКАХ ОБМОРАЖИВАЛИ ПАЛЬЦЫ»
– Сергей Архипович, вы – воспитанник казанского хоккея. Как начинался ваш путь в большой спорт?
– В 13 лет попал в хоккейную школу «Искра», на территории которой сейчас располагается футбольный клуб «Рубин». Уже в 16 лет перешел в СК имени Урицкого, там четыре года до армии отыграл.
– Можете сравнить тот уровень хоккея с нынешним?
– Небо и земля. Тогда играли на открытом воздухе, была другая подготовка. Больше снег чистили, чем играли. После тренировок три-четыре часа катались на общественных катках, добирали нагрузку.
– СК им. Урицкого играл в первой лиге. Какие выезды вам запомнились?
– Уфа, Свердловск, Новокузнецк, Новосибирск… На улице минус 45, пальцы обмораживали, но ничего, играли четыре периода по 15 минут. Но стадионы все равно были битком, любовь к хоккею тогда была очень сильной. Складывалось ощущение, что на открытом катке у зрителей больше эмоций. На матчи добирались порой по двое суток на поездах. В этом была своя прелесть – молодые же были, весело, никаких трудностей с переездом не испытывали. Тогда не так часто играли, так что было время восстановиться.
– Кто-то из тех, с кем вы начинали в Казани, пробился в высшую лигу?
– К сожалению, нет. Из команды седьмого завода Лешу Цурикова пригласили в «Спартак». Из более поздних там уже и Геннадий Маслов, и другие начали подтягиваться…
– Потом вас забрали в армию…
– Да, в июне забрали в ЦСКА, а в ноябре всех молодых распределили по военным округам. Меня, как представителя Приволжского округа, отправили в Куйбышев. Там провел пять месяцев, потом опять вернули в ЦСКА. За армейцев сыграл всего девять игр. Была очень большая конкуренция, 13 игроков сборной. Плюс были еще и свои молодые воспитанники, поэтому я трезво оценивал ситуацию и знал, что будет тяжело пробиться.
– После сезона в армейском клубе, последовало приглашение в «Крылья Советов», в котором вы провели практически всю оставшуюся карьеру.
– Когда меня приглашали в ЦСКА, там тренером был Борис Павлович Кулагин. С ним прошли предсезонку, но по ходу сезона Кулагин стал тренером «Крыльев» и позже пригласил меня. Тогда в команде собралась хорошая молодежь и мы буквально за два года выиграли чемпионат.
– Именно Кулагин на вас оказал наибольшее влияние?
– Да. У нас при нём были четыре насыщенных сезона, когда мы непременно завоевывали медали, выиграли Кубок европейских чемпионов, Кубок СССР. С Тарасовым сравнивать не хочу, у каждого была своя методика достижения результата.
– Вам довелось поучаствовать и в Суперсерии 74-го года…
– Полные дворцы на 25 тысяч зрителей, атмосфера вокруг. Конечно, всё сильно отличалось от нашей действительности. Толком ничего не видели – гостиницы, переезды, но всё же города, в которых играли, немного удалось посмотреть. Был полный восторг.
– Всем известен принцип комплектования советской сборной, когда готовые тройки наигрывались в клубах. Как вы к этому относитесь?
– В современных реалиях подобный принцип невозможен, поскольку составы команд меняются каждый год. А в то время только в армию могли призвать. Никто никуда не уезжал, в этом была сила той сборной.
– В сборной общались больше с партнерами по клубу?
– Всегда по-разному, иногда и по возрастному принципу. Евгений Мишаков и Юрий Моисеев много с молодежью общались, с теми, кто на десяток лет младше. Дело скорее в характере, а не в том, какое положение хоккеист занимает в команде. Тот же Харламов был очень веселый, общительный.
– После нескольких удачных сезонов «Крылья Советов» затем несколько сникли. В чем причина?
– Вячеслав Анисин, Виктор Кузнецов отправились в ЦСКА, Александр Бодунов – в «Спартак». Молодежь, которую брали на замену, не восполняла потери. Позже, когда пошли ребята 1963-1964 годов рождения (Пряхин, Немчинов, Хмылев), команда начала подниматься.
– Вы завершили карьеру игрока и через два года вас позвали в Австрию…
– Я два года успел поработать тренером в детской школе «Крыльев» и тут последовало приглашение из Австрии на роль скорее играющего тренера. В одном из матчей неудачно вылетело плечо и в начале декабря я закончил игровую карьеру.
«УХОД ИЗ «АК БАРСА» СВЯЗАН С ЖЕЛАНИЕМ БИЛЯЛЕТДИНОВА»
Сергей Котов, Сергей Шепелев и Николай Соловьев (слава направо) | |
Официальный сайт «Югры» / ugra-hc.ru/ |
– Было желание после завершения карьеры в «Крыльях» вернуться в Казань, помочь родному клубу?
– Меня приглашали, но я принял решение закончить не потому, что уже не тянул в высшей лиге. Просто мне было 33 года, по тем временам считался ветераном. Хотелось попробовать себя в детской школе и проверить, подойдет ли мне тренерская деятельность. К счастью, работа понравилась, два года с 14-летними ребятами поработал. Из того выпуска вышли Виктор Гордиюк, Дима Ерофеев, который в «Ак Барсе» одно время играл.
– После возвращения из Австрии вы стали тренером уже во взрослой команде «Крыльев»…
– Да, в мае 1986-го я стал помощником Игоря Дмитриева в «Крыльях» и с тех пор закрутилось так, что до сих пор не отпускает (улыбается). Потом в 90-е были финансовые проблемы, команда рассыпалась, снова поступило приглашение из Австрии, на этот раз на роль главного тренера. В «Клагенфурт» тогда из «Крыльев» перешли три игрока.
– После этого снова довелось вернуться в «Крылья», на этот раз на роль главного тренера…
– Тогда в команде была отличная молодежь – Фролов, Волченков, Соин, Мыльников, четыре человека, которые стали чемпионами мира среди молодежи. Здорово сыграли сезон-2001/02, с восьмого места вышли в плей-офф. Но после того сезона 12 человек покинуло команду… Наверное, это был последний удар по команде. Последовало приглашение из Казани стать помощником Владимира Вуйтека, и я согласился. Так вот судьба снова свела меня с клубом, который меня воспитал.
– Как дался вам переход из главного тренера обратно в помощники?
– Не вижу никаких проблем. Всегда четко понимал обязанности обоих, поэтому для меня не было сложностью переключиться заново.
– Что не получилось у Вуйтека?
– В первую очередь, не было результата.
– Следующий сезон стал особенным, в НХЛ был объявлен локаут. Почему «Ак Барсу» не удалось выступить успешно, несмотря на наличие большого количества звезд?
– Мегазвезды, которые хотят играть по 20 - 25 минут за матч, выходили в третьем звене. Они не наигрывались, росло недовольство. На мой взгляд, это главная причина. Если посмотреть на НХЛ, то там есть четкое разделение – третье, четвертое звено более силовые.
– Было давление со стороны руководства?
– Даже не давление, а ожидание результата от тех вложений, которые были произведены в команду.
– После того сезона Билялетдинов остался, а вы покинули Казань. С чем это связано?
– Это связано с его желанием. Он привык работать со своими помощниками – Варнаков, Белов были с ним в «Динамо». У нас состоялся разговор и мы друг друга поняли. Лично для меня это неожиданностью не стало.
– Первый сезон в «Сибири» получился феноменальным…
– Совершили хороший скачок с 14-го на 5-е место, в городе все были очень довольны. Очень выручал команду Саша Вьюхин. В плей-офф в четвертьфинале попали на магнитогорский «Металлург», который впоследствии стал чемпионом. На следующий сезон не угадали с вратарем – пришедший на смену Вьюхину швед Хенрикссон провалился, не получилось по ходу сезона исправить ситуацию, и я ушел в оставку.
– Работа в «Динамо» получилась скоротечной…
– Честно говоря, не очень хочется вспоминать то время. Интуиция подсказывала, что не стоит соглашаться на это предложение, и в итоге оказалось, что нужно было ее слушать.
– В «Югре» вместе с Шепелевым и Соловьевым три года вы работали довольно успешно, но после первого же непопадания в плей-офф вас отправили в отставку…
– Тогда буквально трех очков не хватило для выхода. Непонятно, зачем нужно было менять ту систему, которая приносила результат. Состав сохранялся еще со времен, когды «Югра» выступала в ВХЛ…
– Чем можно объяснить то, что Игорь Скороходов, бывший лидером «Югры», потерялся после ухода в «Салават Юлаев»?
– В «Югре» были его привычные партнеры Магогин и Ситников, которые выполняли много черновой работы и снабжали Игоря передачами. Все были довольны своей ролью. Потом его стали использовать по-другому и он потерялся. Не каждый может быть Радуловым, у каждого свой уровень таланта.
– Во время вашей работы в «Югре» из «Ак Барса» к вам на время переходили Станислав Бочаров и Кирилл Петров. Какое впечатление они произвели? Следите за их карьерой?
– Да. Тут у всех молодых игроков истории похожи. Недавно вот от нас забрали Максима Казакова, который получал много игрового времени, а теперь он в «Авангарде» не проходит в состав. Так же было и с теми ребятами. Тот же Петров в «Югре» играл по 17 - 18 минут за матч, с возвращением в «Ак Барс» его игровое время сократилось. Игрок должен найти свою команду и своего тренера.
– Тем не менее, Петрову удалось закрепиться в «Ак Барсе» и поиграть за сборную, Бочаров же несколько сник…
– Я бы не стал их сравнивать. Кирилл и раньше отличался и габаритами, и катанием. Бросок у него отличный. Был уверен, что после выступлений за сборную он в Казани станет игроком двух ведущих звеньев, но не совсем получилось. Дай Бог, чтобы в ЦСКА всё получилось.
«КАПРИЗОВУ НУЖНО ОКРЕПНУТЬ»
Кирилл Капризов | |
Официальный сайт «Металлурга» Нк / metallurg-nk.ru |
– С какими мыслями приезжали работать в «Металлург»? Все-таки команда с маленьким бюджетом и ограниченными возможностями комплектования…
– Николай Дмитриевич Соловьев, когда меня приглашал, сразу раскрыл картину – основная надежда на игроков из ВХЛ и собственную молодежь. Наша команда – хороший плацдарм для того, чтобы заявить о себе. И для ребят это хорошо, и для тренеров: в нашем расположении мотивированные хоккеисты, которым есть что доказывать.
– У вас самая молодая вратарская бригада. Не страшно было вступать в сезон с двумя неопытными голкиперами?
– Планировали, что чех Новотны будет основным, а молодые на подхвате. Но на предсезонной подготовке ни в играх, ни в тренировках он себя не проявил. Для нас это стало загадкой. Не было видно желания, что человек переживает, рвется в бой. Просто приехал отработать контракт, поэтому решили расторгнуть контракт по обоюдному согласию.
– Не было мысли пригласить опытного голкипера на помощь молодым Карееву и Подъяпольскому?
– Скорее всего, не было возможности. Да и молодые вратари хорошо себя проявили, так что необходимости кого-то подписывать не было.
– До недавней победы над «Медвешчаком» команда долго не могла выиграть дома - 12 матчей. Чем это можно объяснить?
– В основном, нехватка опыта и мастерства. Львиная доля проигранных матчей – с разницей в одну шайбу, в овертайме, по буллитам. По самоотдаче вопросов нет. После многих проигранных матчей благодарили ребят в раздевалке за борьбу, за то, что бьются до конца. Тактические, технические ошибки, поройП подводят. Не добрали много очков, должны были на восьмом-девятом месте идти.
– Трибуны дворца спорта кузнецких металлургов зачастую зияют проплешинами. Можете сказать, что команде не хватает поддержки болельщиков?
– Не в каждой семье есть деньги, чтобы посещать серию из четырех домашних матчей через день, поэтому многие ходят на одну-две игры из серии. Рабочий город, невысокий уровень дохода населения. Но думаю, что если бы результаты команды были лучше, и народ бы охотнее ходил на игры.
– Как удалось перед дедлайном удержать Кирилла Капризова, ведь многие клубы за ним охотились?
– Я считаю, что в этом сезоне ему было рано куда-то переходить, потому что такую игровую практику он вряд ли где-то еще получит. Нужно дорасти до определенного уровня, окрепнуть. Ошибка при выборе команды в таком молодом возрасте может дорого стоить.
– Никита Язьков играл за молодежную сборную в суперсерии, но после возвращения был отправлен в МХЛ…
– Он очень плохо воспринимает свои ошибки. В каком плане? Если сегодня оступился, тебе объяснили, что так делать нельзя, а на завтра делаешь те же ошибки. Есть базовые вещи, в которых нельзя ошибаться. Можно потерять шайбу на обыгрыше защитника, можно неточно бросить, но в своей зоне нельзя ошибаться. Отправили его в «вышку», чтобы он там поиграл.
– В вашей команде много молодых защитников. Может ли кто-то из них вырасти в топ-игрока?
– Хорошие предпосылки для этого у Манухова, Лямкина и Щукина. Манухов, скорее всего, вернется в Ярославль после этого сезона, а на других рассчитываем в дальнейшем.
«В СОСТАВЕ «АК БАРСА» НЕТ ЯРКИХ НАПАДАЮЩИХ»
– Можете назвать самого талантливого игрока, у которого не получилось раскрыться из тех, с кем вы работали?
– Андрей Поснов, с которым я работал в «Крыльях». Привлекал его потом в «Сибирь», но там он не показал хорошей игры. Спортивный, азартный, должен был раскрыться…
– Чем можете объяснить невнятную игру «Ак Барса» в нынешнем сезоне?
– Не люблю судить команды, в которых не нахожусь. Чтобы знать точно, нужно там работать. Может, не хватает такого ведущего звена, каким было Зарипов - Зиновьев - Морозов. По себе знаю, что когда в команде есть игроки, которые выделяются, за ними тянутся партнеры. Ярких, индивидуально сильных нападающих сейчас в составе казанцев не вижу.
– Можно ли сказать, что молодые тренеры вытесняют более старшее поколение?
– Также и среди игроков: более молодые за счет здоровья вытесняют ветеранов. Так и относительно о любой другой профессии можно сказать. Правда, среди тренеров зарубежных футбольных клубов встречаются специалисты постарше. Еще и здоровье должно быть.
– Совсем скоро плей-офф. Кого можете назвать фаворитом?
– Есть команды, чья игра нравится – «Магнитка», «Авангард», «Локомотив», ЦСКА, СКА. Думаю, могут вмешаться в борьбу и те клубы, от которых этого никто не ждет. Тот же «Автомобилист» может дать бой любой команде. Наверняка и «Ак Барс» не отказался от своих амбиций.
– Есть предложения по работе на следующий сезон?
– Пока ничего говорить не буду. Надо подумать, стоит ли продолжать работу. Может, пора уже с удочкой на рыбалку? (смеется)
– После окончания карьеры где планируете обосноваться?
– В Москве, там моя семья живет. В Казань приезжаю в отпуске, здесь у меня брат и сестра.
ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Сергей КОТОВ
Дата рождения: 9 января 1950 года
Место рождения: Казань
Карьера игрока: СК им. Урицкого (Казань) – 1968-1970; СКА (Куйбышев) – 1970/71; ЦСКА (Москва) – 1971/72; «Крылья Советов» (Москва) – 1972-1983; «Инсбрук» (Австрия) – 1985/86.
Карьера старшего тренера: «Крылья Советов» (Москва) – 1986-1995; «Ак Барс» (Казань) – 2003-2005; «Югра» (Ханты-Мансийск) – 2010-2013; «Металлург» (Новокузнецк) – 2015/16.
Карьера главного тренера: «Клагенфурт» (Австрия) – 1995/96; «Крылья Советов» (Москва) – 1998/99, 2000-2003; ХК МВД (Тверь) – 2006/07, «Сибирь» (Новосибирск) – 2006/07, 2007/08; «Динамо» (Москва) – 2009.
Достижения: чемпион СССР (1972, 1974), обладатель Кубка СССР (1974) серебряный (1975) и бронзовый (1973, 1978, 1989, 1991) призёр чемпионатов СССР, обладатель Кубка европейских чемпионов (1977).