erid:
Двукратный обладатель Кубка Гагарина в составе «Ак Барсе», а ныне хоккейный агент Андрей Мухачёв в интервью корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказал о специфике новой профессии, сорванном отъезде за океан и чемпионских годах в Казани.
Вадим Китаев / ak-bars.ru |
«МНОГО ЛЕТ МУЧИЛСЯ С ПЛЕЧОМ»
– Андрей, вы завершили карьеру в 32 года. Рановато.
– Травмы заставили. Говорят ведь, что у каждого организма есть свой ресурс. Видимо, мой исчерпался. Сезон-2012/13 я начал в «Ак Барсе», в декабре перебрался в челябинский «Трактор», но уже через три недели завершил сезон. Вроде бы только разобрался с плечом, но на тренировке получил травму колена. Подошел к руководству, поблагодарил за приглашение, сказал, что устал от травм и не хочу лечиться за счет клуба. Расстались по обоюдному согласию.
– С 2009 года в регулярных чемпионатах вы ни разу не сыграли больше 25 матчей, при этом в плей-офф играли много.
– Из-за травм пропускал. Много лет мучился с плечевым суставом. Повреждение получил в плей-офф 2009 года, в полуфинале с московским «Динамо». На меня неудачно упал Петр Чаянек. Последний матч серии пропустил, но рвался играть с «Локомотивом», тем более у нас и так были проблемы с составом – все защитники были поломаны. Врачи поколдовали и на уколах отыграл финал. Конечно, оно того стоило! Потом неправильно поставили диагноз, сказали, что операцию делать не нужно. В итоге летом я просто отдыхал, закачивал плечо. Первый же матч в предсезонке – снова плечо вылетает. Вернулся к декабрю и полностью отыграл плей-офф, в котором мы завоевали второй Кубок Гагарина. Помню перед седьмым матчем финальной серии с ХК МВД, мне позвонил генеральный менеджер Равиль Шавалеев и сказал: «Андрей, я тебя очень прошу – не удаляйся в завтрашнем матче». В предыдущей игре я нахватал 8 минут штрафа.
– Почему ушли из «Ак Барса»?
– Хотел попробовать свои силы за океаном. Подошел к Билялетдинову, сказал про своё желание. Он сказал: «Конечно, езжай, попробуй». У меня был четкий план отыграть в Северной Америке год-два, вне зависимости от того будет это НХЛ или фарм-клуб. Всегда было желание попасть в НХЛ, и когда появился такой шанс, я решил его не упускать. Заокеанский агент, который представлял мои интересы, обещал, что добьется от «Нэшвилла» обмена прав на меня в другой клуб, однако в итоге я остался без контракта. В «Нэшвилле» в принципе никогда особой любви к россиянам не питали и, видимо, не пошли навстречу.
– Потом были «Авангард» и «Амур».
– В «Авангарде» произошел рецидив – неудачно столкнулся с Максимом Кицыным. Снова операция и восстановление. Затем та же история в Хабаровске. Мне говорили – играть ты можешь. Играть-то я мог, но уверенности не чувствовал. Уже тогда в голове появилась мысль, что надо заниматься чем-то другим. Летом 2012 года подписал контракт с «Ак Барсом», но не сыграл ни одного матча. Затем меня обменяли в «Трактор». Травма колена меня убедила, что надо завязывать с карьерой хоккеиста.
Вадим Китаев / ak-bars.ru |
«РЫНОК ПЕРЕНАСЫЩЕН ХОККЕЙНЫМИ АГЕНТАМИ»
– Почему решили заняться агентской деятельностью?
– Прежде всего, я хотел остаться в хоккее и мне показалось, что этот вариант самый правильный. Тренером или каким-то клубным работником я себя не видел. Поэтому открыл своё агентство. Кроме того, такая работа позволяет параллельно заниматься другими проектами в области спорта. В Москве мы открыли уже два центра для подготовки хоккеистов. Я рад, что сейчас могу поддерживать отношения с теми, с кем раньше играл, и знакомиться с новыми ребятами. Но бизнес непростой, потому что рынок перенасыщен хоккейными агентами.
– Видимо, потому что там крутятся хорошие деньги.
– Чужие деньги считать не люблю. Что касается моей компании, то пока мы работаем на будущее. В основном с молодыми игроками.
– Агент агенту волк? Как вас приняли?
– По-разному. Кто-то отнесся спокойно, кто-то сразу принял в штыки, кто-то перестал общаться, почувствовав, что появился еще один конкурент. Я всю карьеру проработал с одним агентом и он поддержал меня, давал полезные советы, консультировал и помог встать на ноги за пару лет.
– Тяжело было войти в рынок?
– Честно скажу – в первое время меня совершенно не воспринимали, как агента. Относились просто как к игроку, который недавно завершил карьеру. Нужно было время. Важно было показать, что я могу предлагать игроков, которые конкурентоспособны.
– Как расширяете базу?
– Наша компания сотрудничает со многими скаутами, которые смотрят перспективных парней на Дальнем Востоке и Урале, в Сибири и Поволжье. На начальном этапе достаточно вести два-три игрока по возрасту.
– В вашей среде есть такое явление, как переманивание игроков?
– Любой агент может предлагать свои услуги хоккеисту. Тот по истечении соглашения с одним агентом, конечно, может перейти к другому. Всё зависит от хоккеиста, его жизненной позиции. Если игрок начинает спекулировать другим агентом – лучше его сразу отпустить. Рано или поздно, такой игрок всё равно уйдет. А так, конечно, многое зависит от доверия игрока агенту. Когда игрок верит, что ты сделаешь ему хороший контракт, работать проще.
Сергей Манжелеев / ak-bars.ru |
«ЕСЛИ АГЕНТ НЕ БЕРЕТ ТРУБКУ, ДЛЯ ИГРОКА ЭТО ТРЕВОГА»
– Фильм «Джерри Магуайер» с Томом Крузом смотрели?
– Да, еще когда был игроком.
– Возможна такая дружба между игроком и агентом?
– Конечно, если люди умеют разделять рабочие отношения и личные.
– Какие-то хоккейные советы своим клиентам даете?
– Как бывший игрок, прошедший хорошую школу, я могу что-то подсказать защитникам, потому что сам играл в этом амплуа. Но что касается игры, то лучше, конечно, прислушиваться к тренерам, тем более у каждого из них свой взгляд на хоккей. Я обычно советую и даже требую от своих клиентов, чтобы они уделяли больше внимания своему режиму и физической подготовке. Молодые годы быстро пролетают, но многие игроки этого не понимают.
– Учитывая курс валют, игроки не просятся в Европу или за океан?
– Мы работаем в рублевой зоне. У нас хоккеисты зарабатывают достаточно, даже при нынешнем курсе. Может быть, им стало дороже выезжать за границу, но это всё равно не так ощутимо, как для большинства обычных людей, которые зарабатывают значительно меньше. А что касается НХЛ, то получить хорошие контракты непросто. Наверное, сейчас туда стоит ехать уже сформировавшимся игроком. Яркий пример – Евгений Медведев. Он поехал в «Филадельфию» на хороший односторонний контракт, играет в первой-второй паре, выходит в большинстве. Сергей Калинин тоже закрепился в основном составе «Нью-Джерси» в первом же своём заокеанском сезоне, потому что психологически и физически уже был готов.
– Что можете сказать про будущее вашего клиента Николая Прохоркина, у которого однолетний контракт с «Салаватом Юлаевым»? Он собирается за океан?
– Сейчас рано о чем-то говорить. Вы, наверное, заметили, что Николай от прессы немного отстранился – он полностью сконцентрирован на игре. И это правильно. Он очень хочет провести этот сезон лучше, чем прошлый, и принести команде максимальную пользу. Разговаривать о будущем будем после сезона.
– А как же уверенность в завтрашнем дне?
– Желание игрока – не отвлекаться сейчас от хоккея, поэтому мы не задаем ему лишних вопросов. Заинтересованность со стороны клубов есть, и когда Николай будет готов к разговору о будущем, мы предложим ему варианты.
Андрей Мухачёв и Николай Прохоркин | |
Instagram.com/mukhachev8/ |
– В чем минусы агентской работы?
– Агент не может не ответить на звонок, для игрока это сразу тревога. Нужно постоянно быть на связи, игры в КХЛ идут практически ежедневно, поэтому выходных почти не бывает. Моя 7-летняя дочка Вероника на второй год моей работы даже попросила необычный подарок на день рождения.
– Какой?
– Она сказала: «Папа, не разговаривай пожалуйста сегодня по телефону!».
– Сын пошел по вашим стопам?
– Да, Артёму сейчас 10 лет. Его команда «Белые медведи» выступает в чемпионате Москвы.
«ИЗ-ЗА АВТОРСТВА ГОЛОВ НИКОГДА НЕ СПОРИЛ»
– Сами сейчас играете?
– После завершения карьеры полтора года не катался. Сначала полностью залечил все травмы. Сейчас три раза в неделю выхожу на лед. У нас хорошая любительская команда: Дмитрий Быков, Владимир Горбунов, Дмитрий Шамолин, Александр Рязанцев, Иван Непряев, Олег Кваша, Максим Великов, Дмитрий Власенков, вратарь Сергей Борисов.
– Солидный состав.
– Да, все в недавнем прошлом игроки КХЛ. Играем в так называемой бриллиантовой лиге. Без силовых приемов – чистый хоккей.
– В КХЛ вы не могли забить на протяжении 102 матчей. Вам запрещали бросать по воротам?
– Нет, конечно! Один-два раза за игру бросал в любом случае, но действительно был такой затяжной период, когда просто не везло. Моментов для завершения было достаточно, но шайба не шла в ворота. Пару раз забивал, но тут выяснялось, что кто-то из партнеров подправил шайбу то клюшкой, то коньком, то шнурками! В «Ак Барсе» такое точно пару раз было.
– Вы не боролись за свои голы? Это ведь бонусы.
– У меня бонусы были за коэффициент полезности, так что если товарищ по команде говорил, что это его гол, я не спорил. Мне было не принципиально, ведь результативная передача – тоже хорошо для команды. Эту безголевую серию я прервал уже в «Авангарде», причем шайба получилась какой-то курьёзной. Она металась по пятаку, подъехал, затолкал её в ворота. А так я никогда много не забивал – больше был сосредоточен на обороне.
– А как же сезон 2007/08? 24 (6+18) очка в 47 матчах за «Атлант».
– У нас было хорошее взаимопонимание с партнёрами по звену и мы получали много игрового времени в большинстве – этим всё объясняется.
atlant-mo.ru |
– С кем из коллег по амплуа у вас было идеальное взаимопонимание?
– За всю карьеру у меня было четыре таких напарника. Это Вадим Хомицкий и Павел Тарханов в ЦСКА, Дмитрий Быков в «Химике» и «Атланте», а также Евгений Медведев в «Ак Барсе».
«СИМПСОН ДРАЛСЯ НЕХОТЯ»
– Когда вы играли в «Витязе», там, кажется, уже началась традиция бить соперников.
– Да, это как раз был первый подобный сезон. Пригласили тафгая Рида Симпсона, плюс Андрея Козырева частенько использовали в качестве бойца. Соперникам от них серьезно доставалось. Хотя тот же Симпсон скидывал перчатки нехотя. Он говорил: «Как я могу драться с парнями, которые просто играют в хоккей?». Он-то в межсезонье с боксерской грушей занимался, был профессионалом своего дела. Но в то же время он понимал, что это его работа, поэтому бил соперников, когда тренер Майк Крушельницки давал установку.
– Кто из легионеров, с которыми вы играли, оставил самое яркое впечатление?
– Не буду оригинальным и выделю Яромира Ягра. Это человек, который живет хоккеем 24 часа в сутки. Он раньше всех приходил на тренировки и позже всех уходил. Наверное, именно такое отношение к работе позволяет ему до сих пор играть. Еще Нико Капанен запомнился своим профессионализмом и ответственностью. Думаю, он еще поиграет два-три года.
– В этом сезоне КХЛ Виталию Ситникову из «Югры» коньком порезало горло. Вы когда-нибудь становились свидетелем таких жутких травм?
– К сожалению, да. Кажется, в сезоне-2002/03 Василий Турковский из «Северстали» так заехал клюшкой по лицу Мозякина, что Сергей получил сотрясение мозга, перелом носа и костей лица, да и несколько зубов потерял. Жуть! На восстановление ушло около трёх месяцев.
– Турковскому сейчас 41 год и он играет в ВХЛ за саратовский «Кристалл».
– Я был в шоке, когда узнал! Он же в Москве по любителям бегал. Интересно, что его заставило вернуться в большой хоккей? Не бережет себя Василий.
«В КАЗАНИ ОКАЗАЛСЯ В НУЖНОЕ ВРЕМЯ»
– Два Кубка Гагарина с «Ак Барсом» – главные достижения в вашей карьере. В чем был секрет той команды?
– Мы были единым ядром – что в раздевалке, что на льду. Неважно, как мы общались вне хоккея, но атмосфера в раздевалке была классная. Когда меня поменяли из «Атланта», Сергей Мозякин уверенно сказал: «За медалями поехал». Как в воду глядел. Я оказался в нужное время в нужном месте. Важно было только выполнять тренерские установки и не выбиваться из системы.
– Как Билялетдинов воспринимал ошибки?
– Все так или иначе ошибаются. Но если ты больше не повторяешь ошибку, то играешь, если продолжаешь ошибаться – теряешь место в составе. Мне кажется, в этом плане он ко всем одинаково относился.
Вадим Китаев / ak-bars.ru |
– Свои первые сезоны в суперлиге вы провели под руководством Виктора Тихонова. Какие остались воспоминания?
– По большому счету, он открыл мне дорогу в большой хоккей. Терпел ошибки, давал играть. Про Виктора Васильевича говорят много хорошего и плохого, но для меня он – прекрасный тренер.
– У кого из тренеров были самые изнуряющие тренировки? Вы ведь баллоны Крикунова проходили?
– Да, в самом начале карьеры, еще в Екатеринбурге. Но мне тогда было17 лет, я летал с этими баллонами и ни о чем не задумывался. В ЦСКА тренировочный процесс был еще интенсивнее, но не помню, чтобы сильно страдал из-за больших нагрузок. Кто-то из тренеров перестроился, начал использовать научный подход, кто-то продолжил работать по советской системе.
– В ЦСКА вашими партнерами в разное время были Разин, Кудашов, Николишин, Буцаев, Скудра, Цыплаков – все стали тренерами.
– Во всех были видны лидерские качества, у них за спиной громадный опыт, поэтому это вполне логично.
– Слышали аудиозаписи установок Назарова и Разина? Что думаете?
– У каждого свои методы работы. Я хочу сказать о другом: кто бы эти записи журналистам ни слил – он поступил неправильно и даже глупо. Нельзя выносить внутреннюю кухню на всеобщее обозрение и обсуждение. У вас в редакции на планерках тоже наверняка много чего интересного говорят. А если бы это всё где-нибудь всплыло? Думаю, вам было бы неприятно.
Досье «БИЗНЕС Online»
Андрей МУХАЧЁВ
Дата рождения: 21 июля 1980 года
Место рождения: Екатеринбург
Карьера: ЦСКА-2 (Москва) – 1998-2002; ЦСКА (Москва) – 2002-2006; «Витязь» (Чехов) – 2006/07; «Химик» / «Атлант» (Мытищи) – 2007/08, 2008/09; «Ак Барс» (Казань) – 2008/09, 2009/10; «Авангард» (Омск) – 2010/11; «Амур» (Хабаровск) – 2011/12; «Трактор» (Челябинск) – 2012.
Достижения: обладатель Кубка Гагарина (2009, 2010).
В регулярных чемпионатах России и КХЛ сыграл 350 матчей, набрал 75 (16+59) очков при показателе полезности +36.
В розыгрышах плей-офф сыграл 52 матча, набрал 4 (0+4) очка при показателе полезности -1.
На драфте НХЛ-2003 под общим 210-м номером выбран «Нэшвиллом».