erid:
Ильнур Гизатуллин продолжает успешно строить тренерскую карьеру. После нескольких сезонов в качестве главного тренера «Ариады», сейчас он помогает Артису Аболсу в «Ладе». В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» известный в прошлом форвард «Ак Барса» рассказал о ситуации в тольяттинской команде, о том, почему Кирилл Петров должен был закрепиться в НХЛ и поделился мнением о работе Зинэтулы Билялетдинова.
«У НАС С АБОЛСОМ ОБЩИЕ ВЗГЛЯДЫ И В ЖИЗНИ, И В ХОККЕЕ»
– Ильнур Альфридович, у «Лады» дела стали более-менее налаживаться по сравнению с началом сезона. Что удалось изменить?
– У нас поменялся главный тренер. Больше стало организации и системной игры. У игроков поменялось отношение к работе, появилась жесткая игровая дисциплина, каждый чётко знает свои обязанности на льду. Не могу сказать, что до Аболса игровая дисциплина хромала, но там было другое видение. Дисциплина вообще зависит от уровня игроков, и она еще никому не мешала.
– У вас как сложились отношения с Аболсом?
– Нормально. У нас и возраст один, и хоккей мы видим одинаково. Отношение к работе, дисциплина – на всё это мы смотрим одними глазами. Думаю, нам несложно было найти общий язык, да и в жизни у нас взгляды во многом совпадают.
Ильнур Гизатуллин | |
Официальный
сайт «Лады» |
– В одном из интервью он говорил, что нужен тренер, который будет работать с защитниками. Лично вы только с нападающими работаете?
– Нет, в силу обстоятельств всему тренерскому штабу приходится работать и с нападающими, и с защитниками. Это всё вместе, постоянно обсуждаем, на что нужно обратить внимание, какие моменты поправить. Есть моменты в игре защитников, которые нужно смотреть, искать ошибки, предлагать решение. Это тяжело, но никто не жалуется. Это интересно, и это самое главное.
– Можно сказать, что в начале сезона проблемы были связаны с физической подготовкой команды?
– Сложно объяснить, что произошло. Я не скажу, что мы совсем ничего не делали. Я уже говорил про организацию в игре, мы стараемся, чтобы хоккеисты не делали лишнюю работу, бестолково не бегали. Да, стали больше внимания уделять «физике», появился специальный тренер по физподготовке, который до и после тренировок помогает ребятам. Возможно, это принесло положительные плоды.
– Как оцениваете шансы «Лады» на попадание в плей-офф?
– Знаете, никто не снимает с нас задачи бороться за плей-офф и побеждать в каждом матче. Наша цель – попасть в плей-офф. Да, сейчас мы отстаем на 10 очков, но в начале сезона мы отставали на семь, и даже тогда нас уже хоронили, говорили, что сезон завершен. Но эти же ребята, которые играли в начале сезона, сейчас стараются, вылезают из этого положения. В плей-офф все хотят попасть, поэтому будем биться.
– Планируете усиляться до конца дедлайна?
– Это нужно спрашивать у генерального менеджера. Работа идёт, но не всё так просто – кого бы мы хотели, кто из игроков свободен. Не хочется брать игрока просто ради того, чтобы взять. На это место лучше, наверное, поставить молодого хоккеиста. Конечно, работа ведется, но однозначно ответить не могу, кого-то мы хотели, кто-то отказывается, не хочет идти к нам. В первую очередь я говорю про иностранцев.
– «Ладе» было бы комфортнее выступать на Западе?
– Я не вижу большой разницы между Западом и Востоком. Единственное, конечно, тяжело летать на Дальний Восток, а так, лично мне вообще не принципиально.
– Со следующего сезона может придется в Китай летать.
– Почему бы и нет? Пусть КХЛ расширяется, это интересно. Летаем же в Финляндию, в Хорватию, хотя раньше об этом и не думали. Если скажут лететь в Китай, то полетим.
«ХАРИЗМЫ БИЛЯЛЕТДИНОВА ХВАТИТ НА ВСЮ КОМАНДУ»
– «Лада» в начале сезона играла с «Ак Барсом». Какие остались впечатления о казанской команде?
– Сейчас в «Ак Барсе» как раз та ситуация, когда сказывается не самый высокий уровень исполнительского мастерства в команде, думаю, все это понимают, и болельщики чувствуют. Если в прошлом сезоне он был повыше, то и результат в регулярном чемпионате был немного другой. Но Билялетдинов – опытный тренер, он знает, что нужно делать. Когда команда шла вне зоны плей-офф, никакой паники не было. Посмотрите сейчас – команда может выиграть дивизион и стать второй на Востоке. Это всё организация игры, к тому же в «Ак Барсе» доверяют молодым, и это правильно. Билялетдинов доказывает, что и с таким подбором игроков можно достигать результатов. Думаю, Билялетдинов вселит уверенность в игроков, его харизмы хватит на всю команду. На мой взгляд, в «Ак Барсе» всё будет нормально.
– Перед дедлайном «Ак Барс» укрепляется довольно средними игроками.
– Я, честно говоря, сейчас не знаю, как обстоят дела в «Ак Барсе», какая там политика в клубе. Не знаю, советуются ли с Билялетдиновым, когда подписывают игроков. Наверное, нужно брать тех игроков, которых тренер видит в составе. Раз берут в команду игроков, значит, они нужны. Единственное, когда нет в составе мастеров высокого уровня, немного теряется зрелищность. Голевых моментов становится меньше, в большинстве не всё так удачно.
– Летом «Лада» отдала в «Ак Барс» Голубева. Не жалеете?
– Что значит жалеем? Это бизнес, у него есть агент, обязательства. Я не вникал в этот процесс. Он вернулся в Казань, но я не знаю, что у него случилось, почему он довольно долго уже не попадает в состав. Не знаю, что там произошло. Мы с ним часто видимся, в последний раз виделись на игре «Барса», поговорили. Он мне говорит, что пока он в «Ак Барсе» и у него всё нормально.
Денис Голубев | |
Официальный сайт «Лады» |
– Не рассказал, что у него не получается?
– А что говорить? И так всё понятно. У него мало игрового времени в «Ак Барсе», я не знаю, с чем это связано. Я всегда всем говорю, что если игрок, у которого нет травмы, не попадает в состав, значит, он не устраивает тренера. Надо пересматривать что-то в своей игре, либо менять команду.
– В «Ладе» ему доверяли, у него было большое игровое время.
– Да, это немаловажный момент. Из «Ак Барса» летом ушло столько игроков, у него был и остается хороший шанс там заиграть. Тем более возраст у него такой – 24 года, самый расцвет карьеры.
«ОТЕЦ ПАВЛА БУРЕ ГОВОРИЛ, ЧТО РУССКИЕ НЕ УМЕЮТ РАБОТАТЬ»
– Вы рассказывали, что Петров сможет закрепиться в НХЛ, но у него не получилось.
– Кирилл должен был закрепиться там. Это вообще сложный момент, когда ты переезжаешь играть в другую страну. Многие иностранцы приезжают в Россию и теряются. Мое мнение не поменялось – он и сейчас должен играть в НХЛ, это габаритный, силовой нападающий, хорошо держит шайбу. Не могу сказать, почему у него не получилось.
– Ему и шанса не предоставили, за «Нью-Йорк Айлендерс» он не сыграл ни одного матча.
– Конечно. От доверия тренера очень многое зависит, но доверие нужно заслужить, каждый день доказывать, что ты достоин играть в НХЛ. Думаю, он сам видит и понимает это. Он должен для себя решить – если хочет остаться там, чувствует, что у него получится, если есть желание, то нужно оставаться. Если ты трезво оцениваешь свои силы и понимаешь, что не тянешь, тогда нужно возвращаться и играть здесь, в КХЛ.
– Бурмистров вернулся в НХЛ, но его игра не особо впечатляет.
– Он и не играл там на лидирующих позициях, поэтому я не знаю, что от него ждали. После двух лет в КХЛ вряд ли его поставили бы на ведущие роли в «Виннипеге». В отличие от Петрова, он играет, набирает очки, пусть и не так много, но ведь играет.
– На ваш взгляд, его устраивает такая роль?
– Думаю, что да. Зная Саню, ему хочется большего, у него большой потенциал, но пока его используют именно так. Хочу пожелать всем нашим ребятам в НХЛ удачи.
Александр Бурмистров | |
– Вам понравилась игра Бурмистрова в «Ак Барсе»?
– Первый год понравился, а второй был уже похуже. Я не могу знать, что у него в голове происходило на тот момент. Могу лишь сказать, что ни один тренер не будет хорошего игрока сажать в запас. После двух сезонов дома Бурмистров решил вернуться в НХЛ, и это было решение именно его. Сейчас вообще много составляющих, помимо самой игры – это и агенты, и родители, все советуют, помогают принять решение, но, в первую очередь, решение должен принимать сам игрок.
– Вы как-то рассказывали про игроков, которым больше ничего не надо. Агенты и родители ведь зачастую только мешают.
– Знаете, это безумно сложная тема. Да, я помню это интервью, которое давал еще когда работал в Высшей лиги. Игроки зарабатывают себе на айфон, появляется возможность заработать еще больше, а они довольствуются малым – заработал и хватит, задачу выполнил, хотя всё перед ними открывалось, и был шанс расти еще выше. Такая ментальность у русских. Отец Павла Буре Владимир, когда был тренером по физподготовке в сборной Беларуси, рассказывал, что русские не умеют работать. Вот это частично подтверждает, что мы зачастую выезжаем на таланте. Талантливых хоккеистов вырастает много, им потом начинают пудрить мозги, переоценивают их. У агента такая работа, он получает за это деньги, если не этот игрок, так будет другой. Тут не угадаешь – кто-то уезжает по ту сторону океана и быстро адаптируется, другим молодым талантам дают большие деньги, чтобы он никуда не уезжал, у него начинает кружиться голова, ему поют дифирамбы. Еще раз повторюсь, что каждый день нужно доказывать себе, всем, что ты лучший.
– У Медведева, например, всё было в России, но он рискнул и уехал в НХЛ.
– Многие критически относились к его отъезду, в первую очередь, из-за его возраста. Он молодец, рискнул и поехал. В его возрасте еще тяжелее работать и доказывать, я, честно говоря, был удивлен, его отъездом, но это добротный защитник, который в России всем всё уже доказал. Что бы про него там не говорили, ему дали шанс и он им воспользовался. Всё, остальное не имеет значения.
«СЕЗОН В КХЛ КАК-ТО НУЖНО ПРОДЛЕВАТЬ»
– Как относитесь к формату овертайма 3 на 3?
– Я только за. Это интересно, больше моментов, а значит, и больше шансов забить. Мне нравится эта идея. Многие говорят, что игрокам будет тяжело, но я так не думаю, на тренировках же тренируем прессинг, играем 3 на 3, и нормально. Скоростные, техничные игроки получат больше возможностей забить, поэтому я эту идею приветствую.
– Владимир Крикунов недавно высказывался, что плей-офф не нужен, потому что не правильно, когда некоторые команды уходят на отдых в феврале.
– Уже давно доказано, что плей-офф – это самое интересное, где игра совсем другая, другое состояние игроков. Но я согласен и с тем, что команды, которые не попадают в плей-офф, очень рано уходят в отпуск. В этом сезоне, по-моему, уже 18 февраля закончится регулярный чемпионат из-за чемпионата мира. Надо как-то решать этот вопрос, потому что это слишком рано. Не знаю, может какой-то переходный турнир, я не думал над этим вопросом, но сезон как-то нужно продлевать.
Официальный сайт «Салавата Юлаева» |
– «Лада» – одна из немногих команд, которая «всухую» обыграла «Салават» Захаркина. Вы не удивлены, что Захаркин сходу демонстрирует такие результаты?
– Нет, а что удивительного? Он работал с Быковым, доказал, что хороший специалист. Думаю, ему не сложно было войти в роль главного тренера. А то, что мы обыграли, опять же, это за счет организации. Команда в том матче хорошо сыграла, игроки блокировали броски, вратарь действовал уверенно, не просто помогал, а тащил. Мы не удивлены были этой победе, хотя многие, наверное, удивились. По статистике они нас там серьезно перебросали, да и не только они – после матча страшно смотреть на статистику бросков по нашим воротам. У нас её ведет тренер вратарей, считает каждый бросок, и я вам могу сказать, что наша статистика часто не сходится с тем, что в официальном протоколе. После какого-то матча показывало, что по нашим воротам нанесли 90 бросков, как так? К нам даже статистик приходил, мы ему говорим, что вашим данным, получается, по нашим воротам бросали каждые 30 секунд, невозможно. Показали ему свои данные, но ни к чему в итоге не пришли.
– Молодым специалистам открывается дорога в КХЛ. Вы не думали о роли главного тренера?
– Предложений пока не было.
– Для вас, что лучше – быть первым в ВХЛ или же вторым в КХЛ?
– Каждый выбирает для себя сам, в зависимости от своих амбиций. Лично мне в КХЛ интереснее, здесь я продолжают расти. Скажу честно, тут другой уровень.
– Вы своего сына забрали из школы «Ак Барса». С чем это связано?
– Знаете, для меня это такая тема… Можете написать дословно: «Из дома, из такой школы, как у «Ак Барса», никто просто так не уезжает». А сын сам сделал выбор в пользу школы «Локомотива», в Ярославле заинтересовались им. Могу сказать, что сейчас он ни о чем не жалеет, хотя в бытовом плане наверняка были трудности.