erid:
«Рубин» сегодня сыграет в заключительном матче группового этапа Лиги Европы против «Бордо» – казанцам нужна победа в игре, в которой сопернику не нужно ничего. Корреспондент спортивной редакции «БИЗНЕС Online» прибыл в Бордо и рассказывает, как французский город принял команду из Казани и почему частичка Ростова будет переживать за российский клуб.
МАТРЕШКИ И ТУМАН
Ранним утром за день до игры Бордо окутывает густой туман. В радиусе ста метров не видно абсолютно ничего. Кажется, «Рубин» прилетел куда-то в Англию, снова вернулся в Ливерпуль, но точно не на юго-запад Франции. В районе возле нового стадиона ни души, бороздят пустые трамваи, светофоры горят красным впустую – на перекрестках почти нет машин.
Стадион «Матмут-Атлантик» не разглядеть находясь даже на расстоянии десятка метров от арены. Белый силуэт арены скрывается за завесой тумана. Посмотреть на него в нормальных условиях получится ближе к вечеру. Конечная станция трамвая как раз находится возле стадиона, который летом должен принять матчи чемпионата Европы. Пустой мини-поезд на пути к центру заполняется. В районе Большого Театра город живет и предстает активным, красивым и изящным. Уютные узкие улочки, запах свежих круассанов и выпечки, пожилая пара за уличным столиком попивает вино, что-то напевает велосипедист – в Бордо, каждая деталь, момент или уличная сцена кажется вырезанной из фильма «Амели» или любой другой французской мелодрамы.
Ничего не напоминает о том, что в стране совсем недавно был теракт вплоть до одного момента. Стоит тебе зайти в торговый центр, как охранники тут же попросят открыть рюкзак. А звон сирен людей заставляет насторожиться несколько иначе, чем обычно.
В самом центре за несколько недель до рождества на аллее Турни развернулись ряды, продающие рождественское настроение – сладости, игрушки, елки, вкусности и напитки, маскарадная одежда и драгоценности. Среди чисто французских лавочек внезапно врезался прилавок, где бросаются в глаза национальные российские сувениры.
– Надо же, матрешки.
– Да-да, подходите, – слышу русскую речь продавщицы.
Лидия работает на ярмарке в Турни уже много лет, каждый год приезжает в Россию, закупает наши сувениры и по возвращению около четырех недель продает их перед рождеством.
– Муж у меня француз, я – из Тамбова. Паспорт у меня французский, ведь я живу тут уже 20 лет. Остался еще паспорт СССР. Российское гражданство получить не могу, потому что отказывают в двойном. Вот Депардье дали, хотя у него никого в России нет, а мне не дают. Надо написать Путину, наверное, – возмущается продавщица матрешек в центре Бордо, явно заскучавшая по русской речи.
– Во Франции неспокойно. Из-за этих терактов все стало чуть жестче, сложнее. Нужно быть осторожнее. Лидия позже покажет, где в центре можно купить хорошие и недорогие вина, как пройти к главным достопримечательностям и пожелает, чтобы матч прошел спокойно и без эксцессов. Она сказала:
– Это главное.
К этому моменту туман в Бордо уже рассеялся.
«РУБИН» – КОМАНДА УРОВНЯ ЛИГИ ЧЕМПИОНОВ»
На пресс-конференцию «Бордо» группа российских журналистов едет с окраины города куда-то еще в даль от Бордо. Таксисты берут двойную оплату за выезд за город. По приезду обнаруживается, что на базе журналистов не ждут.
– Пресс-конференция? Мы не в курсе, – встречает гостей один из сотрудников клуба.
Позже выяснилось, что в «Бордо» попросту не сообщили российской стороне о том, что решили перенести мероприятие с базы на стадион. Россиян, таким образом, Вилли Саньоль на своей пресс-конференции не услышал.
На базе же, тем не менее, людей было явно не меньше, чем во вместительном зале для прессы на новом стадионе «Бордо». В лагере клуба «Жолио Кури» раскиданы девять футбольных полей, на двух занимаются дети, на одном дубль команды. На территории базы потому много родителей. Кто-то подъезжает на машине прямиком к ограждению поля, чтобы смотреть игру ребенка прямо с водительского кресла. О шлагбаумах тут и не думают. Пройти на тренировку или даже выбраться на поле к футболистам «Бордо» теоретически может абсолютно любой желающий. На своем пути он не встретит ни одного замка, закрытой калитки, не говоря уже об охраннике.
Самым первым на тренировку приезжает уругваец Ролан, следом – форвард французов Энцо Кривелли, который целуется чуть ли не с каждым работником клуба и чуть не пытается сделать то же самое с русскими журналистами, вовремя признав в них чужаков. Маленькая парковка для авто футболистов забивает под завязку, хотя у «Бордо» достаточно потерь. 8 игроков травмированы, четверо – занимаются индивидуально. Саньолю приходится выдергивать из молодежной команды нескольких игроков, которые занимаются с основной чуть ли не впервые.
– «Рубин» – это команда уровня Лиги чемпионов, а мы – пока нет, – заявил тренер «Бордо» на пресс-конференции. – Нам придется дать поиграть молодым игрокам, но они должны будут доказать, что заслуживают этого права. Хотя матч с «Рубином» далеко не главный для нас.
Слабый интерес подчеркивает количество журналистов на тренировке «Бордо» – ноль. Лишь два фотографа и россияне следили за тем, как наматывает круги никому неинтересный у себя полурезерв соперника «Рубина».
ЧАСТИЧКА РОСТОВА В «БОРДО»
– Извините, вы не на стадион? Можете захватить с собой?
– Да, конечно, садитесь!
Французский фотограф Бакари, у которого в машине звучит классическая музыка и что-то по-французски верещит навигатор, на своей малолитражке в миг довозит до стадиона.
Вход для прессы караулит крупный мужчина в манишке с надписью «Охрана». В ожидании каких-то допросов на незнакомом языке вдруг мне предстает сотрудник, который с порога ошарашивает.
– Здравствуйте, а я вас давно жду! – выдает он на чистом русском.
Оказывается, Николай почти тридцать лет живет в Бордо, много лет назад устроился в клуб в службу безопасности и с нетерпением ждал встречу с первым российским клубом для «Бордо» в этом тысячелетии.
– Тут люди другие. Здесь все иначе. Город прекрасный. Я знаю все 6-7 семей, которые тут живут. Мне здесь хорошо. Паспорта у меня нет, французского гражданства тоже, есть только вид на жительство. Так как вы умудрились проиграть «Ростову»? Слушай, да зови меня просто Коля!
Позже безопасник «Бордо» из Ростова узнает, что местная команда его родного города идет второй и собрала приличных исполнителей с хорошим тренером, что «Рубин» переживает кризис, а в России сейчас все устроено несколько иначе, чем во времена СССР. Однако, дома вряд ли сильно лучше, чем ему сейчас живется во Франции.
– Какие завтра будут меры безопасности?
– Да всех будут чуть ли не раздевать. Все серьезно, уровень безопасности повышенный. Зрителей будет немного. Тысяч восемь.
– Так мало?
– Результаты команды удручают. Хотя обычно приходит по 20-30 тысяч. Я работал на фан-секторе «Бордо» на недавнем домашнем матче против «Кана», где мы проиграли 1:4. В середине второго тайма болельщики встали и ушли, словно лавина сошла. Думаю, вы должны победить, вам эта победа нужнее.
В городе интерес к матчу действительно довольно низкий. Нет афиш с анонсом игры, по местному телевидению обсуждают Карима Бензема, успехи «ПСЖ» и даже местную команду по регби, но ни слова про команду Саньоля. А на трамвайных остановках, анонсируя предстоящий матч на специальном табло, даже не пишут названия команд, а только место и время, что не мудрено: французский клуб уже потерял шансы на продолжение борьбы.
Билеты на игру с «Рубином» тоже заметно дешевле, чем на, к примеру, ближайший матч против «Марселя». От 11 до 55 евро на «Рубин» и от 20 до 77 на следующую игру чемпионата Франции.
– Я болел за одну команду, но поддерживал ее и после поражений. Также и болельщики «Бордо» должны быть с командой не только в минуты счастья, но и когда команда переживает не лучшие времена, – призывал Саньол к болельщикам не своей пресс-конференции.
Тем не менее, вполне вероятно, что новый стадион «Бордо» ждет один из самых мало посещаемых матчей в сезоне. «Рубину» еще нечего терять – победа над французами и «Ливерпуля» над «Сьоном» в параллельном матче продлит еврокубковой сезона казанцев, а французов уже ничего не спасет. «Бордо» – чуть ли не первый клуб для казанцев в этом сезоне, которому практически не важен результат.
ВОЕННАЯ ТАЙНА ЧАЛОГО
В пресс-центре стадиона перед пресс-конференцией «Рубина» немноголюдно. В зале сидит лишь переводчик Юрий – молдаванин, который живет в Бельгии и рассказал мне все, о чем на своей пресс-конфернеции поведал Вилли Саньоль и всех подробностях мероприятия. Позже он начнет травить байки о непростой работе переводчика с французского на русский.
– Был случай, когда на пресс-конференции киевского «Динамо» украинцы просили меня переводить на украинский и орали на меня после того, как я начал переводит на русский язык. А Ребров – отличный человек. Очень хороший. Он же играл в Казани, да? А вот еще был случай, когда пришлось переводить на два языка одновременно – сначала с французского на английский, а затем на русский. Кстати, Чалый работал в Молдавии – на моей родине, наверное, напомню ему об этом.
Тренер «Рубина» спустя пару минут после этих слов прибыл на пресс-коференцию. Валерий Чалый пребывал хорошем настроении и охотно, даже с юмором, отвечал на все вопросы российских журналистов.
– Состав «Рубина» можно предсказать с точностью до 95%. Может быть на завтра вы приготовите какие-то сюрпризы?
– Да вы Нострадамус! Я сам не знаю, какой завтра будет состав. На 95%? У вас оказывается хорошее чутьишко такое, журналистское! Я, если честно, даже на 50% не уверен в составе. Поэтому вас можно привлекать в команду!
– Расскажите о ситуации по травмированным. Каково состоянии Карадениза и Камболова?
– Карадениз не прилетел. А по поводу остальных… Это военная тайна, которую я не буду рассказывать! Вот один корреспондент ранее сказал, что знает состав на 95% , а я пока не знаю, насколько. На самом деле у нас очень сложна ситуация с составом и травмированными. Но нам хочется закончить год на хорошей ноте, – подытоживает Чалый.
«Рубин» чуть опаздывает на тренировку. Команда живет в отеле, находящемся в получасе езды до стадиона. Новенькая арена «Бордо» находятся на отшибе – формально за городом. Многочисленные белые сваи держат строгую коробку – назвать ее чашей вряд ли можно. Внутри арена выглядит невероятно светлой. «Отличные условия для съемки», – переговариваются между собой фотографы.
Олег Кузьмин и Сергей Рыжиков выходят самыми первыми. Следом бы явно двинулся Гекдениз Карадениз, если бы не травма. Чалый с помощником Дмитрием Кузнецовым, в отличие от футболистов, смотрят сначала не на трибуны и строение стадиона, а на поле. «Саныч, большая!», – что-то загадочное говорит Кузнецов, указывая на газон, вероятно, сетуя на высоту травы.
С синяком под глазом занимается Соломон Кверквелия – ему досталось в матче с «Ростовом» в одном из единоборств. Похоже, это единственная травма в «Рубине»: Марко Девич, несмотря на слухи о болезни, занимался в общей группе, как и Руслан Камболов.
– Дева, давай-давай! – тренеры чуть подгоняют Девича, который забивает осенью больше, чем кто-либо в «Рубине».
К концу отрезка открытого занятия Кузнецов проходит вдоль бровки и приветствует.
– Как поле?
– Да нормальное вроде. Чуть жестковатое правда! – отвечает тренер и возвращается к тренировке.
Но оно явно лучше чем то, что было на «Казань Арене» в последних матчах года. Изумрудное поле «Стад-де-Бордо» местами даже отражает свет прожекторов, а найти хотя бы мелкую проплешину на нем будет сложнее, чем улицу в Бордо, где бы не продавали вино.
– Время вышло! – представитель «Бордо» просит журналистов на выход.
Команд уезжает со стадиона примерно через 40 минут, а затем работники арены в две газонокосилки начинают стричь траву, словно подслушав претензии тренеров гостей.
– Все постригут как надо, казанцы будут довольны, все для вас. Увидимся на игре! – добавляет в след безопасник «Бордо» Коля. Не иначе судьба – вероятно, это единственный представитель Ростова в мире, который рад «Рубину» как никто другой.