erid:
«Ак Барс» впервые за пять лет остался без игроков сборной — тренерский штаб Олега Знарка проигнорировал команду, игравшую в финале Кубка Гагарина, сконцентрировав внимание на СКА и извечном сопернике «барсов» — уфимском «Салавате Юлаеве». Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» рассказывает, с чем связано такое решение руководства национальной команды.
НЕДОСТОЙНЫЕ
Завершившийся «Кубок Карьяла» стал проходным для сборной России — 3-е место вряд ли кого-то сильно расстроило, но для «Ак Барса» этот этап евротура стал историческим: впервые за 5 лет в национальную команду не вызвали ни одного игрока из Казани. Клуб, некогда называвшийся базовым для сборной, оказался ненужным ее наставнику Олегу Знарку. Впрочем, по статистике присутствие в сборной хоккеистов «Ак Барса» шло на спад довольно стремительно: если в 2013 году даже на этапах евротура выступало по 6 человек из Казани, на прошлый чемпионат мира из игроков «Ак Барса» поехал только Евгений Медведев.
Конечно, в расчёт можно не брать период работы в сборной Зинэтулы Билялетдинова — тренер знал своих подчинённых, был в них уверен и возил с собой на любые турниры. Но большое представительно Казани в сборной было и при Вячеславе Быкове, и даже совсем другой по стилю и требованиям Олег Знарок всё же вызывал в команду Кирилла Петрова, Александра Бурмистрова, Владимира Ткачёва, а Медведев был лидером защиты вплоть до майского турнира в Праге. Но теперь, по мнению тренерского штаба сборной России, в «Ак Барсе» просто нет хоккеистов, способных достойно выступить на международной арене.
РЕЗУЛЬТАТ ЛЕГИОНЕРОВ
Лучший бомбардир казанской команды — канадец Джастин Азеведо, это звание он второй год подряд разделяет с другим легионером — шведом Оскаром Мёллером. То есть, результат в «Ак Барсе» делают иностранцы. В воротах снова есть легионер, в центре первого звена — швед Маттиас Шёгрен. Лучший защитник — словак Марек Дялога, а первое усиление в сезоне — очередной канадец, Райан Уилсон. При этом, несмотря на важную роль Азеведо и Мёллера, нельзя сказать, что они сейчас играют в свой лучший хоккей — их тройка часто проваливает матчи. Но российские партнёры всё равно уступают иностранцам в статистике. «Ак Барс» так и не смог найти внутренние резервы и сделать из россиян с большими контрактами вроде Михаила Варнакова, Фёдора Малыхина или Александра Свитова лидеров для внутреннего чемпионата и всей страны. Отметим, что до перехода в казанскую команду все они были игроками сборной России.
Лидер атак казанцев Оскар Мёллер также не был вызван в сборную Швеции | |
Фото: Сергей Манжлеев / ak-bars.ru |
Показателен и другой момент — игроков из Казани нет ни в одной сборной вообще. Владимир Денисов, если бы не внутренние конфликты в команде Беларуси, мог бы и сыграть против Латвии, но — сидит в глубоком запасе. Канадцу Азеведо в своей сборной места не будет. Шведы Мёллер и Шёгрен выступали на прошлом ЧМ. Мёллер, скорее всего, будет забивать за Швецию и в мае на мировом чемпионате в Москве, его отсутствие прямо сейчас может быть связано с рядом разных причин. Но Шёгрен просто не играет на уровне сборной, при этом он центрфорвард первого звена «Ак Барса», хотя в Праге у Пера Мортса играл лишь в четвёртой тройке. Голкипер Рюнняс последний раз был в сборной два года назад.
ПРОВАЛ СЕЛЕКЦИИ
«Ак Барс» серьезно сэкономил деньги этим летом, решив не проводить масштабные трансферные кампании, а обойтись подписанием малоизвестных легионеров и двух бывших игроков. Хотя, директор «Ак Барса» Шамил Хуснутдинов в недавнем интервью рассказывал, что финансирование казанской команды осталось на прежнем уровне. Вряд ли были потрачены большие деньги на Дениса Голубева и Альберта Яруллина — единственных российских игроков, которых «Ак Барс» подписал летом. Легионеры Шёгрен, Дялога и Рюнняс, которые до перехода в казанский клуб были известны лишь в своих чемпионатах, также вряд ли стоили больших денег. Получается, финансирование клуба осталось на том же уровне, что и в предыдущие годы (а мы знаем, что с деньгами в «Ак Барсе» никогда не было проблем), но при этом клуб летом не смог грамотно укомплектовать команду. Рюнняс на сегодня до конца не выиграл конкуренцию у Эмиля Гарипова, хотя и выглядит предпочтительнее. Голубев большую часть сезона проводит в запасе и набирается игровой практики в «Барсе», Шёгрен явно не дотягивает до уровня центрфорварда первого звена. Однозначной победой летней селекции можно назвать лишь подписание Дялоги, который на сегодня — лучший защитник казанской команды и потенциально может вырасти в звезду КХЛ. По всем остальным новичкам есть вопросы. Конечно, здорово, что Хуснутдинов оперирует цифрами, заявляя, что своих воспитанников в нынешнем сезоне почти 50 процентов всего состава. «Мы изначально стремились к тому, чтобы в клубе играли свои воспитанники, и идём к этому, — заверяет он. — Сегодняшняя цифра близка к 50 процентам. 11−12 воспитанников из 25 игроков. Будем двигаться дальше». Но при этом «Ак Барс», видимо, признавая свои летние ошибки, подписывает в середине сезона легионера Райана Уилсона и отдает в «Сочи» Зията Пайгина, а выше третьего звена играет лишь Ткачев, да и то только из-за травмы Свитова. Набрать третье и четвёртое звено из своих воспитанников в «Ак Барсе» могли и в прошлом и даже позапрошлом году.
Если же реально смотреть на ситуацию, то сейчас в «Ак Барсе» на постоянной основе играют 4−5 своих воспитанников. По словам того же Хуснутдинова, можно понять, что Уилсон — не единственный новичок, который появится в казанском клубе по ходу сезона. Вероятнее всего, «Ак Барс» будет укреплять состав ближе к плей-офф, где 50% воспитанников места точно не найдется. Но уже сейчас понятно, что трансферная кампания, которая была проведена летом, в очередной раз провалена и удивляться тому, что в сборной России на данный момент нет ни одного представителя «Ак Барса», вряд ли стоит. При этом точно не стоит путать тёплое с мягким, объясняя отсутствие в команде звёзд желанием ввести в состав молодёжь, ведь это не взаимоисключающие понятия.
«АК БАРС» ВЫЧЕРКНУТ ИЗ ЭЛИТЫ
В какой-то степени можно говорить и о том, что Знарок в полной мере не знает игроков «Ак Барса». С уходом Медведева тренер перестал видеть своих игроков в «Ак Барсе». На старте сезона у казанской команды полно проблем, и на данный момент «Ак Барс» с трудом можно отнести к фаворитам Востока. С другой стороны, не меньше проблем и у СКА, который также в прошлом сезоне играл в финале Кубка Гагарина и на данный момент с трудом попадает в плей-офф. Видимо, система игры питерской команды ближе Знарку, нежели хоккей Билялетдинова, раз из СКА он вызвал в сборную 8 игроков. И не стоит думать, что хоть какое-то влияние на селекцию сборной оказывает вице-президент СКА Роман Ротенберг (по совместительству — вице-президент ФХР) — в питерской команде он уже не столь влиятелен, как раньше.
По сути, из СКА были вызваны личности, лидеры, которых Знарок хотел снова видеть в своей команде. Неудивительно, что в «Ак Барсе», где играют строго по системе и установке Билялетдинова, таковых не оказалось. Вряд ли у Знарка было время, чтобы просмотреть все игры «Ак Барса» и понять, что на подъеме карьера Артёма Лукоянова или увидеть мощный прогресс в игре Михаила Глухова в тройке с Михаилом Варнаковым и Фёдором Малыхиным. Ткачёв выделяется из массы казанской команды своими неординарными решениями на льду, и с учетом вечной проблемы нехватки центрфорвардов в сборной, казанский воспитанник мог бы рассчитывать на вызов. Но Знарок показал всем, что «Ак Барс» сейчас совсем не в тренде развития хоккея, и ни система игры казанцев, ни их подход к индивидуальным качествам хоккеистов не видятся ему передовыми. Решение тренера сборной показывает лишь то, что казанский клуб на данный момент вычеркнут из элиты российского хоккея и стал типичным клубом-середняком.
Руслан Васильев, Марсель Магизов