erid:
Сегодня «Рубин» снова войдет в историю — казанский клуб сыграет против «Ливерпуля» в первом домашнем матче для Юргена Клоппа. В Англии к дебюту немецкого тренера при родных трибунах «Энфилда» вызывает повышенное внимание, так и высокий интерес во всем мире. Корреспондент спортивной редакции «БИЗНЕС Online» прибыл в Ливерпуль рассказывает о том, как тренеры команд и команды готовятся к главному матчу игрового дня в Лиге Европы.
«КОНЦЕРТ» КЛОППА
То, что в Ливерпуле к первому матчу Юргена Клоппа на «Энфилде» невероятный интерес говорит то, что за полтора часа до начала предматчевой пресс-конференции у ворот базы «Ливерпуля» в Мелвуде уже толпится очередь из 40 журналистов и фотографов не только английских, но из Германии и даже Испании. В зале ни одного свободного места и точно также, почти наверняка, будет на стадионе через сутки.
Позже подтянутся еще около десятка представителей прессы, которые не найдут свободных мест. Маленький пресс-центр базы втиснул в себя столько людей, сколько не было, наверное, даже в перед некоторыми матчами Лиги чемпионов — яблоку негде упасть, фотографы ложатся на пол перед столом, за кторый сядет Клопп. Каждый пытается занять место получше, чтобы услышать тренера, либо поймать шикарный кадр в объектив камеры.
Немецкий тренер же выходит почти вовремя, но пресс-атташе «Ливерпуля» сразу просит, чтобы вопросы к Клоппу оставили на потом, а несколько первых адресовали игроку Лукасу Лейве.
— Как в команде приняли нового тренера? Вы уже успели понять какой он?, — звучит один из вопросов бразильцу.
Клопп забирает слово у Лейвы и начинает. Немец явно хочет выговориться и поскорее отпустить игрока готовиться к тренировке. Тренер уже с первого предложения начинает бросаться огненными выражениями.
— Если вы думаете, что он вам скажет, что я идиот, то это зря. Он не скажет вам этого! И это не то, о чем сейчас следует говорить. Нужно говорить об игре. Я здесь всего 12 дней и задавать такие вопросы… Ну он же все равно вам не скажет.
— Что вы ждете от «Энфилда» в своем дебютном матче?
— Я нахожусь в предвкушении. Но сейчас очень важно набраться терпения. Надеюсь, что завтра никто не ждёт разгромного счета уже к третей минуте. Мы должны будем выполнять свою работу, а болельщики поддержать нас в этом. У нас сложный график игр и нужно учитывать это.
По работе английской прессы видно, что есть некие солирующие, которым дают слово, они сидят в центральных местах и задают большинство вопросов в ходе пресс-конференции. Представители главных английских вещателей Sky Sports и BT Sport не особо интересуется вопросами о «Рубине», но всячески пытаются вывести Клоппа на какую-то яркую фразу о нынешнем положении дел в «Ливерпуле».
— Вы говорите о сложном графике, но так играют все английские клубы.
— Могу сказать, что график в три игры за пять дней — это тяжелый график и игрокам трудно восстанавливаться. Бентеке, Коутиньо и Ловрен вернулись в состав и это дает нам возможность для ротации. Старридж набирает форму и скоро вернется в состав. Но есть молодые игроки, которым очень тяжело войти в такой ритм, привыкнуть, восстанавливаться быстрее. График ненормальный. Эти ребята — наше будущее. И если вы будете использовать их как лошадей, то они и станут лошадями.
— Были ли у вас предложения из России до того, как вы возглавили «Ливерпуль»? Совсем недавно слухи связывали вас с «Зенитом».
— Нет, ничего такого не было. Я взял паузу и действительно было много клубов, кто интересовался, готов ли я возглавить их. И мне надо было тщательно подойти к этому выбору. Но про Россию речи не было. Это прекрасная страна. Но сейчас не самый подходящий момент, чтобы говорить об этом. Сейчас я думаю о «Ливерпуле» и его ближайших играх.
Клопп в ходе долгой пресс-конференции (она длилась 30 минут) выглядит невероятно харизматичным. Он бросает улыбки, подмигивает некоторым журналистам, отпускает остроты и делает из рядового предматчевого мероприятия настоящее шоу. Десятки фотографов только и ждут какую-то брошенную тренером гримасу, улыбку или положение рук, чтобы поймать лучший кадр. Стоит Клоппу засмеяться, то по залу моментально гремят затворы камер. Тут же они стихают, стоит Клоппу отвернуться или посмотреть в свой блокнот.
Порой он просто играет с фотографами и журналистами. Он внезапно улыбается и хватается за лицо, пока переводчик переводит цитаты тренера на русский, провоцируя лавину вспышек камер, затем успокаивается и дает фотографам передохнуть. Он включает то позера, то сурового немца, меняет роли и, кажется, своей энергетикой заряжает все электронные устройства в маленькой комнате с толпой людей. Затем он забывает, что рядом с ним сидит переводчик и хочет ответить на очередной вопрос до того, как последовал перевод и снова срывает смешки в зале.
В концовке Клоппу задают вопрос на немецком языке о том, как он приспосабливается к работе тренера английского клуба, где нужно говорить только по-английски. И Клопп тоже начинает отвечать на немецком.
— Воу, я начал говорить по-немецки. Извините, давайте я начну с начала на английском! Думаю, большинство игроков понимают меня. Иностранцам несложно меня понять благодаря футбольной терминологии и сленгу. Я попросил игроков давать мне знать, если они что-то не поймут. И пока что они все понимают. Сложнее всего давать пресс-конференции на чужом языке. Но если вы меня не понимаете — ничего страшного, мне без разницы. Главное, чтобы мои игроки меня понимали.
На тренировку команда выходит с опозданием запланированного графика аж на 40 минут. Немецкая пунктуальность? Нет, не слышали. Пока журналисты и фотографы под дождиком дожидаются футболистов и тренеров у поля, Клопп то и дело выглядывает из окон своего кабинета, которые выходят как раз на тренировочное поле и снова бросает улыбки, словно компенсацию за ожидание. Снова щелкают затворов фотокамер.
— Скоро, скоро, — говорит представитель клуба и команда действительно наконец-то выходит.
Клопп активно накачивает игроков даже перед разминкой, много улыбается, затем отправляет футболистов на беговую работу с физиотерапевтом, а сам что-то активно обсуждает с помощниками. Среди занимающихся нет Даниэля Старриджа, который снова мучается с травмами и не поможет команде в ближайшем матче.
В ходе занятий с мячом Клопп пытается объяснить Роберто Фирмино, Филипе Коутиньо и Эмре Джану, как сыграть в квадрат и стенку через два паса на третьего игрока. Самые тонкие игроки команды не поняли, в чем суть упражнения тренера, который в обычных кроссовках пытался показать, что ему нужно от подопечных.
Видно, что пока Клопп притирается к команде, которой еще предстоит понять и принять нового тренера. В этом и есть шанс «Рубина».
«ТРИ ГОДА НАЗАД И НЕ ДУМАЛ ОБ «ЭНФИЛДЕ»
Вокруг стадиона «Ливерпуля» одни краны, перекрытые дорожным знаками дороги и понять, как действительно выглядит «Энфилд» довольно трудно. Узкие коридорчики, миниатюрный зал для пресс-конференций, и английские стюарды, которые пускают даже к знаменитому коридору без требований аккредитации. Именно там висит надпись в рамке This is Аnfield, на которое по-особому реагируют все футболисты. Находится тут настолько волнительно, что Гильерме Котуньо и Маурисио Лемос слегка путаются и готовы пойти в другую сторону от выхода к полю.
— Выход к полю здесь! — подсказываю уругвайцам.
— Спасибо! — говорит Котуньо на чистом русском.
Именно тут не так давно проходил другой уругваец Луис Суарес, лишившись которого «Ливерпуль» пока так и не может найти себя.
— «Ливерпуль» остается топ-клубом и одной из самых титулованных команд, — отмечает Динияр Билялетдинов в ходе пресс-конференции «Рубина». — Не все довольны стартом команды. Поменялся главный тренер и это отражается ситуацию — есть проблемы с набором очков и игрой. Но о кардинальных проблемах говорить не приходится.
— Какие эмоции от возвращения в Ливерпуль?
- Я рад вернуться в Ливерпуль. Город особо ничем не изменился, погода такая же. Уже в аэропорту меня встретило пять человек, которые собирают автографы. Был рад их видеть снова.
Билялетдинов играл здесь. В другом местном клубе — «Эвертоне».
Валерий Чалый около трех лет назад работал в молдавском клубе «Искра-Сталь», а сегодня ждет матч против, вероятно, лучшего немецкого тренера современности на легендарном стадионе. Но на пресс-конференции главного тренера «Рубина» немноголюдно и повышенного внимания не наблюдается. Лишь российские журналисты и всего один англичанин. Сам брифинг осторожного в высказываниях Чалого длится меньше десяти минут, что выглядит невероятно контрастно с «концертом», который «при полных трибунах» устроил Клопп.
— Мы о Клоппе не думаем. Думаем о своей команде. Знаем, что завтра будет очень сложная игра, стадион будет полный и будет болеть за свою команду. Мы хотим проявить себя в этом турнире, относимся к игре серьезно. Думаю, весь «Эвертон» будет болеть за нас и спасибо Динияру, что он с нами.
— «Ливерпуль» несерьезно относился к Лиге Европы, а сейчас явно поменяет отношение. Это хорошо или плохо для «Рубина»?
— То, что «Ливерпуль» не так серьезно относятся к турниру — это ваше мнение, а мнения руководства и тренеров мы не знаем. Каждая игра и тем более первая — она для него будет очень важна, так и для нас. Будет интересный матч, поэтому приходите и посмотрите.
— Как бы вы отреагировали, если бы три года назад вам сказали, что вы сыграете с «Ливерпулем» против Клоппа?
— Три года назад я участвовал в Лиге Европы, но с молдавской команде. Об этом я и не думал.
На открытой тренировке игроки «Рубина», тренеры и работники разглядывали арену чуть ли не с открытыми ртами. Здесь Андрей Аршавин оформлял покер, Суарес кусал Бранислава Ивановича, Хаби Алонсо забивал с центра поля, а Стивен Джеррард поскользнулся в матче, который мог принести ему первое чемпионство в карьере. Здесь проходили самые невероятные матчи, ломались и шли в гору карьеры ведущих футболистов мира, все пропитано историей, величием.
— У вас невероятный стадион, — обращаюсь к стюарду.
— Правда? На что похож?
— Ни на что. У нас в России нет ничего похожего.
— Это вы еще не видели и не слышали, как здесь поют!
Действительно через сутки полный стадион будет петь гимн, как в последний раз в жизни и поддержит Клоппа в матче, за которым именно из-за его фигуры будет следить в каждом уголке Земли. Так у «Рубина» появился прекрасный шанс запомниться всему миру также, как когда-то после матча в Барселоне.