erid:
Известный в прошлом футболист душанбинского «Памира», мини-футболист и тренер сборной Таджикистана по мини-футболу Дамир Камалетдинов сейчас живет и работает в Казани, трудясь в любительском мини-футболе. В комментарии для «БИЗНЕС Online» он высказал свое мнение о предстоящей встрече «Рубина» и «Локомотива», поделился впечатлениями от выступлений казанского клуба, и рассказал об ожиданиях от ноябрьского совещания по проблемам российского футбола.
Честно говоря, у меня сейчас двоякое ощущение. С одной стороны я уже живу в Казани, в прошлом году посетил все домашние матчи «Рубина», и проникся симпатией к команде. С другой — в «Локомотиве» работает мой хороший знакомый Игорь Черевченко, с которым мы общаемся, есть общие друзья. И я сейчас переживаю за «Рубин» и одновременно переживаю за «Червяка» (Игоря Черевченко).
Казанцам некуда деваться, но, на мой взгляд, это закономерно. Неудачи можно объяснить синдромом второго года. Когда я глядел на матчи прошлого года, то не видел собственного рисунка игры. Результат тогда был, но, вполне возможно, что результат достигался на энтузиазме. А сейчас конкуренты, обожглись, присмотрелись к казанцам, и знают, как им противостоять. Как только соперники начали разрабатывать свой тактический рисунок на игру «Рубина», то казанцам стало сложно им противостоять. Своей контригры у них не было. В защиту казанцев я могу сказать, что они сыграли четыре матча в чемпионате против команд, которые сейчас занимают места в пятерке лидеров. В том числе и против «Ростова», который провел отличную селекцию, и сейчас в полном порядке.
Я удивился высказыванию Евгения Ловчева, который сказал, что ЦСКА должен спокойно проходить такие команды, как «Ростов». Думаю, ничего себе. «Барселона» не могла легко пройти команду Курбана Бердыева, а ЦСКА, оказывается, «должен». Никто бердыевские команды «спокойно» не проходит, потому что в его дружинах на первом месте стоит игровая дисциплина. За «Локомотивом» я начал пристально смотреть с Суперкубка, когда «Локо» только в серии пенальти уступил «Зениту». Я уже высказывал мысль в интервью вашему изданию, что пришла пора доверять молодым наставникам российского футбола. Вот Черевченко итогами своей работы пока оправдывает мои слова. Понимаю, что ему не хватает опыта, харизмы, он еще стеснителен в общении, но это все проходит со временем. Правда, он пока еще не прошел испытания матчами с «Зенитом», «Спартаком», так что работу Черевченко можно будет оценивать, по их итогам. Даже с «Рубином» железнодорожникам будет тяжело, потому, что казанцам сейчас некуда деваться.
А ее многим не хватает. Перед игрой «Спартака» с «Анжи», я, болеющий за красно-белых с детства, предсказал им поражение. Потому, что слишком быстро запели дифирамбы работе Дмитрия Аленичева в «Спартаке». Он уже говорил о том, что поставит атакующую игру «Арсеналу», не имея в своем распоряжении должного количества игроков. Что в итоге? Последнее место и 20 забитых за сезон мячей. И сейчас в его объяснении, после поражения от «Анжи» прозвучало то, что требовался атакующий состав на матч, поскольку болельщики требуют активных действий в нападении. Я сравнил состав «Спартака» на домашний матч с «Анжи» и гостевую игру с «Амкаром» — так там все один в один.
Это все события недавнего прошлого и ближайшего будущего, а я, честно говоря, ожидаю, что в ноябре произойдет маленькая революция в российском футболе. В эти сроки намечается провести совещание с участием президента России Владимира Путина, посвященное проблемам развития футбола. Думаю, что затронут на нем и тему с зарплатами. Все эти вопросы, связанные с введением лимита на иностранцев, очередной разгон московского «Динамо», возникают не просто так. Они вызваны общей экономической ситуации в стране, когда с финансами очень туго. Возникла уже необходимость поставить все на места, в том числе, и в футбольном хозяйстве. Не может футболист получать сто тысяч долларов за игру, на которую не ходят зрители. Это деньги на ветер. Меня бесит, когда такие зарплаты объясняют фразой, что «век футболиста короток». Можно подумать, что все остальные старожилы, и их век куда длинней.
Когда мы играли в союзном чемпионате, то получали, может быть, в три раза больше среднего соотечественника. К примеру, в Донецке футболистам платили оклад, в три раза превышающий зарплату шахтеров. Но не в сто же раз, не в тысячу раз… В итоге мой одноклубник Владимир Ермолаев — бывший игрок «Памира», когда переезжал из Таджикистана, охваченного военными действиями, в Россию, взял с собой лишь две сумки вещей. У него просто больше ничего не было, несмотря на карьеру, проведенную в составе команды первой, а потом и высшей лиги чемпионата СССР. Да, мы хорошо жили, но не жировали, уверяю вас. Не было такой гигантской разницы между средним футболистом и средним гражданином страны. Чтобы далеко не ходить за фактами. Я, играя в «Памире», получал 180 рублей. А моя матушка, трудившаяся на местном гипсовом заводе, зарабатывала 150 рублей. Почему футболисты должны успеть заработать себе только во время спортивной карьеры? Если у тебя есть опыт и знания, передавай их молодежи. Тот же Тьерри Анри не гнушается, завершив карьеру, пойти детским тренером в академию «Арсенала». Что мешает и нашим футболистам идти на работу в ДЮСШ, «продлевать» свой футбольный век? Сейчас идут разговоры о том, чтобы зарплаты российских футболистов лимитировать суммой в два миллиона рублей. Это же однокомнатная квартира в Казани. В месяц! Неужели этого мало?! Я даже это считаю несправедливым, вспоминая, как моя матушка гробила свое здоровье, а я получал одновременно и деньги и удовольствие от дела, которым занимался.
Когда рубиновец Владимир Дядюн пишет письмо в РФС, чтобы разобрались с его агентом и немыслимыми гонорарами, я думаю: посмотри на пустые трибуны стадиона. Ты уверен, что достоин 140 миллионов рублей за сидение на лавке? Мое мнение — такого человека надо просто выгонять из футбола. Я общаюсь со своими друзьями, оставшимися в Душанбе, с моими подопечными из любительского футбола, и в нашем понимании складывается цифра, что даже миллиона рублей в месяц, не считая премиальных, хватило бы для футболиста нашего чемпионата «за глаза». Играй 10 лет — заработай 120 миллионов рублей. Всё, жизнь удалась!
Дамир Камалетдинов
Читайте также:
Евгений Бондаренко: «У Билялетдинова не было конфликта с Громовым»