erid:
Вячеслав Владющенков на днях стал главным тренером московского мини-футбольного клуба «Спартак», который выступает в высшей лиге чемпионата России. В бытность игроком Владющенков провел один сезон в казанском «Привожанине». За это время он успел найти в столице Татарстана множество друзей и даже обрел здесь семейное счастье, женившись на местной девушке. Во время одного из визитов в Казань известный в прошлом мини-футболист дал интервью корреспонденту «БИЗНЕС Online».
«ОТЕЦ УСТУПИЛ СВОЕ МЕСТО В „СПАРТАКЕ“ РИНАТУ ДАСАЕВУ»
— Вячеслав, последним клубом у вас был питерский «Политех»?
— Да, там был совсем короткий контракт даже не на сезон, а только на его часть. До этого я провел сезон в составе «Беркута» из Грозного, где помогал в тренерской работе и занимался селекционной деятельностью. Но продление контракта посчитали невозможным. Там сложилась такая финансовая ситуация, когда отказались от всех приезжих футболистов, решив опереться на местные кадры. В результате я доигрывал половину сезона в Питере. Сейчас думаю заняться тренерской работой. Надо было, конечно, готовить некую финансовую подушку, чтобы иметь возможность спокойно учиться на тренера, но, кто же об этом думает во время карьеры. Хотя стремление к тренерской деятельности объясняется не только желанием продлить свою жизнь в спорте. Во-первых, мой отец, Виктор Владющенков, стал одним из самых заметных тренеров российского мини-футбола. Во-вторых, я в своей карьере работал со многими наставниками, толковыми, умными, сумевшими зародить интерес к этому роду деятельности. Виктор Папаев, про которого много говорить не надо, тандем Сергей Бутенко — Андрей Алтабаев, под руководством которого я работал в «Норильском Никеле», очень многое дал и в плане психологии, и в плане подхода к закладке функциональной подготовки. Толчок к развитию дала совместная работа с Бесо Зоидзе. Даже небольшая командировка в Питер помогла кое-что подсмотреть, поскольку это разные школы российского мини-футбола, каждая из которых обогащает друг друга.
Вячеслав Владющенков
— Ваша карьера протекала в Москве, Питере, Норильске, Казани. На мой взгляд, из этого списка выбивается только Грозный. Как случилась «командировка» в столицу Чечни?
— Мы пересеклись на сборах, когда я был в составе «Спартака». В Грозном тогда формировалась команда для дебюта в профессиональном «мини», а я, к тому времени, уже оброс связями. Спрашиваю — «кто вам нужен в команде? Сергей Коридзе? Сейчас позвоню… Юрий Король интересует? Сейчас наберу…» Так подобрал составчик, а грозненцы говорят — «А тренером к нам пойдешь?» Ну, в такой-то состав чего не пойти? (Улыбается). Условия нам создали шикарные. Были определенные успехи в развитии команды, о чем многие упоминали. А потом, видимо, денег перестало хватать и под это дело была озвучена цель — комплектоваться местными футболистами. Начали чемпионат с нами, доигрывали с местными в составе и «заглатывали» в каждой игре по десятку мячей. Это даже не их вина, а беда, потому, что ребята были достаточно перспективные в составе, старательные, послушные даже, но у них нет элементарной «школы», с ними в детстве никто не занимался.
— Вы ведь выходец из спортивной семьи?
— Да, отец родился в Горьком. Так совпало, что и я родился там, хотя отец, к тому времени там уже не играл. Просто моя мама тоже из тех краев. Из всей семьи, только моя младшая сестра родилась в Волгограде, когда отец там защищал ворота «Ротора». А жизнь так сложилась, что сейчас все живем в Москве.
— С Москвой у вашего отца было многое связано. Он же играл в «Спартаке» в самый неудачный период его карьеры, когда команда вылетела из высшей лиги чемпионата СССР.
— Да, отец практически из второй лиги был приглашен в «Спартак», защищая до этого цвета владимирского «Торпедо». Но отец рассказывал не только о том, как вылетал, а и о том, что вернулся в высшую лигу. Первым вратарем тогда был опытный Александр Прохоров, с которым папа сохранил дружеские отношения, и они общались и после того, как жизнь развела их по разным командам. Уже завершив карьеры, оба снова начали играть вместе, только теперь уже за ветеранские команды. Жаль, что Прохоров ушел из жизни, царство ему небесное! Тот «Спартак», куда попал мой отец, был очень знаменит. Там доигрывали Папаев, о котором я уже упоминал, Евгений Ловчев, Михаил Бондарев, которые потом работали или работают в мини-футболе, знаю, что в числе одноклубников отца были молодые тогда Олег Романцев и Вагиз Хидиятуллин. Но, когда в «Спартак» пришел Ринат Дасаев, отец вернулся в Горький. А потом уже переехал в Волгоград, где долго защищал цвета «Ротора».
Виктор Владющенков
«В ВОЛГОГРАДЕ РОС БУКВАЛЬНО НА БАЗЕ «РОТОРА»
— Игорь Суровикин, Александр Никитин, Валерий Ванин, Игорь Дивак, Владимир Файзулин — это уже партнеры по «Ротору».
— Да, вы перечислили людей, которых я уже знал по детству, проведенному в Волгограде. Еще Валерия Клейменова могу вспомнить, который сейчас работает в «Рубине». Я запомнил их потому, что очень много времени проводил на футбольной базе главного клуба Волгограда, первой футбольной школой у меня была школа «Ротора», правда, я там занимался всего полгода. Потом отца позвали в Москву, на работу в мини-футболе. В нее потихоньку приходили люди из большого футбола — Александр Верижников. Марат Абянов, Александр Гортинский, Олег Епринцев. Там мой отец защищал ворота, и был играющим тренером. В КСМ-24 работал тренером еще Игорь Подшивалов, чей сын занимался в футбольной школе «Динамо». Был очень перспективным, даже дорос до основы «Динамо», еще в те времена, когда команду тренировал Валерий Газзаев. Вот вместе с ним и я перешел в команду бело-голубых, но выглядел на общем уровне неконкурентоспособным. Тогда динамовцы с запасом выигрывали и первенство Росси, и чемпионат Москвы. Центр полузащиты был такой, что «просто караул»: Дмитрий Ивлев, Кирилл Новиков, сын знаменитого в советские годы Александра Новикова. Они практически всей полузащитой играли и в составе юношеской сборной России, плюс воротчик был отличный Максим Кликин. В итоге, только он и остался до сих пор в профессиональном футболе, а все остальные быстро-быстро позаканчивали. Но в детском возрасте я не мог с ними конкурировать, и перешел в школу «Москвича», потом ЦСКА, затем «Буревестник». Короче, побросало меня по командам. До того времени, когда, уже поступив в институт, я не попал в дубль ЦСКА, а вслед за этим и «Дины».
— Так мини-футбол появился в вашей жизни только во времена студенчества?
— Причем, что интересно, я до десятого класса был одним из самых маленьких в группе, а сразу, после школы, вытянулся до нынешних 192 сантиметров. Не знаю, откуда они пришли — на «морковке», наверное, вытянулся (улыбается). После чего ростом выделялся буквально во всех мини-футбольных командах, в которых играл. Разве что в «Дине» смотрел снизу-вверх, во всех отношениях, на Константина Ерёменко. Его тоже природа ростом не обделила — 190 сантиметров. Вообще, ничем не обделила. И мастерством — здесь он просто супер, мега-футболист. И работоспособностью, я сам видел, как он первых приходил на тренировки и последним с них уходил. А как он работал на них, так сейчас молодежь надо учить. Человек был максималист по жизни, даже на тренировках его ничьи не устраивали. Когда я работал с ним, не в команде, а даже рядом, это была огромная школа жизни, такая же, как было в советские времена, по воспоминаниям моего отца. Сейчас, увы, этого нет. Молодым везде у нас дорога, никого не трогай, ни на кого не кричи. Я не то, чтобы завидую, наоборот, совершенно не жалею о том, что прошел немного другую школу жизни.
«ПАПАЕВ РАССКАЗЫВАЛ НАМ О СВОЕЙ ФУТБОЛЬНОЙ МОЛОДОСТИ ЧАЩЕ ЛОВЧЕВА»
— В чем выражалась эта школа?
— Даже в мелочах. Как-то мы с ровесником подошли к автобусу, который отправлялся на тренировку за пять минут до отправления. Глядим, никого рядом с ним нет, думаем, что мы первые — «красавцы»! Заходим в автобус, а там уже вся команда сидит в полном составе. И Ерёменко задается вопросом — «Молодые, вы что офигели? Мы что вас ждать тут все должны?» Я почему говорил о «школе жизни»? Потому, что из нее мы выносили свои уроки. Уже на следующий день, как два штыка, стояли за двадцать минут до отправления. Хотя еще и автобус не подъехал. Нам тогда на площадку давали выходить, когда разница в счете за пять-шесть мячей переваливала. Соперники, правда, недолго с этим мирились. Понимая, что в России нельзя найти футболистов, адекватных по мастерству игрокам «Дины», начали привозить легионеров — Жоржиньо, Деде, Шоко, Милю Симеуновича. Правда, я уже к моменту приезда первых легионеров играл в составе «Спартака» под управлением Евгения Ловчева.
Евгений Ловчев на тренерском мостике
— Каким был в тренерской работе известный футбольный эксперт Ловчев?
— Начну с того, что важно для футболистов. Он выполнял все обещания, которые давал нам, игрокам. По игре был очень требовательным, но это отличает любого хорошего тренера. Понятно, что мы в те годы были молодыми, где-то могли и режим нарушить, за что Ловчев нас наказывал. Всё, как у всех.
— Обычно тренеры-ветераны любят не просто дать задание, но и повспоминать былое. Евгений Серафимович этим отличался?
— Бывало, но в данном плане больше отличался Виктор Папаев. Виктор Евгеньевич рассказчик знатный. Иногда это напрягало. Вроде уже обед закончился, а тут он пустился в воспоминания и вся команда сидит, слушает мемуары. Не уйдешь же, не дослушав. Он и человек уважаемый, и тренер, начальство. Более того, Виктор Евгеньевич пускался в воспоминания со всеми подробностями, рассказывал все досконально. Но и то, что отличает хорошего тренера, когда касается рассказа-показа, то у Папаева этого не отнимешь. С возрастом у него проблем в обращении мяча не было. Это было привито еще Константином Бесковым, который прививал всей команде игру в пас. Отец рассказывал, что у Константина Ивановича все представители своего амплуа становились в «свои квадраты» и тренировали игру в пас, в одно, максимум, два касания. Стеночки, открывания, все это приветствуется в мини, а потому и Ловчев и Папаев могли нам и показать и рассказать что-то, сами не будучи профессиональными мини-футболистами.
Кстати, мне кажется, что и в спартаковской школе до сих пор действует уклон на эту манеру игры, через мелкий пас, которую принято называть спартаковской. Обратите внимание, сколько сильных игроков постоянно выпускает школа, которые только в самом «Спартаке» не играют, уж не знаю почему.
— Пусть ответом на этот вопрос озаботятся боссы «Спартака», а я поинтересуюсь — каким ветром вас в свое время занесло в Казань?
— Отправили в ссылку. Да-да, в качестве наказания сразу несколько молодых футболистов «Дины» отправили в казанский «Приволжанин», на перевоспитание. Точнее, сначала перевели в дубль «Дины», а потом откликнулись на просьбу наставника «Приволжанина» Александра Рымко — прислать ему молодежь. Приехал в Казань и застал отличные условия для мини-футбола. Играли в малом зале «Баскет-холла», на нас ходили зрители. Город мне еще тогда показался очень приятным, в целом, я расстроился, когда команда прекратила свое существование. При этом, что обидно, начали подниматься волейбол, хоккей с мячом, водное поло, потому, что, когда мы только приехали, команды по этим игровым видам спорта еще не успели ничего выиграть. А «умер», со временем, только мини-футбол.
Досье «БИЗНЕС Online»Вячеслав ВЛАДЮЩЕНКОВДата рождения: 22 октября 1981 годаМесто рождения: ГорькийКарьера игрока: «Дина» (Москва) — 2000−2006; «Приволжанин» (Казань) — 2003/04; «Спартак» (Москва) — 2006/07, 2013/14; ЦСКА (Москва) — 2007/08; «Норильский Никель» (Норильск) — 2008−2013; «Беркут» (Грозный) — 2014/15, «Политех» (Санкт-Петербург) — 2014/15.Достижения: серебряный призёр чемпионата России (2004).Карьера тренера: «Беркут» (Грозный) — играющий тренер (2014/15), «Спартак» (Москва) — главный тренер — с сентября 2015 года.