erid:
Тренер по плаванию Александр Мартынов является одним из наиболее успешных наставников в российском плавании. Из восьми его учеников шестеро входят в состав национальной команды России. С большей частью из них он приехал в Казань для более плодотворной подготовки к национальному чемпионату страны. В мужскую часть команды, среди прочих, входят Сергей Гейбель, Антон Лобанов, Александр Тризнов. Женскую часть дружины украшают Валентина Артемьева, Наталья Ловцова. Мартынов дал интервью корреспонденту спортивной редакции «БИЗНЕС Online».
«В КАЗАНИ НАМ ИДУТ НАВСТРЕЧУ»
— Александр Брониславович, какими судьбами в Казани?
— Наши приезды в Казань сродни традиции. Мы посещаем в столицу Татарстана не первый год, сейчас это третий наш приезд. Началось с 2013 года, когда в столице Татарстана проходил чемпионат России, мы здесь провели сборы, и нам понравилось, что здесь все компактно. И, в общем, все комфортно: по деньгам, по питанию, по проживанию. Немаловажным вариантом является спокойствие спортсмена, которое он получает на любых сборах, когда отрешается от всех домашних проблем, которые есть у любого человека. Концентрация на сборах совсем другая. Благодаря нашему руководству спортшколы в Новосибирске, мы практикуем подобные сборы сроком от семи до десяти дней перед каждым важным соревнованием. Плюс нам идет навстречу руководство принимающей стороны. Сейчас мы, казалось бы, получали дополнительные неудобства, связанные с тем, что не могли разместиться в деревне Универсиады, где свободные места заняли участники детского музыкального конкурса «Созвездие-Йолдызлык». Но наши татарстанские товарищи нашли гостиницу неподалеку от бассейна «Буревестник», а то, что она находится на определенном расстоянии, нам даже на руку. Я посмотрел по условиям в Москве, получается, что, тем самым, мы смоделировали некие условия, которые нас ожидают на чемпионате России. Там тоже надо из гостиницы добираться до бассейна.
— А как быть с проблемой акклиматизации?
— Она беспокоит первые три-пять дней пребывания в центральной части России. Надо заметить, что в эту сторону легче акклиматизироваться, чем возвращаться к привычному жизненному укладу.
«ДАЛЬНОБОИ» НАМ НИЧУТЬ НЕ МЕШАЛИ"
— Вам не мешало наличие в бассейне спортсменов из сборной России по плаванию на открытой воде?
— Нет. Я знал, что они также приехали в Казань на сборы. Мы достаточно легко подстроили свои расписания тренировок. Мы стартовали с семи утра, а это 10 по Новосибирску, чтобы не сильно ломать привычный график. «Дальнобои» начинали позже. Более того, в один из дней мы пересеклись в воде, но легко развели две наши тренировочные группы. Я вначале даже не знал, что это «дальнобои», думал, что там студенты плывут.
— Не удивились, что слишком хорошо плывет «группа в полосатых купальниках»?
— Да, это-то меня и насторожило. Они так ровно и организованно поплыли, что я обратил на них внимание. И понял, что это «дальнобои». Они же плывут друг за другом и, тем самым, половина дорожки свободна.
— Сколько у вас человек в группе?
— Девять пловцов, из которых семеро являются членами сборной России. И они плывут все имеющиеся в нашем виде стили, и, наблюдая за их совместной тренировкой легко можно «потеряться», кто, где и чего делает не так.
«У НАС В ГРУППЕ ОДИН ТРЕНЕР НА БОРТИКЕ, А ВТОРОЙ В ВОДЕ»
— У вашей подопечной Валентины Артемьевой значатся два тренера — вы и Сергей Гейбель. Вы вдвоем с ней работаете?
— Мы достаточно давно с ним сотрудничаем, он является моим вторым тренером. Практикующим, скажем так, потому, что Гейбель продолжает участвовать в соревнованиях, в частности, боролся за медали на чемпионате России Мастерс, который проходил в Казани. Одно время он полностью отходил от спортивной карьеры, начал только тренировать, и поучаствовал в подготовке члена сборной России Антона Лобанова, поучаствовал в подготовке Александра Тризнова, которого я ему передал еще в детском возрасте. Потом оба они вернулись в мою группу.
Сейчас Гейбель отвечает за группу спринтеров в нашей команде. Плюс он пишет собственную программу подготовки к соревнованиям. Он очень тонко чувствует задания, которые мы даем ребятам перед сборами и на себе их проверяет во время тренировочного процесса. Артемьевой и Тризнову комфортно потом работать по этой программе, что касается моих функций, то они заключаются только в определенных корректировках, и контроле времени и техники. Понятно, что Гейбель не может этим заниматься, находясь в воде.
— Сразу приходит в голову сравнение с подопытным кроликом.
— Нет. Кролик не может анализировать то, что с ним происходит и давать советы своим экспериментаторам. А Гейбель может и дает рекомендации, с помощью которых можно что-то подправить в тренировочном процессе. Помимо того, у меня в группе много спортсменов, я не могу контролировать всех, а Сергей облегчает мне работу, следя персонально за спринтерами.
— Участие Гейбеля в чемпионатах среди ветеранов — это часть соревновательной практики или некое шоу, где главное собраться, проплыть, а места и секунды второстепенны?
— Спорт — сам по себе большое шоу. Что касается Мастерс, то это, на мой взгляд, шоу в чистом виде. Участники соревнований не тренируются, как профессиональные спортсмены, по 12 раз в неделю. Максимум, они заходят в воду шесть раз, причем, делают это в свое удовольствие, а не через не могу. Потом там определенный подход к установке рекордов мира. Как только сильный пловец переходит из одной возрастной категории в другую, он тут же получает возможность переписать все мировые рекорды, поскольку, просто напросто, он молод. Допустим, ему 41, а он выступает в категории 41 — 45 лет. Дальше с каждым годом становится сложнее, он подходит к своему возрастному максимуму, а снизу подпирают молодые, но потом происходит переход в новую возрастную категорию, и человек вновь возвращается в лидеры.
Это не спорт в чистом виде, но, учитывая какое огромное количество участников собирают турниры Мастерс по плаванию, они, конечно, достойны своей толики зрительского внимания. Обычные соревнования — это некий технический процесс. Разминка, предварительные заплывы, отдых, финалы, награждение. А Мастерс — это все сразу. Никаких предварительных стартов, сразу финал. Куча народу в самых популярных возрастных категориях, смесь бывших профи и любителей.
«АРТЕМЬЕВУ ПРИШЛОСЬ «ВЫТАСКИВАТЬ ИЗ-ПОД ВОДЫ»
— Интересно еще, что два ваших ученика Лобанов и Тризнов живут в одном дворе.
— Да, родились буквально в соседних домах, с разницей в один год. Талантливый двор, что тут скажешь. Я задавался себе вопросом — почему из одного двора вышли сразу два сборника, неужели таланты могут рождаться так кучно? Но ответа на этот вопрос нет. Получилось, как получилось.
— Если Лобанов и Тризнов вышли из одного двора, то Артемьеву пришлось вытаскивать буквально из-под воды.
— (Смеется). Да, Валентина начинала, и очень успешно, в плавании в ластах, к 20 годам выиграв там все, что только можно. Первоначально она перешла из плавания в ластах в обычное плавание к другому тренеру, поэтому я не застал этот момент.
— Недавно читал интервью с главным тренером сборной России Анатолием Журавлевым, который объяснял неудачи на чемпионате Европы тем, что спортсменам приходилось выходить на пик формы дважды: перед чемпионатом России, как отборочным стартом, и чемпионатом Европы.
— Вопрос выхода на пик формы — это одна из краеугольных тем, на которой можно, как здорово прогореть, так и взлететь. Но, думаю, что вся сборная будет стараться угадать с пиком. Хотя, не знаю, как искусственно выводить человека на его функциональный пик.
«В НОВОСИБИРСКЕ ВСЕГДА БЫЛА СИЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛАВАНИЯ»
— У вас в группе шесть челнов сборной России. При этом в числе пловцов сборной СССР с ходу можно назвать только знаменитого спиниста Игоря Полянского, который является уроженцем Новосибирска. Плавательная школа в вашем городе стала давать результат только в последние годы?
— Ну, почему? Владимир Витальевич Семышев — тренер Полянского — еще до Игоря трудился очень плодотворно. В советские годы он был одним из ведущих тренеров страны, входил в группу главного тренера сборной Сергея Вайцеховского.
До Полянского Новосибирск вырастил Татьяну Золотницкую — участницу Олимпийских игр. Она сейчас возглавляет спортивное общество инвалидов-опорников. После Полянского был определенный провал, и следующий сильный спортсмен, достигший уровня мастера спорта международного класса, вырос только спустя 10 лет. С конца 90-х годов у нас снова плавание начало давать хорошие результаты. Ирина Уфимцева, Евгений Нацин становились участниками Олимпиад, сейчас на хорошем счету все перечисленные ранее спортсмены из моей тренировочной группы. Они достаточно возрастные, но они бьются за попадание и на ЧМ, и на Олимпиаду 2016 года.
— Как вы для себя представляете выступление в плавательном бассейне, установленном на стадионе?
— Недавно главный тренер сборной рассказал, что последние тренировочные сборы будут проходить либо в Волгограде, либо на «Озере Круглом», все в зависимости от того, какой бассейн установят в Казани.
— Казань и Новосибирск недавно связывало хоккейное противостояние «Ак Барса» и «Сибири». Следили за ним?
— У меня сосед болельщик, поэтому я всегда в курсе того, что творится в Новосибирске в плане спорта. Я же спортивные соревнования смотрю с позиции тренера, пусть это даже будет хоккей. Мне интересно, что сделали тренеры, что «Сибирь» так заиграла, что добилась лучшего в своей истории, достижения. Несколько лет готовился нынешний взлет, который, может быть, на этом не будет остановлен. Чего я им желал бы. Да, по сравнению с нашим плаванием, там совсем другие финансы, но, если команда играет классно, то об этом как-то не думаешь. В конце концов, это не футбол. Вот там есть мысли, что нам бы получить хотя бы часть их средств, тем более, что результата там, как такового, нет.
Читайте также:
Айгуль Сагирова: «Каждый старт на открытой воде — это приключение!»
Александр Красных — человек, который удивил Виталия Мутко
Смотрите также: