erid:
Вышедшая в свет книга воспоминаний известного футбольного эксперта Александра Бубнова «Спартак»: 7 лет строгого режима" взорвала спортивную общественность. Бубнов не пощадил никого из тех, с кем работал: ни ушедших из жизни, ни живых и здравствующих. В результате получились мемуары-обвинение. Но в таком случае Бубнов должен был вычистить свою книгу, чтобы в ней не было ни сучка, ни задоринки. Однако в книге хватает фактических ошибок, которые комментирует спортивная редакция «БИЗНЕС Online».
СКОЛЬКО ЛЕТ ТРЕНИРОВАЛ БЕСКОВ?
1. «За 45 лет тренерской работы, причем с ведущими клубами, он одержал всего две победы в чемпионате СССР. Его боялись, но не уважали. Его называли „Барин“. А если тренер барин, то игроки — холопы. Бесков умел уничтожать морально. Не словами, а действиями».
Бесков начал работать тренером в московском «Торпедо» в 1956 году. Нетрудно подсчитать, что до развала СССР прошло 35 лет. Четыре года из них Константин Иванович работал в ФШМ, футбольной школе молодежи. Два года возглавлял сборную СССР. Четыре года был главным тренером олимпийской сборной. Еще три года отработал в командах, с которыми завоевать медали было крайне проблематично. По году с ворошиловградской «Зарей», столичным «Локомотивом», и «Спартаком», который принял в качестве команды первой лиги. Наконец, три года, после того, как его убрали из «Спартака», Бесков не работал.
И в итоге от 45 лет, которые щедро отмерил Бубнов, Бесков в чемпионатах СССР отработал 11 лет со «Спартаком», шесть лет с «Динамо», два года с ЦСКА и год с «Торпедо», то есть, 20 лет.
По подсчетам Бубнова: за 45 лет у Бескова всего две победы в чемпионате СССР.
Правильный ответ: 20 лет работы с ведущими клубами. Две золотые медали, 6 серебряных, две бронзовые. Один Кубок СССР. «Серебро» чемпионата Европы, «бронза» Олимпиады и выход в финал Кубка Кубков во главе московского «Динамо».
2. «…В конце 1982 года я только пришел в „Спартак“, в котором уже не было Хидиятуллина и Романцева и в котором мне после полутора лет вынужденного простоя из-за дисквалификации предстояло начинать с нуля…»
На самом деле Романцев провел в «Спартаке» весь первый круг сезона 1983 года. Последний его выход на поле пришелся на поединок с минским «Динамо» 5 июля. С 14 июля за «Спартак» начал играть отбывший дисквалифицикацию Бубнов.
Сам же Бубнов об этом пишет в своей книге следующим образом. «…Впрочем, Романцев не сам ушел, Бесков его убрал по подозрению в договорных играх. Сначала в Вильнюсе, а потом в Минске, когда из-под Романцева голы забивали. Новиков рассказывал мне, что после Вильнюса Романцев и еще несколько игроков попались на пьянке. Так что травма Романцева — это все разговоры. Из «Спартака» его убрали из-за пьянок и «договорняков»…
Фотография, пусть и плохого качества, но подтверждающая слова Бубнова: Вот Романцев (крайний справа), вот водка, а вот и шампанское рядом с Ярцевым (второй слева)
3. В 1979 году состоялась товарищеская игра между сборными Аргентины и СССР.
«…И когда мы выходили экспериментальным составом в Мар-дель-Плате против девятерых чемпионов мира 1978 года и Марадоны с Диасом, не испытывали комплекса неполноценности или страха…»
На самом деле, в том матче за Аргентину вышли играть не девять, а семь действующих чемпионов мира. Убальдо Фильол, Хорхе Ольгуин, Луис Гальван, Даниэл Пассарелла, Альберто Сесар Тарантини, Америко Гальего и Хосе Даниэль Валенсия. Выделив конкретно Диего Марадону и Рамона Диаса, Бубнов, почему-то, забыл упомянуть Хуана Барбаса, такого же свежеиспеченного чемпиона мира среди молодежных команд 1979 года. Еще два футболиста сборной Аргентины в том матче Хорхе Сеччи и Карлос Френ, увы, ничем особенным не запомнились.
В этом плане интересным выглядит состав сборной СССР. Он действительно был экспериментальным. В том составе против Аргентины, среди прочих, вышли Виктор Каплун и Сергей Шавло, Игорь Пономарев и Сергей Швецов, которых явно нельзя было назвать полноценными игроками сборной. Ныне известные наставники Олег Романцев и Александр Тарханов не сыграли в составе сборной более 10 матчей, каждый. И этот состав сыграл вничью в гостях с действующим чемпионом мира. При том, что сборная СССР на тот период была на спаде, не выйдя в финальную часть ЧМ-1978, потом не выйдя и в финальную часть ЧЕ-80. Вначале уступили Венгрии, потом Греции. Вот же были времена!
РОМАНЦЕВ И «КРАСНАЯ ПРЕСНЯ»
4. «…Помню, осенью 1987 года играли с дрезденским „Динамо“. В то время это была очень сильная команда, за нее еще молодой Матиас Заммер, будущий обладатель „Золотого мяча“, выступал. В Москве мы немцев обыграли 3:0. Я еще удивился, что получилось так легко — за „Динамо“ играло полсборной ГДР».
Бубнов снова ошибается, на этот раз преувеличив силу соперников. Заммеру, при всей его последующей звездности, на тот момент едва исполнилось 20 лет, и он успел сыграть за национальную сборную только один матч. Всего за сборную ГДР из Дрездена вызывали пять футболистов: Йорга Штюбнера, Ульфа Кирстена, Маттиаса Дэшнера, Ханс-Уве Пильца, Ральфа Минге.
Сборная ГДР в тот период была необыкновенно сильна. Она стала второй в отборочной группе ЧЕ-88, опередив действующего чемпиона Европы Францию. Отстали восточные немцы только от сборной СССР, которая через год стала серебряным призером чемпионата Европы. Матч в Москве 1987 года СССР — ГДР — 2:0 судил ненавистный советским болельщикам рефери из Швеции Эрик Фредрикссон. В гостевом поединке 1:1 Бубнов сидел в запасе. И ему, непосредственному участнику противостояния сборной СССР и ГДР, «Спартака» и дрезденского «Динамо», можно было проверить эти факты. Основу сборной ГДР тех лет составляли футболисты лейпцигского «Локомотива», финалиста Кубка Кубков 1987 — семь футболистов. Пятеро представляли «Динамо», Берлин, еще четверо «Магдебург». По одному «Висмут», «Карл Цейсс», ныне «Йена», «Карл Маркс Штадт», ныне «Хемниц», и «Рот Вайсс» из Эрфурта.
5. «…Франки Веркотерен, капитан „Андерлехта“ и лучший футболист Бельгии, играл на том же фланге, куда Бесков выпустил Черенкова».
Почему Бубнов называет нынешнего наставника самарских «Крыльев Советов» «лучшим футболистом Бельгии»? В Бельгии начали выбирать лучших футболистов очень поздно, только с 1983 года. И Веркотерен ни разу не фигурировал в числе триумфаторов.
6. «…Спартакиада народов СССР была турниром высочайшего уровня. Каждую республику представлял базовый клуб, куда добавляли 2−3 футболиста из других команд. За Украину играло киевское «Динамо» плюс Виталий Старухин из донецкого «Шахтера…»
Вот и верь после этого очевидцам. Несложно же было проверить, что сборная Украины это не только киевское «Динамо» плюс Старухин. Среди 20 футболистов той сборной 12 представляли Киев, двое «Черноморец» из Одессы, Степан Юрчишин был игроком команды первой лиги «Карпаты» из Львова. И пятеро, в том числе и Виталий Старухин, выступали за донецкий «Шахтер».
7. «…Сначала Дед устроил Романцева в „Красную Пресню“. Там Романцев провалился, и его хотели убрать. Дед его прикрыл, и потом дела у Романцева пошли лучше…»
Бубнов к Романцеву относится, прямо скажем, не лучшим образом. Но написав, что Романцев провалился, Бубнов сильно покривил душой. Команда «Красная Пресня» была образована в 1978 году, Романцев начал работать с ней в 1984-м. Занял 13-е место в первой зоне второй лиги чемпионата СССР. На следующий год с составом, который нельзя назвать сильным, Романцев стал пятым в своей зоне, и выиграл Кубок РСФСР. В этом Кубке принимали участие все российские команды второй лиги, а это около 80 коллективов. В 1986 году команда «Красная Пресня» выиграла свою зону, и участвовала в переходных играх за право играть в первой лиге. Именно при Романцеве заиграли в профессиональный футбол Владимир Пчельников, Дмитрий Градиленко, Олег Иванов, Василий Кульков и Александр Мостовой. Называть такие итоги провалом мог бы, наверное, наставник уровня Гвардиолы или Моуринью, а не Бубнов, который тренировал «Славию» из Мозыря, «Икар» из Сарова и «Фабус» из Бронниц.
ДОГОВОРНОЙ МАТЧ С КУРБАНОМ БЕРДЫЕВЫМ
8. «…Защитник ростовского СКА Александр Андрющенко мне рассказывал, как „Спартак“ стал чемпионом в 1979 году. Тогда ростовчане в последнем туре сдали ему матч, проиграв дома со счетом 2:3. Бесков догадывался, что игроки между собой могут договориться. Сам он участия в этом не принимал. Но тогда ситуация сложилась так, что „Спартаку“ во что бы то ни стало надо было победить, потому что в случае поражения его мог настичь „Шахтер“, который в итоге отстал на два очка».
Опять двойка! Перед последним туром того чемпионата «Спартак» имел 48 очков, киевское «Динамо» — 47, «Шахтер» — 46. Не Донецк, а Киев был главным соперником в борьбе за «золото». Но «Динамо» проиграло «Кайрату» и смысла договариваться о победе особенно не возникало.
9. «…Это было связано еще и с тем, что «Спартак» превысил лимит ничьих и после матча в Одессе очков не заработал. Ростов, за который выступали Александр Заваров, Игорь Гамула, Сергей Андреев и многие другие, боялись, и «Спартак» не был исключением. В случае поражения чемпионство обломилось бы…
…Но тогда я еще не знал об истории с договорным матчем против ростовского СКА, благодаря победе над которым в последнем туре чемпионата 1979 года «Спартак» стал чемпионом. Когда мне защитник Ростова Александр Андрющенко о нем рассказал, я почему-то сразу поверил. Во-первых, такого не придумаешь, а во-вторых, он очень резко и плохо отозвался о Романцеве…"
Вот протокол того матча.
СКА (Ростов-на-Дону) — «Спартак» (Москва) — 2:3 (1:2) 25 ноября. Ростов-на-Дону. Стадион: «СКА». Зрителей:25000. СКА: Кушнарев, Гончаров В., Андрющенко, Баркетов, Яшин С., Гусев П., Бердыев (Юрченко, 71), Чуркин Ю., Селин, Бобков (Коваль, 61), Андреев С.
«Спартак»: Дасаев (Прудников, 34), Букиевский Вл., Мирзоян, Хидиятуллин, Романцев, Шавло, Ярцев, Самохин Вик., Гаврилов Ю., Сидоров Е., Гесс (Черенков, 54).
Голы: 0:1 — Гаврилов Ю., 5; 0:2 — Букиевский Вл., 26; 1:2 — Андреев С., 36; 1:3 — Мирзоян (пенальти), 71; 2:3 — Андреев С. (пенальти), 80.
Если читатель найдет в составе ростовских армейцев Заварова и Гамулу, ему сильно повезет. За СКА тогда играли, среди «многих других», о которых не пишет Бубнов, Павел Пантелеймонович Гусев — недавний наставник ФК «Урал», Курбан Бекиевич Бердыев — нынешний тренер ФК «Ростов», а Заварова и Гамулы не было, и «бояться» их именно в 1979 году никто не мог. Они в том году играли за «Зарю» из Ворошиловграда, а в СКА перешли годом позже, в 1980 году.
«СПАРТАК» НЕ ВЕРНУЛ ДОЛГА СКА? ВОПРОС — КОГДА?
10. «…В том смысле, что когда „Спартак“ умолял ростовчан чуть ли не с соплями отдать игру, они все сделали. А когда им понадобились очки, чтобы не вылететь из высшей лиги, Романцев дал им от ворот поворот. Мол, если Бесков узнает, из команды выгонит».
…Ростов попросил «Спартак» вернуть долг, когда находился в гораздо худшей ситуации. Не стань «Спартак» чемпионом, занял бы второе или третье место. А Ростов стоял на вылет и в итоге покинул высшую лигу. После этого весь Ростов, и Заваров в частности, «Спартак» ненавидел…"
Это вообще бредовый абзац. СКА из Ростова-на-Дону вылетал в те времена из высшей лиги дважды. В 1981 году, когда сыграл со «Спартаком» 1:1. «Спартак» тогда стал серебряным призером, отстав от чемпиона «Динамо» (Киев) на 7 очков и опередив бронзового призера «Динамо» (Тбилиси) на 4 очка.
СКА, который в тот момент был действующим обладателем Кубка СССР, вылетел из высшей лиги, отчасти, «благодаря» ташкентскому «Пахтакору». Узбеки воспользовались своим правом три года подряд оставаться в высшей лиге, независимо от итогов сезона. Связано это было с тем, что основной состав «Пахтакора» погиб в авиакатастрофе в 1979 году. Но ростовчане, естественно, знали об этом правиле, и сами стали кузнецами своего несчастья, заняв 16-е место. Им не хватило трех очков, которые они потеряли, сыграв вничью с «Кайратом», и проиграв «Нефтчи». В том сезоне, кстати, и Андреев и Гамула и Заваров играли за СКА, а Романцев — за «Спартак».
Остается вопрос — за что Заваров должен был ненавидеть «Спартак»? Если игра 1979 года и была договорной, то он в ней не участвовал, и конкретно ему «спартачи» ничего не были должны. Андреев и Андрющенко, Александр Баркетов и Валерий Гончаров: это квартет тех игроков, который участвовал в обоих сезонах.
Второй вылет СКА из высшей лиги датируется 1985 годом. Но тогда из действующих лиц за ростовскую команду играл только Андреев. Романцев тренировал «Красную Пресню», о чем мы уже написали. То есть, факты со слухами абсолютно не вяжутся, и определить, когда ростовчане пришли к спартаковцам с требованием вернуть должок не представляется возможным.
Сам же Бубнов потом писал. «…Бесков очень хотел видеть в „Спартаке“ Александра Заварова. Сам Заваров тоже был не против перейти к нам из ростовского СКА. Он рассказывал мне, что даже приехал в Москву и думал, что его встретят в аэропорту. Бесков же полагал, что Заваров должен быть счастлив, что его пригласил „Спартак“, и сам добраться до Тарасовки. В итоге никто из „Спартака“ Заварова не встретил, а встретили представители киевского „Динамо“. Вот так он оказался не в „Спартаке“, хотя по манере был чисто спартаковским игроком, а в Киеве».
И как же Заваров собирался перейти в «Спартак», который ненавидел?
11. «…Бесков, который серьезно относился к науке, пригласил было в «Спартак» Юрия Морозова, тренера с научной степенью, одного из тех, кто в составе научной группы института физкультуры разрабатывал систему ТТД. И вот однажды между Бесковым и Морозовым возникли на публике разногласия по поводу тактики. На следующий день Морозова убрали из команды. Он потом успешно работал вместе с Лобановским в сборной СССР и самостоятельно в питерском «Зените»…
Последовательность нарушена напрочь. Морозов работал в «Спартаке» в 1977 году, после чего возглавил ленинградский, а не питерский «Зенит». Именно с ним «Зенит» впервые поднялся на пьедестал почета чемпионата страны, став в 1980 году бронзовым призером. И только потом он начал работать с Лобановским, в сборной СССР 1988 году. И уже в российские времена снова возглавил «Зенит», теперь уже питерский.
12. «…В конце 1988-го-начале 1989 года в „Спартаке“ сложилась уникальная ситуация. Романцев до конца не верил, что его поставят. Когда пошел конфликт, он меня с другим бывшим динамовцем Бокием (а у Бескова мы оба были в черном списке) хотел взять в Орджоникидзе, где он в то время работал и, судя по всему, имел проблемы с обороной»…
Александр Бокий — бывший динамовец? Воспитанник белорусского футбола, играл в московском «Динамо» три сезона, за время которых провел в основном составе 18 матчей. Честно говоря, с ходу трудно припомнить его в том составе москвичей. А вот как игрок «Локомотива» он запомнился, проведя четыре сезона, сыграв за это время 203 матча. Именно оттуда он и перешел в 30 лет в «Спартак».
Бокий, кстати, в какой-то степени уникальный спортсмен. Он стал первым советским футболистом, который противостоял советской же команде в официальном матче. В Кубке УЕФА 1991 года чехословацкая «Сигма» обыграла московское «Торпедо» по сумме двух матчей — 2:0, 0:0. Ее тренировал Карел Брюкнер — будущий наставник сборной Чехии. В составе выступали Радослав Латал и Павел Хапал — будущие серебряные призеры чемпионата Европы 1996 года. А 34-летний Бокий успешно противостоял торпедовцам. Что также говорит в плюс советскому чемпионату, который мог делегировать 34-летних футболистов в основу очень крепких европейских команд.
Кстати, спустя три года, Бокий играл в составе чешской команды УНИКС с Ринатом Билялетдиновым, который перебрался в Чехию из мини-футбольной команды «Сигнал» (Челябинск). Что называется, пути господни неисповедимы.