комментарии 3 в закладки

«Я относился к тем, кто называл Билялетдинова «физруком». Как жить в Улан-Удэ и болеть за «Рубин»

erid:

Вадим Шарифуллин специально приезжал в Казань из Бурятии, откуда он родом, на матч чемпионата страны по футболу «Рубин» — «Ростов». Отец Вадима — болельщик «Рубина» и он привил сыну любовь к казанской команде. В интервью «БИЗНЕС Online» Вадим рассказало том, какие трудности испытывает человек, болея за казанскую команду в тысячах километров от неё.

«НИКОГДА НЕ БЫЛ ЗА ПРЕДЕЛАМИ БУРЯТИИ»

— Вадим, как долго длится твоя поездка?

— Сам путь из Улан-Удэ занял около дня, летел в Казань с пересадкой. Разница между нами пять часов. Так что, когда я прилетел в Москву, на часах было 11:00, а у нас в Бурятии было уже четыре часа дня, хотя вылетал в 11 часов. Потом уже дождался своего рейса до Казани, и дорога пролетела незаметно. В Казани я впервые.

— Для чего же ты приехал в Казань?

— Главным поводом прилететь сюда был «Рубин». Мечтал увидеть вживую игроков и тренеров, прочувствовать эту атмосферу на стадионе. Город тоже хотелось посмотреть. Я лично думаю, что после Улан-Удэ в любой город выйди, и он покажется красивее, но все-таки ваша столица радует глаз.

— С чего вдруг «Рубин»?

— Мой отец — татарин, мать русская. У нас получилась такая рубиновая династия: папа болел за «Рубин», а я последовал за ним. Татарский я, конечно, не знаю: дедушка и бабушка владели им в совершенстве, мой же запас заканчивается на пяти-шести словах. Вышло так, что родители жили в Казани, после переехали в Бурятию. Дедушке по отцовской линии предложили заманчивую работу, поэтому решились на переезд.

— И что же это за особенная работа такая, что можно было сорваться и уехать?

— По-моему, дедушка работал в милиции. Предложили высокую для того времени зарплату. К тому же, дальние родственники жили в Бурятии — вот и решились. Могу сказать, что связь с исторической родиной в Татарстане для меня практически потеряна. Остался только «Рубин».

— Собралась ли вокруг тебя какая-нибудь группа болельщиков?

— Вообще в Бурятии мало болельщиков казанской команды, что ожидаемо. Я провел много времени в социальных сетях в поисках своих единомышленников — нашел только три-четыре болельщика «Рубина». В основном это татары, которые так же переехали. Но есть и русские парни. Может, их философия команды так привлекла — не знаю.

— Нет желания создать в Бурятии фан-клуб «Рубина»?

— Я думал об этом, но найти сподвижников так и не удалось. Ведь большинство болельщиков у нас — взрослые люди. Им уже не до этого, есть семья и работа. Знаю только двух своих ровесников, но какой же фан-клуб может собраться вокруг такого количества людей? Мы раздумывали над тем, чтобы хотя бы в спортбары ходить, но вечно что-то не получалось. Сейчас я уже должен взять всё в свои руки. Всё-таки был в Казани на домашнем матче «Рубина».

— А почему выбрал именно матч против «Ростова»? Заманил бывший тренер Бердыев или что-то другое?

— Разумеется, Бердыев — это весомый аргумент. Тем более, в составе «Ростова» есть экс-игроки «Рубина»: Бухаров, Азмун. Но дело не только в этом. Просто отпуск дали с середины марта до середины апреля, вот и посмотрел, какие матчи будут проходить в этот период.

— Где взял билеты?

— Стоял в очереди у кассы, как и полагается. Увидел этих перекупщиков, которые кричали: «Триста рублей на Восточную трибуну, больше билетов нет!». Но каким-то странным образом именно на восток я и взял билеты, сидел возле ростовчан.

Хочу сказать, что если бы у меня не было никаких знакомых в Казани, то я бы, естественно, не отважился бы поехать в чужой город. Но у меня есть хорошая подруга Раина, которая еще в прошлом году сильно помогла. Я все мечтал приобрести атрибутику «Рубина», а тут, понимаете, такая проблема: интернет-магазин клуба, несмотря на многочисленные обещания, все еще не работает. Пришлось отправить деньги — Раина откликнулась и купила мне все эти шарфы, кружки, флаги и календари. Очень ей благодарен.

— Был ли ты на «Казань Арене»?

— В прошлом году, когда «Рубин» играл на «Казань Арене», мне дали отпуск на двадцать дней. Я еще тогда хотел побывать в Казани, но меня упрекали, мол, куда это ты один поедешь. Я ведь еще никогда не был за пределами Бурятии, а тут нужно было лететь с пересадкой в Москве.

— Стресс серьезный, и не поспоришь.

— Родители долго предлагали оставить эту затею с «Рубином» и Казанью. Но, когда мне дали второй отпуск, я железно сказал: «Сколько уже можно дома сидеть? За столько лет был разве только на Байкале». Так и уговорил, дали добро. Конечно, был вариант поехать в Монголию, но зачем мне Монголия? Я хочу на «Рубин», на свою историческую родину посмотреть.

— В Монголию тебе и на выходных можно при желании побывать!

— Конечно. У нас даже автобусный тур из Бурятии в Монголию организован. На три дня можно съездить. Но все-таки сейчас моя главная мечта — увидеть футболистов на «Казань Арене», этом красавце-стадионе.

«ГДЕ „БАРСА“, А ГДЕ ТВОЙ „РУБИН“?»

— Как болеть за «Рубин», находясь в Улан-Удэ?

— Себя я полноправным фанатом не считаю и по сей день. Был только на одной домашней игре — нахожусь на начальной стадии этакого «мини-фанатика». Трудновато следить, что сказать. Хочется ведь прочувствовать всю атмосферу, увидеть игроков вживую. Вот когда прошел на свою трибуну на матче с «Ростовом», просто глазам своим не поверил! Буквально в десяти метрах от меня бегает Кузьмин, Рыжиков ругает своих одноклубников, кричит им «Соберитесь!». Море эмоций, которых не получить по телевизору.

Раньше, когда не было подписки на «НТВ-Плюс», скачивал записи игр и просматривал. Вся проблема в том, что, если у вас матчи идут вечером, у меня в Бурятии уже ночь. Поэтому не всегда доводится видеть «Рубин» в прямом эфире — с утра нужно рано вставать.

— Но ведь у вас есть свой футбольный клуб в городе. За ним было бы проще наблюдать.

— Есть, называется «Селенга». Команда выступает в третьем дивизионе, собирает какую-то группу болельщиков. Им не столько сама игра важна, сколько сам дух этого «боления», фанатской движухи. Был бы другой клуб у нас на Центральном стадионе в Улан-Удэ, то они ходили бы и на него.

— Первый матч «Рубина», который ты увидел…

— Отец всегда отслеживал, что происходит в Татарстане, и часто смотрел футбол, когда я был студентом. У меня же еще не было особого желания наблюдать за всем действием. Но тут он долго находился, можно сказать, в состоянии экстаза — «Рубин» обыграл «Барселону». Наказал мне скачать матч и пересмотреть. В тот момент я и начал втягиваться в футбол.

— Расстроился ли после ухода Бердыева? Он тебя в футбол, получается, привел.

— Очень! Это же был Алекс Фергюсон местного разлива. Человек довел «Рубин» до титула, пробился из первого дивизиона в Лигу чемпионов, выигрывал с командой у европейских грандов. Жалко, конечно, что Бердыева отстранили от дел в стиле: «Все, до свидания, ты уволен». Не было никакого прощального матча, где и у болельщиков, и у него самого был бы шанс что-то сказать. Долго не мог понять причины его отставки.

— А за какими еще футбольными клубами следишь?

— Вот у нас в Бурятии многие говорят, мол, я болею за «Реал» или «Барселону». Таких я могу назвать лишь «глорами», а они именуют себя «фанатами». Да какие же вы фанаты? Надо хотя бы бывать на домашних матчах команды. А вы сидите дома, смотрите только на Роналду или Месси, а спросить полный состав «Реала» или «Барселоны», так и ответа не последует. Конечно, меня иногда передразнивают, спрашивают: «Где „Реал“ с „Барсой“, а где твой „Рубин“?» Отношусь к таким подколам спокойно.

— Судя по странице «ВКонтакте», одним футболом ты не ограничиваешься.

— Хотел на хоккей сходить, но ближайший матч в Казани я уже не застану. Успел посмотреть на победу волейбольного «Зенита». Игра была упорной. Про волейболистов я не так много знаю — лишь видел по телевизору пару раз, а вот весь состав «Динамо-Казань» выучил назубок. Успел сфотографироваться после игры с Гамовой, Бородаковой, Старцевой. Некоторые волейболистки отказались и прошли мимо, а другие сфотографировались да еще и поблагодарили в ответ на пожелание удачи. Аж радость душевная была.

«БЫЛИ КИТАЙЦЫ, КОТОРЫЕ ВЛАДЕЛИ НОЧНЫМ КЛУБОМ. НЕПЛОХО ТАК ПОДНЯЛИСЬ»

— Приезжая в Казань, все обычно отмечают красивых девушек.

— Я не буду исключением. Сейчас еще весна ведь. Не сказать, что Улан-Удэ в этом плане вам уступает.

— Какие впечатления от Казани?

— Культура здесь выше по сравнению с Бурятией. Люди здороваются, «спасибо» говорят. Взять хотя бы то, как люди дороги переходят. У нас могут и на красный свет перебежать. Машины едут, резко останавливаются, а эти еще начинают ругаться на водителей. Я живу в такой же многонациональной республике — буряты и русские, татары и евреи, китайцы и монголы. Но у нас другой уровень культуры.

- Возникают ли у вас в Бурятии какие-то трения между людьми разных национальностей?

- Все эти дела сильно не афишируются, но не без шероховатостей не обходится. Есть такие люди, которых мы называем «головарами». Это коренные буряты, приехали из деревень. Наглые и борзые, вежливостью не отличаются. У них еще своеобразный, так сказать, акцент с обильными вкраплениями мата. Когда, например, «головары» что-нибудь в кафе отмечают, то иногда хлебнут лишнего и начинаются тёрки с русскими.

- А как вы проводите свой досуг?

- В этом плане мы, думается, немного отстали. В основном люди моего возраста ходят в ночные клубы, но есть и те, кто спортом занимается.

- Какие вида спорта наиболее развиты?

- Конечно же, бухе-барилдаан — наша традиционная бурятская борьба. От татарской отличается тем, что разрешены подножки. Борцов очень много, тренируют их с детства, в основном в деревнях. Иногда посмотришь: сломанные уши-пельмешки, своеобразная походка с расставленными ногами — видать, чтобы подсечку не сделали — все, значит, боец. Летом у нас даже проводится спортивный праздник Эрын гурбан наадан. Там как раз есть три вида спорта: борьба, стрельба из лука и скачки.

Кроме того, достаточно популярен футбол. Полей у нас поменьше, только года три назад начали делать площадки с искусственным газоном. Вот я живу рядом с технологическим университетом — так там до сих пор на нормальный газон не могут деньги выделить, приходится играть на гравии. Но стоит отметить, что все стадионы, которые находятся в расположении больших университетов, бесплатны — приходи и занимайся спортом.

- За счет чего ваш регион развивается?

- На Байкале был свой целлюлозно-бумажный комбинат. Когда шли разговоры, что его закроют, люди заволновались. Чем же им еще заниматься было? Там ведь целые поселения вокруг этого комбината. Для отдалённых городов наподобие Гусиноозерска крупные предприятия — центр жизни.

- Насколько жизнь в Улан-Удэ дорогая?

- Не сказать, что между нашими регионами есть большая разница. У нас что-то подороже, что-то подешевле. Есть китайские рынки с мелкой электроникой, рядом можно и одежду европейских футбольных грандов найти. Видели, наверно, все эти приколы с красно-зелеными шапками с эмблемами «Реала» — вот все это идет оттуда. В плане одежды также сказывается близость с Монголией. Я перестал носить обычные носки зимой — ношу только монгольские верблюжьи носки. В них тепло.

- Байкал для бурятов — священное место?

- Да, особенно для верующих, которые считают нормой посетить Байкал несколько раз за год. Для них это не озеро, а море. Молодежь тоже рвется на Байкал и летом, и зимой. Впрочем, вы и сами все знаете.

- Буддисты — самые спокойные люди в мире?

- Я соглашусь, что буддизм — самая спокойная религия. Но у нас только малая часть буддистов невозмутимы, остальные горячи.

- А что с китайцами?

— Что, что… Эмигрируют на восток, женятся на русских женщинах, берут русские фамилии и вот таким образом «обрусевают». У нас в Бурятии тоже есть много китайцев. Иной раз сядешь в трамвай и слышишь, как они на своем стрекочут. Кто-то этому удивляется, но большинство привыкло к определенной массе китайцев в республике. У нас в городе даже были китайцы, которые владели ночным клубом. Неплохо так поднялись. Порой не отличишь, китаец ли перед тобою стоит или бурят. Определяешь только после того, как человек начинает говорить. У вас, в принципе, всё должно быть так же. Вот взять того же Динияра Билялетдинова или Марата Измайлова — если бы имена не были татарскими, то никто и не узнал бы в них татар.

- Сколько в итоге потратил на поездку в Казань?

- На дорогу туда и обратно ушло 25 тысяч рублей. Хостел в городе обошелся в две с половиной тысячи. Поначалу я боялся там жить — ведь рядом есть другие люди, оставишь вещи в комнате и потом уже их не найдешь. Однако я оказался счастливчиком: у меня ничего не тронули, попались культурные люди.

- Какие сувениры везешь домой?

- Набрал уйму магнитов, купил тюбетейку, даже взял чехол для телефона с изображением Кул-Шарифа. Осталось только попробовать чак-чак. Еще я осуществил свою давнюю мечту: заказал реплику формы Рязанцева в том матче против «Барсы». Чтобы чисто набили фамилию, 15-й номер, был значок Nike. Рязанцев был моим любимым игроком. Если бы он не ушел в «Зенит», то стал бы таким же игроком, как Карадениз.

- Что ждешь от нынешнего «Рубина»?

- Я относился к тем, кто называл нового главного тренера физруком. Была непонятна стратегия. Взяли специалиста из дубля со словами, мол, нужен тренер-татарин. Но сейчас с четвертым местом, прогрессом молодых футболистов, ярким стилем игры пришлось изменить свое мнение. Раньше в основном играли от защиты, а теперь начали выступать искрометно. Есть и надежда на еврокубки. Хотелось бы, чтобы никого не распродали или хотя бы понесли минимальные потери. Вот недавно читал новость, что «Рубин» не собирается продавать летом Портнягина. Не должно быть так, что летом не собираемся, а зимой давайте продадим, как по традиции.

Читайте также:

«Барселона» еще приедет в Казань". О чем говорили на встрече «Рубина» с болельщиками

Девушка дня. Алина — подруга вратаря «Амкара» Дмитрия Хомича

Айрат Шамилов
Оценка текста
+
0
-