комментарии 0 в закладки

Валерий Измайлов: «В Казани надо проводить сбор за сбором, если хочешь получить хороший результат»

erid:

В спортивном комплексе «Буревестник» завершились тренировки сборной Санкт-Петербурга по плаванию. Тренер плавательной дружины Валерий Измайлов уже второй раз привозил в Казань своих подопечных, так как уверен в том, что комплекс услуг, предоставляемых в столице Татарстана по тренировкам на воде и в зале, проживанию, питанию и даже культурному времяпровождению, отвечает всем необходимым требованиям. Ставки на сезон очень высоки. Удачное выступление на чемпионате России откроет путь для каждого своё: участие в домашнем чемпионате мира, летней Универсиаде и юниорском первенстве Европы.

ЗДЕСЬ МОЖНО И ПОТРЕНИРОВАТЬСЯ, И ВОССТАНОВИТЬСЯ И ОТДОХНУТЬ

— Валерий Альбертович, что привело вас в Казань?

— Мы приезжали на сбор для работы над функциональной подготовкой. В составе группы из 15 спортсменов — члены основного и юниорского состава сборной России, которые готовятся к чемпионату России, намеченному на конец апреля. Среди участников нашей группы наиболее известен любителям спорта спинист Андрей Шабасов, и Дарья Устинова (На главной фотографии. — Прим. ред.)

— Устиновых в сборной России две.

— Да, и обе Дарьи, однофамилицы и тезки, да еще и почти ровесницы. Только у нас уроженка Питера, а еще есть еще уроженка Екатеринбурга. Это лидеры нашей группы, у которых есть большие шансы выполнить все нормативы, необходимые для выступления на местном чемпионате мира. Что касается, выбора Казани, то он обусловлен тем, что комплекс представляемых условий для тренировок соответствует всем необходимым нормам. А именно: у нас двухразовые тренировки на воде по два часа, что нормально. Помимо этого, есть три зала, в которых можно работать над повышением физической готовности на суше. Условия проживания в Деревне Универсиады нас вполне устраивают. В принципе, я считаю, что здесь надо проводить сбор за сбором, если задумываешься о том, чтобы получить хороший результат.

— Ну, так и происходит. Вы уедете, а на смену прибудет сборная России по плаванию на открытой воде. Что касается ваших занятий, то можно сказать, что здесь можно проводить закрытый цикл тренировок?

— Не совсем так. «Закрытым» он был бы, тренируйся мы где-нибудь в глухомани, горах, деревенской тиши. Здесь закрытость заключается в том, что все необходимое для тренировок, на воде и на суше, а также питания и проживание расположено в шаговой доступности, что позволяет иметь больше времени для восстановления. Надо понимать, что двухнедельные сборы не должны напоминать места заключения, чтобы человек не нагружался еще и психологически. Надо еще и морально разгружаться, и тут Казань также может представить все необходимое. Рядом с Деревней Универсиады есть торговый комплекс, где можно и на шопинг сходить, и кино посмотреть.

«ПОНАЧАЛУ СПОРТСМЕНЫ ЖАЛОВАЛИСЬ, ЧТО ИМ «НЕ ПЛЫВЕТСЯ»

— Задача привыкания к бассейну у вас не может стоять, потому, что на чемпионате мира пловцы будут соревноваться на открытой воде футбольного стадиона «Казань-Арена».

— Но это не значит, что от тренировок в Казани не будет толку и в этом плане. К любому новому бассейну нужно привыкать дня три-четыре. Профессионалы знают, что любая вода имеет свои нюансы: в плотности, мягкости, легкости. На третий-четвертый день приходит привыкание к воде, к примеру, мы только на шестой день работы в «Буревестнике» начали «расплываться» и смогли работать на тренировках на привычных скоростях. А до этого были определенные жалобы на дискомфорт, на то, что «не плывется», «не за что зацепиться».

— Игровики, футболисты, хоккеисты, закладывают функциональную подготовку через беговую подготовку, добавляя физические нагрузки. Как тренируются пловцы?

— У нас работа над «функционалом» построена через «воду». Чем большие объемы ты проплываешь, в определенной зоне интенсивности, с определенной частотой сердечных сокращений, тем больше растет выносливость. Тем самым, сочетание плавания в больших объемах со средней зоной интенсивности с добавлением скоростной работы, дает возможность хорошо подготовить спортсмена в функциональном плане. После Казани у нас будет еще один цикл двухнедельных сборов, после чего стартуем на чемпионате России в Москве.

— Ленинградская школа плавания гремела в Советском Союзе. Что из себя представляет питерская плавательная школа?

— Это, помимо названных мной свыше спортсменов, еще Вероника Попова, Евгений Логунов, Александр Сухоруков, Олег Тихобаев, из молодежи могут отметить Кирилла Пригоду.

— Его отец, по-моему, родом из Куйбышева, ныне Самара.

— Да, вы правы. А мама — известная в прошлом ленинградская пловчиха Елена Волкова. Вот в городе на Неве и обосновалась плавательная династия, и сын теперь представляет Санкт-Петербург. Это результат работы последних лет. Потому, что в 90-е годы тяжелее пришлось, как ни странно признанным плавательным центрам. Там работали опытные наставники, которые ушли, потому, что были востребованы, прежде всего, за границей. Либо тренеры вообще уходили «с бортика», потому, что в российском плавании не было возможности прокормить семью. Знаю это по своему опыту, потому, что мне пришлось работать в иных сферах деятельности, в том числе, в торговле. Но я сумел совместить эту деятельность с тренерской, и «с бортика» не уходил. Кстати, не жалею, что так получилось. Потому, что нельзя купить олимпийскую медаль, ее можно только завоевать. К чему мы сейчас и стремимся.

Вернусь к моему вопросу, что сейчас представляет собой питерская плавательная школа?

— По лучшим ученикам я ответил, что касается инфраструктуры, то у нас с успехом прошла компания по строительству ФОКов, физкультурно-оздоровительных комплексов, в каждом из которых есть свой бассейн. Люди сейчас имеют прекрасную возможность ходить в бассейны, потому, что они находятся в микрорайонах, а не ездить, как это бывало ранее, через весь город в два-три бассейна, потому, что больше просто негде плавать. В каждом из ФОКов у нас созданы, пусть и небольшие, но детско-юношеские школы, и на город их сейчас можно насчитать полтора десятка. Понятно, что среди них выделяются какие-то, как «Экран», гремевший еще при советской поре, или недавно созданная «Комета». Но, в целом, можно говорить о конкурентоспособности школ. Тут и оздоровительный эффект присутствует, и спортивный, надеюсь, потому, что я знаю много молодых тренеров, которые пришли в бассейны с огромным желанием работать. В целом, я представляю, что это тенденция пошла по всей России.

«ДОМАШНИЕ СОРЕВНОВАНИЯ ВСЕГДА ПРИВЛЕКАЮТ БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСА»

— Вас не удивило, что именно Казань получила право принимать водный чемпионат, хотя, до недавнего времени, не могла похвастать уровнем серьезным развития плавания?

— После Универсиады Казань готова принимать что угодно, вплоть до летней Олимпиады. И именно уровнем инфраструктуры определяется готовность регионов становиться хозяева крупных соревнований, а не уровнем развития того или иного вида спорта. И в Казани пловцы подтянутся, после того, как город получил такое количество бассейнов.


�змайлов.jpg

Валерий Измайлов на сборах делает селфи с подопечными


Другой вопрос, что пока катастрофически не хватает тренеров. В частности, я знаю, что в огромной Казани проблему недостатка тренеров по плаванию начали решать путем приглашения наставников из Белгорода, Барнаула. Теперь будем следить за дальнейшим развитием. Потому, что тренеры — предмет штучный. За год, за два ты не станешь хорошим наставником, четко понимающим, как надо добиваться результата. Потом, одного твоего умения может не хватить, необходимо еще и стремление ученика. И на все про все надо потратить лет десять, чтобы из ничего сделать нечто. Кто готов ждать столько времени? Помимо того, я вижу недостаток в обучении студентов на спорткафедра в том, что там не привлекают к процессу обучения действующих тренеров. Начитывают учебный материал, а практиков, как таковых, нет. Во всяком случае, я говорю о тех вузах, в которых знаю, как выстроена работа.

И, наконец, заканчивает обучение, к примеру, студент спортинститута, и начинает прикидывать — где ему выгоднее приложить свои усилия. И получается, что проще уйти в фитнес-центры, или на административную работу. При этом на группах обучения плавания ты можешь заработать 50 тысяч рублей, а оклад тренера будет в 30 тысяч. При этом от тебя требуют результат. А на группах его не требуют, идет себе какой-то процесс, и ладно. Хотя, никто не спорит, что это социально значимая задача, и ею тоже кто-то должен заниматься.

— Чемпионат мира в Казани будет уникален тем, что совместит два турнира: среди профессионалов и среди ветеранов, которые будут участвовать в «Мастерс». Предполагаю, что среди последних будет много тренеров по плаванию. Вы не собираетесь стартовать?

— Нет, с моим интенсивным графиком работы не остается времени для полноценной подготовки к соревнованиям. Слышал, что в «Мастерс» готовятся участвовать ВИП-персоны России и Татарстана, но, предполагаю, что участие будет в показательных заплывах, а не в основной сетке. Там готовятся участвовать многие мои друзья, с которыми мы вместе соревновались ранее, отошедшие от плавания, как формы деятельности, но продолжающие тренироваться и стартовать на подобных турнирах.

Что касается уникальности казанского ЧМ, то для меня оно, прежде всего, состоит в том, что турнир такого масштаба пройдет в России. Когда Олимпиады, чемпионаты проходят где-то далеко, за тридевять земель, за ними и наблюдаешь краем глаза. А тут стартуют у тебя на родине, интерес вырастает в разы, что и доказали, собственно, летняя Универсиада-2013 и зимняя Олимпиада-2014. Помимо зрительского интереса, я думаю, от казанского чемпионата стоит ожидать хороших результатов в воде. У нас сейчас к старту подходит хорошая команда пловцов, выращенная, буквально, в последние годы.

Джаудат Абдуллин
Оценка текста
+
0
-