erid:
Сегодня в 20:00 в казанском «Баскет-холле» стартует четвертьфинальная серия Кубка Европы между казанским УНИКСом и краснодарским «Локомотивом». Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» отмечает, что казанцы столкнутся с новаторским игровым рисунком железнодорожников, и формулирует главный вопрос серии, которая будет самой значимой для УНИКСа в этом году.
БЕЗ ЦЕНТРА
Есть в баскетболе такая позиция, как центровой. В вашей голове это либо высокий атлет, деморализующей чередой обманных движений, либо бочкаподобный громила, который настолько огромен, что на нем остается только фолить, либо, если мы говорим о наших широтах, неуклюжий дядя с координацией медведя. Так вот, существует бесчисленное количество вариаций центрового, но в краснодарском «Локомотиве» нет ни одной из них.
Пока за океаном утверждается плеяда маленьких игроков, а с кризисом позиции пятого номера еще не успели разобраться, в Европе проблем с большими игроками не испытывают. По крайней мере, на уровне Еврокубка. Иметь у себя в составе того самого высокого дядю с координацией медведя — что-то вроде клише для менеджеров. Пускай центровой, берущий, прежде всего, своим размером, а не навыками, толком и не может играть против 60% команд-соперников с юркой передней линией, но зато есть на всякий случай.
В свою очередь, самая успешная команда Еврокубка «Локомотив» задает следующий тренд: вам не нужен классический центровой, чтобы побеждать.
ОСУЩЕСТВИТЬ ЗАДУМАННОЕ
Кто такой Энтони Рэндольф? Экс-игрок НБА, чьи 12,7 очков в среднем составляют 16% от общекомандных в Еврокубке. В экспрессе «Локомотива» Рэндольф номинально является центровым, но, повторимся, номинально. На скрин-шоте ниже это баскетболист ростом 211 см (Энтони выше всех в команде), который располагается за шесть метров от кольца.
Желание Сергея Базаревича привить реактивный ход игровому рисунку «Локо» иногда достигает безумства. В понимании обычных людей должно происходить обратное: самые высокие — поближе к кольцу, более низкие — подальше от кольца… Но приведенная выше ситуация, скорее, является исключением — перейдем к закономерностям. Их две.
Обычно «Локомотив» играет так, что под кольцом нет ни одного баскетболиста в красно-белой форме. Это позволяет прорываться в «краску» любому игроку в любом моменте, и, в общем-то, иногда кажется, что белый полукруг в трехсекундной зоне является ритуальным и заходить в его пределы Рэндольфу нельзя. Даже разыгрывая пик-н-ролл или пытаясь разыграть пик-н-ролл, Энтони все равно уходит в сторону, чтобы получить мяч и бросить с дальней.
Второй особенностью предстают быстрые отрывы, из-за которых «Локомотив» страшатся. На данный момент не существует совершенно точного определения, так что условимся, что когда один игрок совершает перехват, делает подбор, получает дальний пас и оказывается у вражеского кольца в тот момент, когда большинство одноклубников плетутся сзади, то это быстрый отрыв.
Никаких официальных статистических данных по этому показателю на сайте Еврокубка не имеется, поэтому «БИЗНЕС Online» пришлось считать самостоятельно. В первом матче 1/8 финала против «Брозе Баскетс» «Локомотив» оказывался в ситуациях быстрого отрыва лишь пять раз, набрав в них только семь из своих 78 очков — такое малое количество прорывов объясняется тем, что «Брозе» пытался ухватиться за последний шанс во второй половине. Самым интересным же является то, что все пять отрывов были организованы, когда на площадке присутствовал Рэндольф.
Оно и верно: команде легче играть в быстрый баскетбол, когда игра строится вокруг «большого», внутри которого скрывается второй номер. Чтобы обежать половину площадки, Рэндольфу требуется примерно семь шагов, а, например, другому форварду «Локомотива» Ричарду Хендриксу на один-два больше. Когда кто-либо из задней линии «Локо» устремляется вперед, Энтони обычно успевает принять участие в атаке в отличие от Хендрикса.
ИГРА С ЦЕНТРОВЫМ? НЕТ, ПОКАЗАЛОСЬ
Вот только Рэндольф, которому «Локомотив» обязан своей маневренной игрой, не будет играть против УНИКСа — американец испытывал проблемы с голеностопом еще в ответной игре против «Брозе». Означает ли это, что концепция Базаревича «к черту центрового!» каким-то образом изменилась?
В ответном матче против «Брозе» в стартовом составе вместо Рэндольфа вышел Алексей Жуканенко. Из всех в составе «Локомотива» Жуканенко больше всех подходит под описание центрового: любит потолкаться, умеет играть в лоу-посте, хотя и не хочет. Однако может ли считаться пятым номером человек, который из своих пяти бросков четыре выбрасывает с трехочковой дуги? Вряд ли.
Из восьми быстрых отрывов во втором матче «Локо» — «Брозе» шесть случились, когда на паркете присутствовал Жуканенко. В двух из них он принял участие лично. Добавьте к этому то, что игрок любит решать вопросы с дальних дистанций (если россиянин открытым получает мяч на «трехе», то следует бросок без какого-либо обыгрыша), и выйдет, что «Локомотив» играет еще быстрее с Жуканенко, нежели с Рэндольфом. Собственно, Жуканенко и есть та причина, по которой с потерей Рэндольфа для УНИКСа в четвертьфинале ничего не должно измениться. Алексей практически идеально восполняет пробел, также сторонясь в атаке трехсекундной зоны.
Главный вопрос серии можно сформулировать так: будет ли предстоящая игра в «Баскет-холле» такой же резвой, как первый поединок между казанской и краснодарской командами в Единой лиге ВТБ (72:74), или же он будет таким же тягучим, вязким и упертым, как вторая встреча (50:60)? В первом случае большим фактором успеха «Локо» будет именно игра Жуканенко, а во втором — форварда Хендрикса, который славится борьбой под кольцом, замедляя игру железнодорожников. Одно можно сказать точно: при любых раскладах главным словом четвертьфинальной серии будет «скорость».
Читайте также:
Евгений Пашутин: «В серии с „Локомотивом“ УНИКС должен доказать свою значимость»
Ольга Ахсанова: «У УНИКСа нет приоритетных турниров»
Павел Антипов: «Будет приятно стать кем-то вроде Петра Самойленко для УНИКСа»
«Чебурашка?! Да это же гремлин!» Русский быт и легионеры УНИКСа