erid:
Накануне легендарный вратарь «Сан-Хосе» и сборной России Евгений Набоков завершил профессиональную карьеру. Благодаря решению генерального менеджера «акул» Дага Уилсона, заключившего символичную сделку с «Тампой», где ранее играл Набоков, чемпион мира-2008 красиво ушел из хоккея, как игрок родной для него заокеанской команды. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» объясняет, почему Набоков оказался не нужен НХЛ и что общего он имеет с двухкратным олимпийским чемпионом Мартином Бродером.
КОНЕЦ ЭПОХИ
За неполный месяц сразу два легендарных вратаря НХЛ приняли решение о завершении карьеры. Одновременно с этим они закончили целую эру — эру стиля стэнд-ап. Мартин Бродер и Евгений Набоков — игроки старой школы, которые до последних матчей использовали морально устаревшую, но временами всё же действующую высокую стойку с сомкнутыми щитками. Такой стиль предполагает перемещение только на коньках, ни о каких скольжениях на щитках не может быть и речи, а колени задействуются только в экстренных случаях. Большую часть сэйвов вратарь-«стэндапер» делает благодаря молниеносной реакции и выбору позиции, поэтому чаще всего его действия выглядят абсурдно, но крайне эффектно. Но теперь НХЛ в этом всём не нуждается, да и вряд ли вообще где-нибудь в мире появится ещё один голкипер, не опускающийся на колени.
Главная проблема Набокова и Бродера в том, что они больше не успевали реагировать на угрозы своим воротам. И дело не в возросших скоростях, что тоже фактор, а в возрасте вратарей — 39-летний россиянин и 42-летний канадец не могли не испытывать проблем с реакцией после 20 лет карьеры. Тот же Набоков год назад признавался, что физически ему становится тяжелее играть и для поддержания формы он принимает восстанавливающие препараты. Невероятно энергозатратный хоккей с постоянными прыжками вверх-вниз вымотает и молодого игрока, что уж говорить о старожилах лиги. Проблемой чуть значимее стала невозможность перестроиться под постоянно меняющийся и развивающийся хоккей. За последние десять лет Набоков и Бродер очень сильно изменились. Они следовали каким-то общим трендам, а канадец и вовсе развивал собственную систему игры.
В доказательство этому служат даже хайлайты матчей сборных. Сложно представить, чтобы Бродер пропустил такую шайбу в финале Кубка Стэнли-2012.
А нынешняя сборная Канады не смогла бы забросить пятую шайбу в ворота Набокова, не закрывающего ближние углы и вжимающегося во вратарскую с открытым «домиком». Тогда многое было по-другому, но многое и изменилось кардинально, а вратари в своей сути остались прежними.
ИЗМЕНЕНИЯ НЕ ПОМОГАЮТ
В «Айлендерс» Набоков стал пассивнее играть в ближних углах — он не стесняясь садился на щитки, высматривал шайбу, опускал плечи и вообще выглядел как современный голкипер лет 25-ти. Однако всё это было для голкипера настолько чужеродным. Несмотря на свой большой опыт, он терялся в простых ситуациях и уже не мог реагировать на броски в дальние углы, как раньше. То, что закладывалось в голову более тридцати лет, нельзя забыть за пару сезонов, и логично, что ни один из вратарей с этим справиться не смог. А их основной стиль имел уж очень много изъянов — это и открытые нижние углы ворот, и «домик», и медленное перемещение, низкая мобильность, глубокая посадка во вратарскую. Все эти вещи давали слишком много свободы полевым игрокам, забить им становилось проще.
И, как ни странно, часто нелогичная и суетливая с виду система таких «старых» вратарей оказывалась очень предсказуемой для соперника. На Олимпиаде в Ванкувере сборная США на групповом этапе специально готовилась к встрече с Бродером и Тим Томас во время тренировки на себе показывал партнёрам типичные действия и уязвимые места своего канадского коллеги. Это стало такой большой проблемой для Канады, что в плей-офф их основным вратарём стал уже Роберто Луонго. Для других соперников вряд ли было проблемно выявить слабые места Евгения Набокова.
В этом сезоне россиянин уж очень часто ошибался с выбором дистанции — вкатывался в ворота и открывал углы, либо наоборот выкатывался и снова ошибался, не успевая реагировать на бросок на средней высоте. «Баттерфляй», если его правильно применять, позволяет в растяжке отражать шайбы, изначально летящие мимо голкипера. Уже в базовой стойке руки расположены так, что для контакта с шайбой им нужно всего лишь двигаться по горизонтали. «Стэнд-ап» лишает такой возможности, потому что h15 (профессиональный термин, обозначающий среднюю высоту), занята коленями.
Долгое время репутация высокой стойки в НХЛ держалась на имени Бродера. Не исключено, что именно его уход спровоцировал и окончательную потерю веры в Набокова, который вряд ли бы смог дать что-то «Тампе», особенно когда в резерве клуба есть прогрессивный Андрей Василевский. Стиль «стэнд-ап», которого придерживались Жак Плант и Владислав Третьяк, покинул НХЛ в 2015 году вместе с великими вратарями и уже никогда туда вернётся.
Фото: sjsharks.com.
Читайте также:
Евгений Набоков: «Единственное, чего мне не хватает, — это Кубок Стэнли»
НХЛ. Набоков произвёл символическое вбрасывание в матче «Сан-Хосе» — «Вашингтон» (ВИДЕО)
Мартин Бродер: «Самые сложные броски у русских форвардов — Ковальчука, Семина, Тарасенко»