erid:
В воскресенье завершился очередной розыгрыш Кубка африканских наций. Сказать, что это событие держало в напряжении на протяжении нескольких недель весь футбольный мир — конечно, погрешить против истины. Уверен, что даже финальный матч между бесспорно сильнейшими командами черного континента — Ганой и Кот-д'Ивуаром у любителей спорта № 1 шел на третьем месте после параллельно идущих блокбастеров ПСЖ — «Лион» и «Атлетико» — «Барселона». И только досмотрев эти поединки фанаты-полуночники смогли переключить каналы и почувствовать весь градус борьбы за звание чемпиона Африки в бесконечной серии пенальти.
Увы, яркий и сочный экваториальный футбол, дошедший до своего апогея к четвертьфиналам, умер за десять минут до окончания второго полуфинала между хозяевами турнира Экваториальной Гвинеей и Ганой. К тому времени «дети капитана Гранта» вели три мяча и всем все было ясно. Всем, кроме болельщиков хозяев, забросавших поклонников «черных звезд» бутылками и всякой дрянью. После чего несчастные фанаты братьев Айю вынуждены были, подобно «виражистам» Петровского в памятном матче с московскими динамовцами подойти вплотную к полю и искать у футболистов и полиции защиты от соседей по трибуне. Конечно, в отличие от «Невского фронта», болельщики из Ганы люди цивилизованные, на поле они не прорвались, они всего лишь, повторюсь, искали защиты.
Задержка матча затянулась на целый час. Никто не мог навести порядок — ни местная полиция, ни важные чиновники, которых игроки, говоря откровенно, просто посылали, ни даже вертолет, барражировавший в опасной близости от трибун. В итоге матч кое-как доиграли, ганских фанов спрятали от разъяренной толпы где-то в подтрибунных помещениях. Но, что самое печальное, этот инцидент означал на этом чемпионате смерть футбола. В матчах за бронзу и за золото не было забито ни одного мяча, игры, как таковой, тоже не было и концовка самобытного и яркого турнира стала абсолютно похожей на скучнейшие финальные игры последних ЧМ и Евро.
Африканские болельщики, что на континентальных первенствах, что на ЧМ-2010 отличались танцами, плясками, звуками там-тамов и вувузел, но никогда — агрессией. Агрессия всегда была уделом европейских и южноамериканских арен и людей, которые на этих аренах населяют фанатские сектора. Теперь в одночасье футбольная Африка лишилась своей самобытности, а футбол показал, что для него практически не осталось территорий, где он способен не разъединять, а объединять людей. Такое впечатление, что дрон с флагом провокационного содержания, запущенный в минувшем октябре на матче Сербия — Албания в Белграде приземлился в феврале уже нынешнего года на стадионе гвинейского города Малабо. Остается надеяться, что африканцы проанализируют этот вопиющий эпизод и повторения не случится.
Что касается результатов турнира, то все по делу. «Слоны» и «черные звезды» на этом чемпионате были выше всех остальных по уровню организации, тактическому мастерству, классу исполнителей, количеству звезд в составах. Команда Эрве Ренара, ставшего первым тренером, взявшим черное золото с двумя различными сборными (еще была Замбия-2012) завоевала свой второй титул, причем в первый раз в 1992 году в финальном матче одолела… Гану и также по пенальти. Коло Туре, его брат Яя, 36-летний вратарь-герой серии 11-метровых Бубакар Барри выстрадали этот успех для Кот-д'Ивуара. Жаль не дотянул до него Дрогба, но, как вы знаете, «уходя уходи». Что касается Ганы, то у «черных звёзд» и без этого три африканских титула и время молодежных чемпионов мира-2009 еще впереди. А Авраам Грант, в отличие от коллеги Ренара, впервые соприкоснувшийся с Африкой, может гордиться своим дебютом и своей чудесной командой.
Не знаю, почему дал такой печальный заголовок к материалу. Скорее всего от грусти, нахлынувшей после окончания КАН-2015. Да нет, конечно же, футбол, родившийся на черном континенте, не умер. В Африке вообще никто и ничто не умирает, просто идет бесконечный процесс… нет, не пенальти, а реинкарнаций. А это значит, что футбол там будет жить!
Читайте также:
Марокко исключили из Кубка Африки
Федерация футбола Экваториальной Гвинеи оштрафована на 100 тысяч долларов