erid:
В Стокгольме завершился чемпионат Европы по фигурному катанию. Бронзовую медаль в парном катании завоевала воспитанница казанской школы Евгения Тарасова в паре с москвичом Владимиром Морозовым. Этот успех мог бы стать первой серьезной победой Казани на профессиональном уровне в фигурном катании. Увы, но республика сама отказалась от спортсменки мирового уровня — реальной претендентки на медали в олимпийском Пхенчхане.
НАСЛЕДНИЦА ПО ПРЯМОЙ
История фигурного катания Казани практически полностью связана с именем Геннадия Тарасова. Именно он подготовил для мирового фигурного катания такую суперзвезду, как Александр Фадеев. Правда, казанцем и учеником Тарасова Фадеев считался только до 16 лет, когда выиграл юниорский чемпионат мира. А дебют на взрослом, послеолимпийском чемпионате мира 1980 года, был связан с Москвой, куда он переехал, и великим тренером Станиславом Жуком, который начал работать с Фадеевым. Кстати, как отголосок из прошлого: школу ЦСКА по фигурному катанию назвали в честь Жука. Что касается Фадеева, то он в начале января отметил день рождения в Америке, где живет уже 25 лет.
А его наставник, Геннадий Сергеевич, поработав с младшим Фадеевым — Артемом, со своей дочерью Елизаветой, которая сейчас катается в составе команды по синхронному катанию «Идель», долго-долго ждал новую звезду. И она нашлась в лице одиночницы Евгении Тарасовой. Сразу оговоримся, что это однофамилица. В четыре года она попала в группу Тарасова, и занималась у него до 11 лет, до 2005 года, когда ее наставник ушел из жизни. После чего Тарасова перешла в группу другого маститого казанского тренера Вячеслава Головлева, и до 16 лет соревновалась в ней. Самым успешным по результатам был сезон 2008 года, когда юная Женя заняла седьмое место на первенстве России. Между прочим, опередив, не кого-нибудь, а Елизавету Туктамышеву (девятое место) и Аделину Сотникову (десятое место). Проблема только была в том, что будущие звезды одиночного фигурного катания были на два года моложе Тарасовой, и бурно прогрессировали. Уже на следующий год они вдвоем возглавили таблицу первенства России, а Тарасова, практически с теми же оценками, переместилась на восьмое место. А еще через год, потеряв около 12 баллов, и вовсе скатилась на 14-е место. Тогда, в 2010, кстати, победительницей первенства России стала 13-летняя Юлия Липницкая. А 16-летняя Тарасова поменяла все в один момент. И место жительства, и дисциплину, перейдя в парное катание.
КОГДА «ФИНТ УШАМИ» ЛУЧШЕ, ЧЕМ ТРОЙНОЙ ТУЛУП
В 16 лет Тарасова попала в группу к Нине Мозер. Это сейчас Нина Михайловна прославленный тренер, наставник двух пар олимпийских чемпионов Татьяны Волосожар — Максим Траньков, и Ксении Столбовой — Федора Климова, а тогда у Мозер только начала формироваться группа в стенах московского спортивного клуба «Вдохновение». Под ее руководством работал тренер Андрей Хекало, и он начал опекать созданную пару Тарасова — Егор Чудин. 16-летняя одиночница встала в пару к 22-летнему экс-самарцу, который уже имел опыт выступления в парном катании, и это решение Тарасовой сменить спортивную дисциплину оправдалось со временем на все сто. Если сейчас посмотреть на более успешных соперниц Тарасовой по одиночному катанию, то Катарина Гербольдт и Софья Бирюкова также решили продолжить свои карьеры в парном катании. Но, по-видимому, опоздали с этим переходом. Полина Шелепень, не увидев перспектив, ушла на тренерскую работу до достижения 20 лет. Ксения Макарова, скорее всего, закончила со спортом. И даже тот факт, что союз Тарасовой с Чудиным продлился недолго, так как ее партнер решил связать свою жизнь с ледовым шоу, не омрачил впечатления от правильности выбора Тарасовой с переходом в парное катание. Больших успехов пара не добивалась, дважды попадая на пьедестал почета Кубка России, но уровень соревнований нельзя назвать очень серьезным. Кстати, оба раза на тех соревнованиях первенствовала Гербольдт, ставшая в пару с Александром Энбертом.
С 2012 года 18-летняя Тарасова стала кататься с новым партнером — 20-летним Владимиром Морозовым. Уроженец немецкого Потсдама, тоже имел определенный опыт в парном катании, попробовав свои силы уже с двумя партнершами. То, что пара «самое то», стало понятно достаточно быстро. Они стали вторыми на первенстве России, отобрались на юниорский чемпионат мира, где финишировали пятыми. Через год Тарасова — Морозов выиграли юниорское первенство страны, и стали вторыми на юниорском «мире» и Универсиаде. На Универсиаде их опереди соотечественники Столбова — Климов, вскоре ставшие олимпийскими чемпионами Сочи, а на чемпионате мира выше оказалась китайская пара Юй Сяоюй — Цзинь Ян.
ТОЛЬКО ВПЕРЕД!
Если посмотреть на участников тех чемпионатов, то уже ряд пар успели расстаться, несмотря на юный возраст. Немка Анабелла Прельс уже не катается за Германию с бельгийцем Рубеном Бломмаэртом. Бронзовые призеры того чемпионата Маргарет Пурди — Майкл Маринаро сейчас соперники друг друга. Маринаро катается с Кирстен Мур-Тауэрс. Наконец, российская пара Василиса Даванкова — Андрей Депутат с начала сезона катаются с разными партнерами. Эта ремарка необходима для того, чтобы понять, что, в целом, ничего не вечно под луной, и оценить поступательность движения Тарасовой — Морозова. Многие их конкуренты, как по национальной сборной, так и на мировой арене фигурного катания заявляли о себе с 16 лет, когда Тарасова только встала в пару. Но потом следовала, как говорят в шахматах, потеря темпа, в то время, как Тара — Моро старательно карабкаются вверх. У них нет времени на раскачку, у них нет права на ошибку. Только вперед! Тем более, что момент весьма удачный. Юко Кавагути — Александр Смирнов, которых Тарасова с Морозовым впервые опередили на чемпионате России, очень возрастные. Особенно это касается 33-летней партнерши. Лидеры предыдущего олимпийского цикла Татьяна Волосожар — Максим Траньков пропустят весь спортивный год. А к Олимпиаде-2018 против них будет такой безжалостный фактор, как возраст: 31 год партнерше, 34 — партнеру.
То же самое можно сказать по отношению к лидерам нынешнего сезона в парном катании Меган Дюамель — Эрику Редфорду. Им, и сразу трем китайским дуэтам, Тарасова — Морозов объективно уступали на старте сезона. Помочь в достижении этой цели, в тренерскую группу к Хекало и призван новый наставник группы Робин Шолковы, работая с которым пара достигла очевидного прогресса. Следующая цель — «мир». О попадании в шестерку лучших по его итогам, можно начинать задумываться прямо сейчас.
Но, следует понимать, что главным соперником казанско-московской пары являются они сами. Избежать срывов, подобных тем, что были на чемпионате России 2014 года, когда они пара финишировала восьмой, провалив произвольную программу… В произвольной программе на московском этапе Гран-при 2014 года. Откатай ее удачно, и стартовали бы Тарасова — Морозов на финале Гран-при. Наконец, в короткой программе нынешнего чемпионата Европы, после которой пара уступала не только соотечественникам Столбовой — Климову и Кавагути — Смирнову, но и сразу двум иностранным и интернациональным дуэтам. Англичанке Ванессе Джеймс, катающейся за Францию с местным фигуристом Морганом Сипре. И вновь созданному дуэту из Италии, в котором неаполитанка Валентина Маркеи катается с чехом Ондржеем Готареком. Маркеи, кстати, тоже была серебряным призером прошлогодней Универсиады, как Тарасова, только выступая тогда в качестве одиночницы (!). А сейчас заменила в паре соотечественницу Стефанию Бертон, ушедшую из спорта.
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ — СПОРТ МУЖЕСТВЕННЫХ
Соперники, что неожиданно, были безошибочны в своих коротких программах, чего не скажешь о Тарасовой и Морозове, которым не удался выброс. Более того, выброс не удался им и на раскатке перед стартом произвольной программы. Тарасова, упав, влетела в борт, и, что страшнее, как-то неудачно подвернула ногу. Закралось подозрение, что она повредила колено. Так оно или нет, подтвердит только детальный медицинский осмотр, а болельщики на трибунах и телезрители увидели другое. Прекрасный прокат, который позволил российской паре подняться на третье итоговое место.
В качестве ремарки. Нынешний сезон в фигурном катании проходит под знаком… мужественности. Этот «тренд» задали два азиата Юдзуру Ханью из Японии и китаец Янь Хань. Выходить на красный от крови лед, сразу после столкновения, как это было на Гран-при в Китае, это достойно уважения. Одним из незаметных героев шведского чемпионата Европы можно назвать англичанина Филиппа Харриса. Он упал с прыжка, всей массой тела навалившись на руку, скорее всего, сломав запястье, и… откатал произвольную программу до конца. Теперь Тарасова… Отдельным представителям одного вида спорта, которые с душераздирающим криком валятся на траву, после дуновения ветерка, стоило бы посмотреть телетрансляции с фигурного катания.
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ:
Елена Тарасова, вдова первого наставника Евгении Тарасовой, в прошлом заместитель директора казанской РСДЮСШОР по фигурному катанию:
— Очень рада за Женечку, которую я знаю буквально с момента ее прихода в нашу школу фигурного катания. Она из очень скромной семьи, мама одна воспитывала Женю и ее сестру-погодка. Мама и привела Женю к нам в спортшколу, а потом отдала много сил, чтобы водить дочку на тренировки, приезжая из поселка Дербышки. Жители Казани представляют какие расстояния разделяют наш дворец спорта и этот поселок на окраине города.
Как ни странно, но это обстоятельство, в какой-то мере, помогало Жене на первых порах. Она, после тренировки у моего супруга Геннадия Сергеевича, задерживалась во дворце, и Тарасов начал привлекать ее к дополнительным тренировкам, с другими группами, где выступали более старшие ученики. Кстати, долгое время их считали родственниками, полагая, что Женечка дочь Геннадия Сергеевича. Так ошибался даже наш бывший министр спорта Марат Бариев. Женечка и Геннадий Сергеевич, в шутку, не разуверяли никого, тем более, что наша дочь Лиза тоже занимается фигурным катанием, дружит с Женечкой.
В 2005 году Геннадия Сергеевича не стало, но перед этим произошел запоминающийся эпизод. В Москве прошел чемпионат мира по фигурному катанию, и многие родители наградили своих детей, занимающихся в группе Тарасова, поездкой на этот турнир. Они съездили, вернулись, переполненные впечатлениями, которые обменивались в раздевалке. А 10-летняя Женечка сидела скромно, не вступая в разговор. Финансовые возможности ее семьи не позволяли такие поездки. Увидев это, Геннадий Сергеевич сказал: «Женька, не тужи! Пройдет время, и ты сама будешь участвовать на чемпионате мира!» Получается, как в воду глядел.
За Тарасовой начали «охотиться» с молодого возраста, когда специалисты видели ее перспективы в парном катании. К тогдашнему директору казанской школы Евгению Безменову подходили с предложениями представители знаменитой школы Санкт-Петербурга от Татьяны Москвиной, потом из Москвы от Нины Мозер. Вот с ними мы и начали сотрудничать, и со временем родилась такая красивая пара: Тарасова — Володя Морозов. Они очень подходят друг другу. Скромные, работящие, восприимчивые к тренерским замечаниям. Мне Женя такой и запомнилась по тренировкам: с широко раскрытыми глазами, буквально с открытым ртом слушающая своих тренеров.
С ними мы и обменивались впечатлениями от европейской «бронзы» Женечки. Я созванивалась и с Вячеславом Головлевым, и Татьяной Александровой, которые работали с Женей, после смерти Геннадия Сергеевича, хореографом Аделей Рыбаковой.
Поверить в медали Жени меня заставил их прокат в произвольной программе. Безошибочный, уверенный. Я переживала из-за того, что ребята ошиблись в короткой программе, которую безошибочно выполняли практически весь сезон. Потом было падение Женечки с выброса на разминке, после которого, мне показалось, она получила травму. То ли пах потянула, то ли колено повредила. Но Тарасова с Морозовым были безупречны в произвольной программе, и я уже тогда поверила в то, что они взойдут на пьедестал. И расплакалась от счастья. Потом созвонилась с мамой Жени — Татьяной, и мы вместе вспоминали…
Вазген Азроян, тренер СДЮСШОР по фигурному катанию (Казань):
— Олимпиада в Сочи выхолостила своих триумфаторов. Практически все ее чемпионы переживали нелегкое время, прежде всего, связанное с травмами. И, по существу, это был смотр тех, кто заявляет о себе, как об участниках следующего олимпийского старта в Корее-2018. Одними из них я вижу пару Тарасова — Морозов. Будучи дебютантами европейского первенства, сразу же подняться на пьедестал почета, это дорогого стоит. К сожалению, я лично не знаком с Тарасовой. В то время, когда она каталась за Казань в качестве одиночницы, я работал в Москве, а сейчас, перебравшись на работу в Казань, мы разминулись, так как Тарасова переехала в Москву. Но я видел пару раз ее выступления на соревнованиях, и эта пара произвела на меня хорошее впечатление. В целом, кстати, это отличает весь состав российской сборной: все красивые, фактурные, гармоничные. Подчас в пару ставят людей, которые по антропометрическим данным или по возрасту так различаются, что их язык не поворачивается назвать парой.
Если уж мы коснулись российской сборной, то я выразил бы свое уважение выступлением Юко Кавагути — Александр Смирнов. Вернуться в спорт, после травмы, причем, в возрасте, далеком от юниорского, и снова занять место «в топе», это очень достойно.