erid:
Главный тренер молодёжных команд «Рубина» Юрий Уткульбаев в экслюзивном интервью «БИЗНЕС Online» рассказал о том, как в дубле клуба и «Рубине-2» себя проявляли Игорь Портнягин и Карлос Эдуардо, что случилось с Марко Девичем и Тарасом Бурлаком, а также выразил уверенность в том, что рано или поздно клуб все равно бы пришел к тому, чтобы начать доверять своим кадрам и делать ставку на российских игроков.
«НИКОГДА НЕ СОМНЕВАЛИСЬ, ЧТО У ПОРТНЯГИНА ЕСТЬ СИЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА»
— Юрий, как оцените выступления молодежной команды и «Рубина-2» в этом сезоне? Есть удовлетворение от результата и игры команд?
— Дело это для нас оказалось непривычным. Мы раньше работали и цель у нас была лишь в повышении спортивного мастерства молодых ребят. Особо на результате не заморачивались и давали возможность всем играть. Но тут добавился еще и «Рубин-2», который определенные задачи имеет — быть выше в турнирной таблице.
— Насколько было сложно совмещать две команды с разными задачами?
— Это два разных турнира с разными задачами, но одной большой целью — подготовить футболистов. Мы оставили в обойме тех людей, у которых есть шанс, дали им возможность еще раз себя проявить. Поменяли тактический рисунок и вообще настроены на агрессивную игру, на атакующий футбол. В течение всего сезона «Рубин-2» пытался доминировать, контролировать мяч и играть первым номером, чтобы ребятам стало интересно. Ребята почувствовали и внимание к себе со стороны руководства. Они видят, что если показывать хороший футбол, то можно оказаться в первой команде и это для них становится определенной мотивацией.
— Галиакберов, Сорокин и Ахметов уже оказались в заявке «Рубина». У вас есть какой-то контакт с тренерским штабом клуба, общаетесь ли о тех или иных молодых игроках, советуете кого-то?
— У нас хороший контакт. Тренерский штаб пытается привлекать ребят все чаще, все матчи просматривают и к тренировочному процессу привлекают постоянно. Мы со своей стороны даем информацию об игроках. Слова у нас не расходятся с делами и ребята это видят — они тренируются с основой, попадают в заявку, кто-то уже выходил на поле. Это все их мотивирует и показывает, что не боги горшки обжигают и любой человек может попасть в основу, если будет относиться к работе профессионально и прибавлять в мастерстве. Это никакая не фикция, а реальность.
— Примеры Набиуллина и Ахметова из таких?
— Да, но мы Набиуллина дольше знаем и готовили его дольше — он все-таки воспитанник нашей школы. Есть и примеры, как Ахметов, который тоже в команде, но не так давно и со своей изюминкой. Может быть, в физическом плане ему еще рановато к основе, но если он будет в обойме и будет много работать, то вырастит в хорошего футболиста.
— Не хватало ли вам его в молодежной команде, когда его подтянули в первую команду?
— Нет, это не фатально. Команда из игроков 1997 года рождения стала чемпионом и без него. И если человек достиг какого-то уровня, то не стоит его понижать в уровне. Сейчас Ахметову нужно только вперед шагать. Он может сыграть за молодежку или «Рубин-2», но наверняка ему самому уже это было бы не интересно и он бы чуть сбавил к себе требования. Мы же для этого и работаем, чтобы поднимать футболиста на ступеньку выше.
— Тем не менее, на Портнягине такой шаг назад в «Рубин-2» из первой команды сказался положительно.
— Думаю, что Игорь еще сам в тот момент не знал, чего он хочет и не был готов к конкуренции. И мы просто дали ему возможность поверить в свои силы. Мы никогда не сомневались, что у него есть сильные качества, но ему нужно было понять, что «Рубину» он нужен и он может, может доказать, вернуть те навыки, которые у него были и он в дубле много забивал и раньше. Мы дали ему эту возможность через тренировочный процесс, через игры. Он получил возможность и сыграл, убедив себя и тренеров, что он способен играть на уровне. Думаю, сейчас он счастлив здесь.
«БУРЛАКУ НУЖНО ПЕРЕОСМЫСЛИТЬ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ФУТБОЛУ»
— Когда такого же возвращения на уровень выше ждать от Тараса Бурлака, который сейчас находится в «Рубине-2»?
— Все зависит от футболиста. Он должен нам доказать, что он надежный защитник и не зря привлекался в сборную России. Что он воспринимает обучение, дисциплинированно относится к заданиям и если это все будет, то это сразу будет видно.
— В чем, по-вашему, его проблема?
— Я думаю, что у Тараса есть все данные, чтобы играть на высоком уровне. Бывает, что игроки теряют тонус. И какие-то ошибки не должны выбивать его из колеи, нужно быть мужчиной — собраться и работать. Работа все равно даст свои плоды. Не будем загадывать, но очевидно, что он может заиграть и это просто нужно саккумулировать и выдавать стабильную игру. Как только ты будешь стабилен и надежен, то будешь востребован. Думаю, что у него всё впереди и он должен сам себе доказать, что он может. Это не черная полоса, а такой период, когда нужно подумать, переосмыслить свое отношение. Он оказался чуть не собран и, может быть, думал, что все по накатанной пойдет и сразу все будет хорошо, но бывает, когда надо опуститься на уровень ниже, чтобы понять это. Пример Портнягина и Карлоса Эдуардо это показывает.
— Что случилось с Эдуардо в дубле клуба на старте сезона, что он так поменял отношение к себе и стал лидером основной команды?
— Знаете, есть такое выражение: «Я думал, что я на дне, но снизу постучались». Вот он думал, что все очень плохо: вдобавок к тому, что его не ставили в основу, что он набрал 8 кг лишнего веса, его еще отправили и на перевоспитание в дубль. Но на самом деле это нормальная практика. В основной команде нет времени распыляться на тех игроков, кто не готов, потому что у «Рубина» есть задача — добывать результат. А восстанавливать кого-то, приводить в хорошее состояние там некогда и в том числе для этого служит дубль, где есть тренер по физической подготовке. Карлос в итоге привел себя в порядок. Плюс, у нас обстановка не такая задавленная результатом.
— А правильно ли это? Если не требовать результата от игроков, то расти и выходить на уровень выше, где важен результат, будет тяжелее.
— Есть в этом смысл. Это и ответственность повышает. И мы были на первом месте. Мы всегда стремимся выиграть каждый матч, но мы никогда не ставим себе отметку, на каком месте мы должны быть по итогам сезона. У нас есть здоровые амбиции и всем хочется видеть себя на вершине таблицы. Но зацикливаться на этом и давить результатом на молодых игроков — это не совсем правильно. Они и сами хотят, может быть, больше нас. Но если мы будем их душить результатом, то ошибок в их игре будет больше. Найти баланс тяжело, но если в каких-то моментах получается соблюсти, то это кайф.
— Возвращаясь к игрокам первой команды, которые получали практику в дубле и «Рубине-2», игру Александра Фильцова как оцените?
— Нескольких игр для оценок будет мало. И Нестеренко, и Фильцов за нас сыграли по 2 — 3 игры. Отнеслись нормально к тому, что оказались у нас и старались. Сказать, что какое-то пренебрежение было, нельзя, потому что они сами попросились, чтобы быть в тонусе. Рыжикова — эту глыбу тяжело сдвинуть из наших ворот и, мне кажется, что они должны играть у нас чуть чаще, чтобы в любой момент выйти на поле. Это вариант Бурлака и можно закиснуть, если очень долго сидеть, а когда появляется возможность, ты не можешь себя проявить. Они не зря сюда попали, но должны быть готовы к своему шансу, а не ждать, когда Рыжиков закончит с футболом через 10 лет.
— Насколько мне известно, Марко Девич также в конце сезона оказался в молодежной команде. Расскажите, в каком он был состоянии?
— Девич занимается в общей группе и занимается хорошо. Во всех упражнениях участвует, играет в двусторонке. Проблема в том, что у него была травма и он лечился долгое время. Но перед «Уралом» мы рассматривали вариант, что можем дать ему сыграть за дубль. Но, так как на искусственном поле в Екатеринбурге играть было рискованно, от этой идеи отказались. А до конца первой части сезона не совсем целесообразно было привлекать его к нескольким играм.
— Болельщики «Рубина» переживали по поводу того, что Девич в новом сезоне совсем не играет, строят разные гипотезы на этот счет. Дело было лишь в травме?
— Он был травмирован и не тренировался, у него были проблемы с коленом. Позже он какое-то время тренировался индивидуально с нашим тренером по физподготовке. Команда просто сейчас на ходу и влиться в этот коллектив не так просто. Нужно выходить на поле и тренироваться для этого вместе с командой. Думаю, Девич себя проявит и, наверное, на сборы поедет вместе с первой командой, если руководство решит.
— Расскажите о Руслане Галиакберове, который с недавних пор стал игроком заявки первой команды.
— Это чисто казанский воспитанник, который и в мини-футбол играл и позже попал в «Рубин-2», где неплохо себя проявил и много забивал, съездил в Нижнекамск, побывал в других командах второй лиги. Он поздно вышел на профессиональный уровень. Думаю, с тем рвением и желанием расти, воспринимать обучение, он будет долго играть. Руслан Мухаметшин тоже сейчас продолжает забивать и играть. У Галиакберова тоже все впереди, потому что у него есть неплохие данные: скорость выше средней, умение забивать и навыки голеадора. Он верткий форвард и если определять его по типу, то он играет на манер Кержакова или Кириченко, нежели Мухаметшина или Бухарова. Сейчас его ограничивающий фактор — это отсутствие школы и в плане техники. В «Рубине» ему дадут свою оценку и оценят перспективы, но если что, в «Рубине-2» ему дадут себя проявить и он нас устраивает.
«АХМЕТОВ ДОЛЖЕН СТАТЬ ЛИДЕРОМ ДУБЛЯ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ИГРОКОМ ОСНОВЫ «РУБИНА»
— Из команды 97-го года пока лишь Ахметов привлекается к основе. Кто может стать следующим?
— Пока мы говорим лишь о том, что привлечение Ахметова к основе — это скорее бонус и реверанс в сторону школы. Он пока еще не готов проводить матчи за основу, хотя и будет получать какие-то минуты. Думаю, его задача сейчас скорее помогать команде дублеров или «Рубину-2». Он должен этот путь пройти. Пока он только игрок в дубле рядышком со взрослыми. В «Рубине-1994» есть свои лидеры: Сорокин, Хабибуллин, Петролай, Лобанов, Давлатов — это такие игроки, за счет которых дубль играет. Сказать такое про Ахметова пока мы не можем. И он сначала должен превратиться в лидера дубля, почувствовать на себе груз ответственности, проявить лидерские качества, чтобы сделать шаг вперед. Ну, а в целом про ребят этого года пока преждевременно говорить в таком ключе, потому что они все пока очень молоды.
— Тем не менее, некоторые уже сейчас видят пусть и далекую замену Кузьмину в лице Кузнецова. Если в клубе так много говорят о векторе на своих воспитанников, то явно уже на кого-то возлагаются и определенные надежды.
— У нас в обойме постоянно играет Кузнецов, Михайлов, Миронов и Арутюнян. Плюс к ним Коблов и Доронин. Они в обойме не только сейчас, а уже с марта появлялись в команде, тогда как нигде и близко не было игроков 97-го года. Теперь им нужно пройти период становления и стать профессионалами в футболе, доказывать каждый день свое право быть в составе. Пока стабильностью играть в силу возраста и волнения они не могут. Как они проявят себя без более взрослых игроков — неизвестно. Поэтому я воздержусь от громких слов, но у них всех есть качества и они не бесталанные ребята. Но прежде всего их шанс в том, что они рано попали в дубль и у них больше времени. У них будет возможность проявить себя, потому что, насколько мне известно, в следующем году будет турнир до 19 лет и они смогли бы принять в нем участие.
— У вас какое отношение к такому формату турнира?
— Думаю, это правильное решение. У нас по прошлому году были такие моменты, когда мы играли с шестью игроками 97-го года, а у соперника были футболисты от 92-го до 94-го года. Но и этот опыт пригодится. Теперь же, когда они будут играть со сверстниками, и они начнут себя проявлять, скидок на возраст не будет, конкуренция высокая. Пока мы ими довольны и, конечно, хотели бы, чтобы они быстрее прибавляли, но в силу возраста для этого нужно больше времени.
— А разве игроки не будут прибавлять и расти быстрее, если будут вариться наоборот во взрослой среде с более высокими требованиями?
— У нас в этом году так и получилось и весь тренировочный процесс дубля и «Рубина-2» был общим. Те же требования, упражнения, программа подготовки и контакт с теми же взрослыми ребятами. Среда формирует человека и у нас такая среда, что мы пытаемся играть в атакующий футбол, быстро думать, качественно выполнять технические элементы и поэтому у взрослых это получается лучше. Будучи с ними молодые пытаются тянуться, не хотят быть слабее и каждый раз требования к ним повышаются. И, как мне кажется, в какой-то момент молодые ребята чуть растерялись, потому что они вроде играли за дублеров, но вдруг попали в обстановку, где их там поддушили, тут поддавили, здесь оттолкнули и они чуточку поплыли. Был такой момент и некоторые от него не до конца смогли отойти. Но потом, когда они будут играть со своими сверстниками, им будет легче и они будут лучше выглядеть.
«РАНО ИЛИ ПОЗДНО МЫ БЫ ПРИШЛИ К ТОМУ, ЧТОБЫ ДЕЛАТЬ СТАВКУ НА СВОИХ»
— Роман Шаронов не так давно был представлен в качестве заместителя генерального директора «Рубина» и куратора молодежного футбола клуба. Как он сейчас себя в этой роли реализует? и куратора молодежного футбола клуба. Как он сейчас себя в этой роли реализует?
— За довольно короткий промежуток времени оценить пока сложно и как такого взаимодействия пока не налажено. Надо понять его роль и он должен понять, чем может помочь. В футбольного плане это очень опытный футболист, но опыта управления людьми у него пока мало. Тренером он пока тоже не стал и тут работы непочатый край. Он работает и старается, посещает тренировки, узнает что-то новое для себя. Думаю, что кто на пользу клубу работает, все пригодятся.
— Новый вектор «Рубина» с акцентом на россиян и свои кадры, на экономию, более правильный по сравнению с тем, что было несколько лет назад в чемпионские годы? Ваше мнение?
— Считаю, что в тот момент это было оправданно. Потому что найти столько высококачественных футболистов и чтобы они сразу сделали результат — это очень сложно. Сейчас большие клубы, с именем вроде «Спартака», привлекают много легионеров, но ничего достигнуть не могут. Поэтому так еще должно было сложиться. Но, мне кажется, что мы все равно рано или поздно пришли бы к нынешней модели. И любой клуб к этому рано или поздно придет, тот же «Зенит». Не может быть вечной погоня за бюджетом. Если взять лондонский «Арсенал», то у него тоже есть свой стиль — он покупает молодых футболистов, растит их и показывает искрометный футбол, приятный глазу, но не может достигнуть результата, как прагматичный «Челси» Моуриньо. Руководители сами решают, что для нас важнее. Да, мы хотим первых успехов и мы их достигли, чтобы популяризовать свой вид, построить стадион. Но в конце концов мы все равно придем к тому, что нужны свои. И не только в команде, но и в тренерском штабе, руководящем составе. Потому что мы никуда не дергаемся, нас не заманишь рублем, потому что, пусть прозвучит громко, мы — патриоты. Получит иностранец заманчивое предложение, так он уйдет! А у нас тут семьи, близкие, наш дом здесь, нас все знают. У нас тут по сто родственников, бывшие одноклассники, одногруппники, у которых тоже есть родственники, нас показывают по телевизору, пишут в газетах. Нас все знают — мы на улице такие же, как и все, к нам можно подойти и сказать: «Вы чего делаете? Давайте-ка играйте лучшеВы чего делаете? Давайте-ка играйте лучше».
— Вы считаете, что возможно собрать такую команду, которая будучи составленной из своих футболистов, играла бы достойно и сохранила бы интерес к себе?
— В ближайшее время все-таки нет. Но если мы будем долгое время придерживаться тех принципов, которые мы провозгласили, то я думаю, что мы обрастем этим. Обрастем игроками и школа показывает сейчас, что можно добиваться результатов и в плане игры команды. Мне кажется, у нас в крови почему-то устоялось какое-то видение, что вот приедет иностранец и научит нас в футбол играть. Но мы должны быть самодостаточны и пройти свой путь. Приглашаем в РФС голландцев, в ЦСКА у нас аргентинцы, у нас вот испанцы были, да — можем приглашать их, делиться опытом, взять лучшее от них, но расти и идти дальше нам нужно самим.