erid:
Кубинский нападающий Вильфредо Леон — один из самых ярких легионеров чемпионата России по волейболу. В 14 лет этот вундеркинд дебютировал в национальной сборной Кубы, в 17 лет стал ее капитаном, а сейчас он один из лидеров казанского «Зенита». «БИЗНЕС Online» представляет вашему вниманию интервью с легионером, который рассказал о своем феноменальном прыжке, силовой манере игры и желании вернуться в сборную.
«В ДЕТСТВЕ ИГРАЛ В ШАХМАТЫ И ЗАНИМАЛСЯ БОКСОМ»
— Вильфредо, давайте начнем с вашего детства. Какими видами спорта увлекались?
— Как и все кубинцы, я очень любил бейсбол, некоторое время занимался боксом, иногда играл в шахматы и, конечно же, волейбол. Пришел в спорт довольно рано, потому что моя мама и дядя им занимались. Мама увидела, что я влюбился в волейбол и подтолкнула меня связать жизнь с этим видом спорта. Когда я ходил в другие секции, не проявлял такого интереса. Получается, в волейболе я с семи лет.
— Мама-тренер не позволяла вам пропускать тренировки?
— Она постоянно повторяла: «Если тебе по-настоящему нравится волейбол, ты должен много работать, чтобы играть на высоком уровне. Ты должен делать всё возможное для достижения мечты». Она мотивировала меня двигаться дальше и я ей благодарен, ведь я стал профессионалом.
— Помните свои первые тренировки?
— Недалеко от моего дома была волейбольная площадка, где я тренировался после школы под руководством тренера. Кроме того, мы играли на улице около дома. Натягивали сетку между двумя домами и вперед!
— В каком возрасте вы подписали первый контракт?
— В 13 лет. Тогда мой рост был уже 198 см.
— Невероятно!
«АТАКУЮ СО ВТОРОГО ЭТАЖА»
— Тренировки в профессиональной команде наверняка были сложнее?
— Да, поначалу мне было достаточно трудно. Надо было приложить немало усилий, чтобы закрепиться во взрослой команде. Я усердно тренировался и было очевидно, что мне надо играть. Однажды тренер сказал: «Я дам тебе шанс. Посмотрим, сможешь ли ты доказать, что в 13 лет готов играть с мастерами, или еще рановато». У меня перед игрой не было ни грамма волнения. За матч я набрал 15 очков, что довольно неплохо учитывая, что я играл против ребят, которым 21 — 23. Это было важно для меня, я гордился собой и показанной игрой. Было много положительных эмоций. После первого матча я закрепился в основе «Ориенталес», а уже в 14 лет меня вызвали в национальную сборную.
— Когда друзья звали поиграть в волейбол на улице, вы соглашались или говорили: извините, я не могу, не дай Бог я травмируюсь.
— По-разному, все зависело от условий. В детстве я соглашался без вопросов. Позже, лет в 17 — 18 приходилось выбирать между хочу и могу. Я часто соглашался с условием, что не буду прыгать. Если они говорили: «Ок, ты можешь просто стоять на площадке, я соглашался играть, но не прыгал». Мне надо было заботиться о здоровье, беречь себя, тренер постоянно повторял, что мне ни в коем случае нельзя травмироваться вне площадки. Поэтому я просто присутствовал на площадке, принимал подачи, отдавал передачи, атаковал, но все это без прыжка.
— Прыжок у вас, кстати, феноменальный. Высота съема 3 метра и 70 сантиметров.
— Можно сказать, атака со второго этажа.
— Это врожденный талант или результат тренировок?
— Конечно, физические данные заложены генетически, но с помощью тренировок можно развивать определенные таланты. Без необходимых упражнений я так высоко не прыгал бы.
«В СБОРНОЙ ДЕБЮТИРОВАЛ В МАТЧЕ С РОССИЕЙ»
— 24 мая 2008 года во время дебютного матча за сборную Кубы вам было всего 14 лет и 10 месяцев.
— Это был матч отборочного турнира к Олимпиаде-2008 с Германией. Я просто вышел на замену и сыграл очень мало. Настоящий дебют состоялся летом в Мировой лиге. Это был матч против России в Гаване, который мы проиграли 0:3. Я сыграл полтора сета и набрал 6 очков. Тренер был доволен, я тоже.
— Через год вы уже были основным игроком сборной Кубы, но успели сыграть и на молодежном чемпионате мира в Индии.
— Мы стали вторыми, проиграв Бразилии 2:3 в очень упорном матче. Мы могли и выиграть, но к финальному матчу многие игроки команды заболели и вышли на площадку с температурой.
— В 17 лет вы стали капитаном национальной сборной. Это была инициатива тренера или игроков?
— Было организовано общее собрание. Тренер выдвинул кандидатуры, поскольку ему виднее кто как играет и ведет себя на площадке. Провели тайное голосование и единогласным решением выбрали меня. Несмотря на мой возраст, все были довольны.
— Почему пришлось сменить капитана?
— Роберланди Симон, предыдущий капитан, решил попробовать свои силы в Европе и ему пришлось завершить карьеру в сборной. Это было его решение, нам оставалось только смириться с этим. Я был самым молодым в сборной. Не знаю почему капитаном не выбрали более опытного или титулованного игрока. Я принял это решение команды без возражений. Думаю, я был неплохим капитаном. По крайней мере, если судить по результатам.
— Бразилии вы уже на взрослом уровне проиграли финал Всемирного Кубка чемпионов-2009 и чемпионата мира-2010.
— В Японии мы снова проиграли бразильцам 2:3. Это поражение стало для нас единственным на турнире и мы не стали расстраиваться. А «серебро» чемпионата мира было для Кубы огромным достижением. Нашей стране долгие годы не удавалось добиться такого результата. Причем в группе мы обыграли бразильцев 3:2, а вот в финале уступили 0:3. Каждый матч с Бразилией — схватка.
«ГОТОВ ВЕРНУТЬСЯ В СБОРНУЮ ПО ПЕРВОМУ ЗВОНКУ»
— В последнее время волейбольные турниры становятся все более интенсивными. Хватает ли времени забыть о предыдущем матче и сконцентрироваться на следующем?
— Все индивидуально. Многое зависит от умения контролировать эмоции, способности заснуть накануне важного матча. Отдыха должно быть достаточно. Есть немного времени на восстановление и если ты его проведешь правильно, то на следующий день сыграешь очень хорошо, если нет — игра будет невнятной.
— Были ли девушки, которые говорили: бросай всё, оставайся, мне не нравится, что ты постоянно в разъездах.
— Я же не годами был в разъездах, для меня это было нормально. Я говорил, что играю в волейбол, моя обязанность — представлять мою страну. На этом всё заканчивалось. Позже у меня появилась девушка в Польше.
— Потом вы ушли из сборной?
— Да.
— Можете объяснить причину принятого решения? Рассказать об этой ситуации.
— Я бы не хотел затрагивать эту тему. Слишком много разногласий, противоречий. В общем-то, это известная история. Те кубинские игроки, которые хотят играть в Европе, получают дисквалификацию и не играют за сборную.
— Есть ли вероятность возвращения в сборную?
— После ухода из сборной я ждал, что мне позвонят, предложат решить проблему, пригласят обратно, но этого не произошло и я ничего не мог сделать.
— Вы хотите вернуться в команду?
— Естественно. Если мне позвонят в любое время суток, хоть прямо сейчас.
— Из-за этой дисквалификации вы почти два года были вне игры.
— Да. Тренировался. Не сутками, конечно, но достаточно. Начинал тренироваться на Кубе, потом переехал в Польшу на пару месяцев. До разрешения вернуться в игру.
«В РОССИИ ХОЧУ ПОВЫСИТЬ СВОЙ УРОВЕНЬ»
— Почему вы решили продолжить карьеру именно в России? Были ли другие предложения?
— Да, были другие предложения. Но я считаю, что российский чемпионат на сегодняшний день сильнейший в мире. Здесь играют в силовой волейбол, нужно выкладываться в каждом матче, нужно играть и бороться. Это волейбол к которому я привык и который мне нравится. Поэтому, несмотря на другие предложения, я отдал предпочтение России. Потому что я хочу повысить свой уровень.
— Почему «Зенит»?
— Для меня это один из лучших клубов мира. Я рад, что представляю этот клуб. Надеюсь, помогу ему завоевать новые титулы. Конечно, выиграть всё будет сложно, но мы постараемся. Мы потихоньку прогрессируем, кто-то еще не нашел свою игру, но шаг за шагом мы идем вперед. Думаю, болельщики это видят.
— Вы получили травму в первом же розыгрыше матча с «Белогорьем»…
— О, это было ужасно. Хорошо, что обошлось без серьезной травмы и сейчас я могу играть.
— Как вас приняли в казанской команде?
— Очень тепло. Есть некоторые проблемы из-за языкового барьера, но не более. Мы прекрасно чувствуем друг друга, хорошо проводим время вместе.
— Вам нравится Казань?
— Да, очень красивый город.
— Вы ведь были в Казани летом 2008 года во время матчей Мировой лиги.
— Да, тогда была хорошая погода. А после игры нам показали центр города. Очень понравился Кремль.
— Семья к вам приезжает?
— Думаю, в декабре смогут приехать родители. Пока мы общаемся по скайпу. Моя девушка приезжает чаще и мы много времени проводим вместе.
— Не планируете съездить на родину в отпуск?
— Обязательно поеду на Кубу. Я люблю свою страну. Для меня здесь слишком холодно, хоть и не всегда. На Кубе буду проводить время с семьей, встречусь с друзьями.
— Уже почувствовал русские морозы?
— Понемногу ощущаю. После теплой и солнечной Кубы довольно непривычно. Уже запасся теплой одеждой. Думаю, что не замерзну.
— Задумывались ли вы над тем, чтобы остаться в России? Или эмигрировать куда-нибудь?
— Посмотрим, что произойдет в следующие год-два. Сейчас я игрок «Зенита» и это самое важное на данный момент.
— Какова ваша цель в волейболе?
— У меня всегда только одна цель: достичь как можно большего, выиграть все возможные турниры. Не важно, сколько мне еще осталось играть, я буду стараться достичь как можно большего за то время, что мне отведено в волейболе.
ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Вильфредо ЛЕОН
Амплуа: доигровщик
Рост: 201 см. Вес: 85 кг.
Дата рождения: 31 июля 1993 года
Место рождения: Сантьяго-де-Куба
Карьера: «Ориенталес» (Сантьяго) — 2005−2010, «Капиталинос» (Гавана) — 2010−2013. С 2014 года — в «Зенит-Казань».
Достижения: серебряный призёр чемпионата мира (2010), серебряный призёр Всемирного Кубка чемпионов (2009), бронзовый призёр Мировой лиги (2012), победитель чемпионата Северной и Центральной Америки (2009, 2011), серебряный призёр Панамериканских игр (2011), серебряный призёр молодёжного чемпионата мира (2009).
Индивидуальные достижения: лучший подающий Мировой лиги (2009), MVP Панамериканских игр (2011), самый результативный игрок и лучший нападающий чемпионата Северной и Центральной Америки (2011).
Алмаз Хаиров, Кира Пономарева