erid:
Игру «Салавата Юлаева» и московского «Динамо» корреспондент «БИЗНЕС Online» посмотрел в компании золотого призера Сочи-2014 по шорт-треку Руслана Захарова. О том чем отличаются эти виды спорта и что в них общего, сможет ли шорт-трекист сдвинуть ледозаливочную машину, а также ответ на вопрос кто лучше всех катается на коньках — фигурист, хоккеист или конькобежец — в нашем материале.
Идея сходить на хоккей с Русланом родилась летом, когда «БИЗНЕС Online» делал большое интервью со спортсменом. Тогда случайно выяснилось, что человек, связавший свою жизнь с коньками и льдом, никогда в жизни не играл в хоккей.
В этот вечер мы узнали, что в хоккее Руслан Захаров разбирается неплохо. Более того, он знает, чего не хватает современному хоккею, следит за игроками и даже учился в параллельном классе с одним из нынешних юлаевцев.
***
— Во время олимпийских игр удалось выбраться на матч Россия — Словакия, — рассказывает Руслан едва заняв место в ложе прессы. — Хоккея я тогда не вкусил — ушли после второго периода. Скучно. Болельщики были вялые, игра медленная.
Матч «Салавата Юлаева» с «Динамо» обещал быть жарким. Уже на первой минуте уфимец Денис Толпеко с такой силы врезался во вратаря соперника, что тот отлетел, как в американской игре на приставке.
Время пошло. «Динамо» играло в большинстве, «Салават» отбивался.
Быстрая атака после четырех минут меньшинства и Дмитрий Макаров открывает счет. Уфе стало веселее. На вратаря москвичей стали наседать все плотнее и плотнее.
Закончилось это давление голом уфимцев. И вроде бы не было особой вины динамовского вратаря, но в перерыве его сменил Александр Еременко. Как оказалось после матча — из-за травмы в том самом столкновении с Толпеко на первой минуте.
Еременко в Уфе по-прежнему любят. Встретили аплодисментами. Тот ответил двумя «сухими» периодами, сейвами, всего 25 штук, и камбеком «Динамо».
***
Со второго периода чемпион по шорт-треку освоился. Начались беседы на интересные темы.
— Мы иногда проводим тренировки на хоккейных коньках, — рассказывает Руслан.
— Получается?
— Очень коряво (смеется). Если хоккеист может ехать в четыре стороны: прямо, бежать по дуге направо и налево, и спиной вперед, то я — только прямо и налево (смеется). Нам ведь по-другому и не надо.
Сравнивать хоккей и шорт-трек, дело не сложное. Общего в этих видах спорта на первый взгляд разве что лед и наличие коньков. Причем сами коньки — совершенно разные.
— У нас конек длинный, площадь соприкосновения больше. Следовательно — катиться проще, — продолжает Захаров. — У хоккеистов много взрывной работы. Если мы бежим, скажем, полторы минуты, то им нужно на максимуме отработать 40 секунд. Тем более на хоккейных коньках сделать это невероятно сложно. Во время «хоккейных» тренировок мы катаемся 40−50 минут без экипировки и завершаем все в мыле.
Конек для шорт-трека, кстати, заточен без желобка. Спортсмен всю дистанцию фактически скользит на ребре лезвия.
***
В меньшинстве Андрей Зубарев бросается под шайбу. Едва встает, но умудряется доиграть эпизод до конца и только после выброса ее из своей зоны ковыляет на смену.
— Мы с Зубаревым, кстати, в одной школе учились. В параллельных классах. До сих пор общаемся. В прошлом сезоне он в Новогорске приходил к нам на соревнования. Сказал, что понравилось, но ничего не понял (смеется). Говорит: «Вы, наверное, когда на хоккей приходите тоже думаете, что мы тут как десять дураков за одной шайбой гоняемся».
***
— Часто родители отдают детей в фигурное катание перед тем, как записать их в хоккейную секцию…
— Считаю, что это не правильно. Зачем это нужно? В каждом виде спорта своя техника, особенно если взять фигуристов и хоккеистов. Лучше сделать школу юных хоккеистов, в которой им будут ставить именно хоккейное катание. Не обязательно с клюшкой.
— Может отдавать их в шорт-трек?
— В наш вид спорта детей приводят в 7−10 лет, в хоккее в этом возрасте уже надо шайбы забивать. А то научится ребенок кататься в секции по шорт-треку, и будет все время в одну сторону поворачивать (смеется). Я считаю, что и во взрослом-то хоккее не все исчерпано. Им есть куда расти. Если даже в стометровке, где все до миллиметров изучено, находят что-то новое…
— Что придумать хоккеистам?
— В командах же есть тренеры по физподготовке, почему бы не взять тренера по катанию. Это же целая наука и учиться этому никогда не поздно. Мне 27 и тренер недавно сказал, что я делаю успехи. Хотя в шорт-треке я уже ветеран.
— Так что за тренер по катанию нужен хоккеистам — фигурист или конькобежец?
— Он должен иметь прямое отношение к хоккею. Это очень творческая работа. Вот Игорь Захаркин, например, он же никогда хоккеистом не был. А как тренер чемпионом мира становился и Кубок Гагарина брал. Здесь талант нужен.
Правду говорят, что свежий взгляд всегда полезен. Современные тенденции указывают на то, что катание для хоккеистов скоро будет важнее, чем владение клюшкой. Большие российские площадки дают преимущество игрокам, умеющим не просто разогнаться, а двигаться на коньках с умом. Глядишь, прислушаются наши к советам олимпийца и начнут гонять канадцев на олимпиадах.
***
В качестве критического примера Захаров взял тяжеловеса Александра Свитова. Говорит, сборную России по шорт-треку впечатлило видео, где он тащит ледозаливочный комбайн.
— У Свитова катание — не самое сильное качество. Я ему, конечно, не советник, но на его месте я бы развивал этот элемент. Мастерство надо наращивать в любом возрасте.
— Зато он сильный.
— Это точно. Я тренеру нашему показал видео, где он комбайн этот по льду тащит. Загорелся теперь идеей, хочу Александру вызов бросить (смеется). Мне, правда, надо много тренироваться, чтобы комбайны тягать. Но я сделаю. Не один, так ребята помогут (смеется).
***
Рывок Антти Пильстрема не оказался незамеченным. Но надежду на то, что шорт-трек потерял великого спортсмена в лице Антти, с улыбкой на лице убил Захаров: «В Финляндии нет шорт-трека».
А вот Кирилл Кольцов был отмечен олимпийским чемпионом положительно. Скорости юлаевцу не хватает, зато техника катания на пять баллов. Однако, никто из хоккеистов «Салавата» или «Динамо», по мнению Руслана, не смог бы попасть в шорт-трек.
— Из тех хоккеистов, что я знаю, на ум приходит только Павел Буре. Не зря же его Русской ракетой называли. К тому же он не очень большой комплекции. У него бы могло получится в шорт-треке.
Комплекция, кстати, еще одна важная для шорт-трека вещь. Если хоккеисту пара лишних килограммов не сделает особой погоды, то для этого вида спорта они могут стать проблемой. Причем, по словам, Захарова, вес может быть не идеальным. Главное, держать его на одном уровне.
Все дело в толщине лезвия. Оно составляет лишь 1.1 миллиметр и любое изменение веса может сказаться на технике бега.
***
Игра заканчивалась. «Салават» боролся не только с соперниками, но и с бригадой арбитров, которые упорно не удаляли динамовцев, но не жалели штрафных минут для Уфы.
Вопросы к Захарову не заканчивались. Дошли до того, на который невозможно ответить правильно.
— Кто лучше всех катается на коньках — хоккеист, шорт-трекист, фигурист или конькобежец?
— Быстрее всех будет конькобежец, это точно, — на полном серьезе отвечает Руслан. — Из указанных видов параллель можно провести между шорт-треком и хоккеем. Да, нам не нужно ехать в обратную сторону, но в обоих видах нужно принимать быстрые решения. Спортсмен всегда должен думать.
— В фигурном катании не так?
— На мой взгляд, это очень субъективный вид спорта. Я очень рад нашим достижениям в фигурном катании. Но если передо мной поставить две пары и спросить, кто из них лучше откатал свою программу — я не скажу. Спортсмены в этом виде спорта, они из другой среды. Они во многом артисты. Но при этом то, что они делают — титанический труд. Я два года наблюдал, как тренируются Ильиных и Кацалапов и убедился, что легких видов спорта не бывает.
— В хоккее есть что-то похожее на фигурное катание?
— Судьи. Им нужно фигурировать (смеется).
Читайте также:
Олимпийский чемпион по шорт-треку Руслан Захаров: «В новом доме Виктора Ана голые стены»