erid:
Завершается летний спортивный сезон. Одновременно стартуют соревнования зимнего цикла, в частности, фигурное катание. Самое время подвести итоги лета 2014 года. И спрогнозировать — каким будет не только предстоящий сезон, но и олимпийский старт в Бразилии. Прогнозы для республики получаются не утешительными. Особенно, если Татарстан, единственный в России, будет продолжать выступать, полностью отказываясь от параллельного зачета.
ПОСТУНИВЕРСИАДСКОЕ ПОХМЕЛЬЕ
Начнем прогнозирование с главного события следующего года — чемпионата мира 2015 года по водным видам спорта. Татарстан может делегировать на домашний старт до десяти спортсменов. Увы, но не завоюют они ни одной медали. Это можно спрогнозировать опять же по итогам прошедшего сезона. Пловчиха Яна Мартынова не попала в этом году даже в финальный заплыв не самого представительного европейского первенства. Никита Шлейхер стал в Европе пятым в прыжках в воду. Семь ватерполистов «Синтеза» в составе сборной России заняли предпоследнее, 11-е место на чемпионате Старого Света.
Естественно, на чемпионате мира и Мартыновой и Шлейхеру будет куда более сложнее. С другой стороны, состав ватерпольного турнира на мировом чемпионате слабее, так как вид спорта лучше развит в Европе. Но, откровенно говоря, не только за медали, даже за попадание в шестерку сильнейших, что дает путевку на Олимпиаду, нашим ватерполистам будет сложно побороться.
Яна Мартынова
Если проводить параллели, то «водный» чемпионат будет схож с первенством Европы по бадминтону, который Казань принимала в этом году. Тогда участие в нем Виктории Воробьевой уже порадовало, а выход в четвертьфинал стал потолком ожиданий.
Следующий крупный старт нынешнего сезона — чемпионат мира по фехтованию, увы, даёт неутешительный прогноз на олимпийский год. Ни одного представителя Татарстана в сборной России по виду спорта, в котором наши представители всегда были на виду. Но к старту домашнего чемпионата одни, как Камилла Гафурзянова, решили заняться устройством личной жизни, пропуская сезон, а талантливая молодежь еще не достигла уровня ведущих членов сборной. Проецируя эти итоги на Олимпиаду, можно предположить — что от нее можно ожидать?
То, что Татарстан делегирует на игры в Бразилию куда меньше спортсменов, чем было в Лондоне. Сейчас о делегации в 23 спортсмена, которая поехала в Лондон можно только мечтать. Отказ от параллельного зачета уже вычеркнул из числа членов сборной республики семерых. Дальше может быть только хуже.
ПРИГЛАШАЕМ ЧУЖИХ, ТЕРЯЕМ СВОИХ
Параллельный зачет позволяет спортсмену одновременно представлять на всероссийских и мировых первенствах сразу два региона страны. В Татарстане до некоторых пор такую практику активно применяли. Что дала селекцию в олимпийскую делегацию 2012 года? Медали завоевали чемпионки Юлия Зарипова и Эльвира Хасянова и бронзовый призер Алексей Денисенко. Пять «паралелльщиков» съездили без медалей. Челнинский студент Денисенко, после этого выбрал команду родной Ростовской области, Хасянова завершила карьеру, Зарипова взяла тайм-аут, связанный с рождением ребенка. После возвращения в спорт, она будет определяться с тем, в какой команде будет выступать — за Московскую область или Татарстан?
В общей сложности, из доморощенных олимпийцев в Лондоне, Татарстан подготовил только пятерых. Надежды на удачное представительство в олимпийской сборной-2016, как и тогда, мы можем связывать с представителями волейбола, Зариповой, в случае ее успешного возвращения в спорт, и на мастерство Мосина. Но, если руководствоваться новыми правилами отказа в одностороннем порядке от параллельного зачета, то еще двое из олимпийцев Гульнара Галкина-Самитова и Андрей Деманов которые представляли еще Московскую область и Москву, сейчас могут, выбрав себе более «хлебные регионы», потеряют место в сборной Татарстана.
Артем Косов
В этом, кстати, неоднозначность нашего жесткого отказа от параллельного зачета. В поддержку этого правила многие выступали, например, легендарная спортсменка Светлана Демина, которая в интервью нашему изданию однозначно выразила свое мнение: «У нас, в России, всё это время отчитывались чужими медалями за свою работу. Про то же синхронное плавание говорили, что у нас две золотые олимпийские награды Пекина и Лондона. Ну это же смешно, какое может быть у нас „золото“, если в Татарстане школы синхронного плавания отродясь не было. И по всей России так. Одну медаль завоевали — три, четыре региона радостно отчитались».
Демина неоднозначно намекала на две золотые награды москвички Хасяновой, чья связь с Татарстаном ограничивалась фактом рождения ее матери в Буинском районе. Ее медали радовали и предыдущего министра спорта Татарстана Марата Бариева и его преемника Рафиса Бурганова. Наиболее неоднозначной при Бурганове выглядела ситуация с «перекрестным опылением» в отношении гребцов. Когда казанец Артем Косов начал выступать еще за Ростов-на-Дону, а ростовчанин Сергей Федоровцев — за Татарстан. Не знаю, как изнутри, но со стороны ситуация выглядела абсурдной.
Сергей Федоровцев
При Бариеве и началась практика «запараллеливания» спортсменов, в основном, в легкой атлетике. Признаться, только бегунья Екатерина Волкова не вызывала вопросов, поскольку вышла замуж за нижнекамца, жила там, и выступала за местный спортклуб «Нефтехимик». Остальные же параллельщики приезжали в Татарстан по большим праздникам, чаще всего, получить премию за удачное выступление. С легкой атлетики началось и обратное движение, когда Гульнара Галкина-Самитова со скандалом добилась того, чтобы ее выступления приносили зачет Московской области.
Не было никаких вопросов и с решением проблемы параллельного зачета гимнастки Дарьи Шкурихиной. Она попала в сборную России в групповых упражнениях, переехав для продолжения тренировочного процесса в Нижний Новгород, и вполне логично и справедливо было, что купаться в лучах ее славы имели право оба региона. Логика в параллельном зачете была для тяжелоатлетов Дмитрия Хомякова (Удмуртия) и Артема Окулова (Пермский край), поступивших в казанское училище олимпийского резерва, начавших тренироваться в столице Татарстана под руководством тренера молодежной сборной России Николая Колесникова. Логично, наконец, появление в татарстанских сборных студентов Поволжской академии спорта. В частности, Расул Ишмухамедов рассказывал, что серебренные медали Универсиады он завоевал, как спортсмен Татарстана, имея параллельный зачет с Московской областью. После отказа республики от этой практики Ишмухамедов ушел из сборной республики в Алтайский край. И уже в его составе стал чемпионом мира, вместе с еще одним бывшим татарстанским «параллельщиком» Кириллом Шамшуриным.
«МУЖ В ТВЕРЬ, ЖЕНА В ДВЕРЬ»
Именно случай с Ишмухамедовым является показательным, в ситуации, когда решение отказа от параллельного зачета в одностороннем порядке выглядит не до конца продуманным. Ишмухамедов — татарин, приехавший в город, где живет его многочисленная родня. Он учится здесь, тренируется на нашей базе, собирается жить в дальнейшем. Наконец, он хочет выступать за Татарстан, в чем можно убедиться, прочитав ниже его комментарий. А Татарстану, наверняка, можно было бы обратить внимание на своего бывшего спортсмена, который, выиграв чемпионат мира, впервые за долгие годы, становится очевидным кандидатом на успешное участие в Олимпиаде.
Расул Ишмухамедов (второй справа) с экипажем на Универсиаде
Проблема только в том, что нижний потолок зарплаты татарстанского спортсмена — семь тысяч рублей. Вспоминается, как расплакалась Мартынова — лидер российского плавания на встрече кандидатов в олимпийцы Лондона с Бургановым. Она тоже не стала скрывать свою зарплату в 14 тыс. рублей. Причем, она не параллелила ни с кем. Более того, относительно слабый уровень российского плавания, когда мы не выигрываем международные соревнования, не давал возможности рассчитывать на хорошие премиальные. Вот и живи на 14 тыс., будучи членом сборной России на протяжении десяти лет. О сумме зарплаты в 17 тыс. на той же встрече говорила Демина, тоже не райские кущи, хотя в этом виде спорта мы на лидерских позициях, и можно было рассчитывать на доплату за успешные международные старты.
Из-за того и язык не поворачивается обвинять отдельных параллельщиков, которые умудрялись выступать аж за четыре региона, не зная, какие зарплаты они за это получают. И ставить им в пример «патриотов», которые защищают цвета одного региона за сумму в 150 тыс. рублей. Именно эта цифра, по слухам, фигурирует в зарплатных ведомостях гребцов сборной Краснодарского края. Более того, мы потеряли даже своего воспитанника, легкоатлета Сергея Михайловского из Нижнекамска, который вместе с тренером отправился «прыгать тройным» за Краснодар. Логику можно понять. Дело в том, что, будучи одним из сильнейших спортсменов России, ему, как и Мартыновой, не удавалось отличиться на международных соревнованиях, и пополнить свой бюджет премиальными. Хорошие деньги, при условии отказа от параллельного зачета, начали платить в Санкт-Петербурге, после чего Александра Киряшова и Наталья Русакова тут же покинули ряды сборной Татарстана.
Актуальным становится вопрос, как будет решаться проблема с параллельным зачетом в тяжелоатлетической сборной Татарстана. Там десять спортсменов взрослой и юниорских сборных выступают за два региона. И перечисленные выше Хомяков, Окулов, и Геннадий Муратов, который переехал в Набережные Челны на учебу и остался там. И наши воспитанники Деманов, Светлана Шимкова, а также местные юниоры. Проблема в том, что тренировочная база тяжелоатлетов находится в Москве, и столица стремится получить свой гешефт.
СЛЕДУЮЩЕМУ МИНИСТРУ ПРИДЕТСЯ «ИГРАТЬ БЕЗ КОЗЫРЕЙ»
В будущем, кстати, видится серьезный минус для следующего министра спорта Татарстана. Уходящий со своего поста Бурганов уже столкнулся с нелицеприятной оценкой итогов зимней Олимпиады, когда президент Татарстана был недоволен отсутствием медалей на победных играх в Сочи. Ни тот факт, что мы делегировали на Игры рекордные восемь человек (предыдущий рекорд Ванкувера-2010 был перекрыт в два раза), ни то, что на зимних Играх республика исторически ни разу не завоевывала наград, ни успешное выступление паралимпийцев, ничто не смягчило президента. Нет медалей — выслушивайте критику, которую поддержал в дальнейшем и премьер-министр республики Ильдар Халиков.
Никого не интересовало и то, что только Татарстан выступал на Олимпиаде своим составом, в то время, как остальные параллелили, пополняя свои делегации встречными и поперечными… И мы могли бы побороться за Максима Вылегжанина — лыжника из Удмуртии, завоевавшего три олимпийских «серебра» и получившего звание подполковника полиции, благодаря «службе» в следственном управлении УВД Набережных Челнов. Но решившись играть по правилам, мы от них не отошли.
Евгения Тарасова с партнером
Лишившись такого козыря, как параллельный зачет, новому министру следует быть готовым к трем ситуациям. Уходу из республики спортсменов, в том числе, и своих воспитанников, которые не будут довольствоваться суммами от 7 до 30 тысяч (по слухам, последняя сумма — это потолок зарплат нашим спортсменам). Придется столкнуться с практически неразрешимой ситуацией, когда воспитанница татарстанского фигурного катания Евгения Тарасова в перспективе может выступать только за Москву, поскольку тренируется и живет там большую часть года. А эта ситуация практически исключает вариант, когда талантливый провинциал может представлять свой регион. Из 56 участников чемпионата России только семь представляли родные города, остальные были из Москвы, Санкт-Петербурга или с параллельным зачетом с одной из двух российских столиц. При этом, Татарстан продолжает пополняться спортсменами извне, которые готовы выступать только за нашу республику. И в чем выгода таких переходов? К примеру, как относиться к дебюту в сборной Татарстана восьмерки гребцов из Липецка? В одном издании довелось прочитать, что она остановилась в шаге от пьедестала почета на Кубке России в апреле. Проблема в том, что став четвертыми, они, одновременно, финишировали последними, поскольку в заезде участвовали только четыре экипажа.
Следовательно, к чему следует быть готовым новому министру, будет постоянная критика республиканского руководства, которого перечисленные нюансы не волнуют. Ему интересны медали, тем более, что в памяти остались успехи прошлого, например, казанской Универсиады, когда мы блистательно выступили и отчитались, в том числе и за счет того, что паралеллили всех встречных и поперечных.
КОММЕНТАРИИ
Валентин Балахничёв — президент Всероссийской федерации легкой атлетики:
— Есть виды спорта, которые просто невозможно представить без параллельного зачета. Те же художественная гимнастика или синхронное плавание, где существуют командные выступления, групповые, куда набираются люди из разных регионов. Кто их будет финансировать, кого они будут представлять, если все вместе тренируются на базе сборной в Подмосковье? Мы общаемся с президентом федерации художественной гимнастики Ириной Винер, которая формирует свои чемпионские команды в групповых упражнениях с помощью правоприменения параллельного зачета. Иначе там просто пришлось бы забирать спортсменок из тех регионов, которые подготовили их на этапе детско-юношеских соревнований. Объективность такова, что и федерацию легкой атлетики на данный момент устраивает этот инструмент, которые отвечает целям подготовки высококлассных спортсменов и мотивации их личных тренеров. Может, в будущем он не будет устраивать никого. Посмотрим…
Ирина Винер-Усманова — президент Всероссийской федерации по художественной гимнастике:
— У нас есть девочка, которая учится в Казани, но ее никак не хотят взять в состав местной сборной. Якобы, она не здесь родилась. Это неправильно. У нас многие девочки выступают за несколько регионов в параллельном зачете. А как иначе, если родились они в одном месте, живут и тренируются в другом. К примеру, Рита Мамун родилась и живет в Москве, а учится в Санкт-Петербурге, и дает очки сборным командам этих двух городов. Также можно было бы поступить и в отношении нашей девочки, которая учится в Казани. Она уже является участницей чемпионата мира, могла бы приносить очки и своему региону и Татарстану, как член сборной страны.
Светлана Демина — тренер сборной России по стендовой стрельбе:
— У нас есть стрелковая семья — Николай Теплый и Альбина Шакирова. С Тёплым нет проблем. Он переехал в Татарстан, вслед за супругой Альбиной Шакировой, и уже три года, как выступает только за нашу республику. Что касается Шакировой, то как раз у неё есть проблемы. Был период, когда она, в свою очередь, в ранге чемпионки Европы среди юниорок, переехала к супругу, и выступала за Ростовскую область. Потом семья переехала уже в Татарстан, а вернуть Шакирову в сборную республики мы не можем. Это нонсенс! Она шесть лет выступала за южан, никаких долгов перед Ростовом нет. В Казани ей дали квартиру, Альбина родила здесь, вернулась в спорт, уже, будучи жителем Казани. К Универсиаде она готовилась у нас, заняла третье место, за которое отрапортовал Ростов, не предоставивший ей ни патронов, ни мишеней. Ни-че-го!
Расул Ишмухамедов — серебряный призер Универсиады 2013 года в составе сборной Татарстана, чемпион мира 2014 года в составе сборных Московской области и Алтайского края:
— В гребле на байдарке и каноэ хватает спортсменов, которые представляют только один регион. К примеру, Москва платит достойные зарплаты, с условием, что спортсмен будет выступать только за ее сборную. Краснодарский край обеспечивает своим спортсменам и зарплату, и премиальные за успешные выступления на соревнованиях, и питание, что вполне устраивает гребцов. Или Башкортостан, где представляют квартиры местным спортсменам и тем, кто хочет защищать цвета республики на соревнованиях. Другое дело, что таких регионов немного, и составы сборных в них не безразмерные, всем места не хватит. В результате спортсмены вынуждены «параллелить», получая зарплаты поменьше, но зато в составах сборных нескольких регионов. В этом плане Татарстан оказывается в невыгодной ситуации, когда и «параллельный» зачет отменен, и зарплаты здесь далеки от желаемых.
Сколько, на мой взгляд, хватило бы спортсмену сборной страны со званием чемпиона мира, как я сейчас? Тысяч 45, плюс премиальные за медали, если оставлять право на параллельный зачет. Или 150 тысяч в месяц, с условием выступать только за один регион. Расслабиться эта сумма точно не позволит, потому, что контракт может быть заключен только на год, и, в случае неудачного выступления в сезоне, его легко пересмотреть в сторону уменьшения суммы зарплаты. Только важно, чтобы все было оформлено документально, а не просто обговорено на словах. А то были случаи, когда стороны договаривались на сумму 30 тысяч в месяц, а зарплата, в итоге, составляла семь тыс.
Как оформляется контракт на параллельный зачет? Пишутся три экземпляра договоров между договаривающимися сторонами, и один экземпляр, который уходит в федерацию. Причем, срок заключения соглашения не так важен. К примеру, я с Мособластью просто пролонгировал соглашение в начале года, а с Алтайским краем договаривался в апреле, когда стало ясно, что в сборной Татарстана не смогу выступать. Алтай, кстати, сработал очень хорошо в плане селекции, потому, что и я, и Коровашков и Крайтор стали чемпионами мира, принеся, тем самым, много очков региону.