erid:
Сегодня «Ак Барс» матчем с «Автомобилистом» начнет новый сезон КХЛ. В межсезонье команда выиграла два турнира — в Нижнем Новгороде и Риге. Главный тренер казанской команды Зинэтула Билялетдинов в эксклюзивном интервью «БИЗНЕС Online» поделился ожиданиями от нового сезона, вспомнил Морозова и Зиновьева, а также отметил, что еще не успел познакомится со своим однофамильцем Ринатом Билялетдиновым из «Рубина».
Зинэтула Билялетдинов
«КАПИТАНОМ СВИТОВА ВЫБРАЛА КОМАНДА»
— Зинэтула Хайдарович, считанные часы остаются до старта чемпионата. В каком состоянии команда к нему подходит? Подведите итоги предсезонных сборов…
— Я доволен тем, как мы поработали летом. В первую очередь, это сбор в Финляндии, где мы занимались десять дней, и где ребята проделали очень большой объем работы. Тренировались по три раза в день — и на льду, и на земле. Можно было видеть, кто с каким желанием работал. Мне это понравилось. Потом приехали в Казань, порядка четырех дней проработали здесь, а затем поехали на турнир в Нижний Новгород. Было интересно посмотреть, как ребята выполняли тренерские задания, как это всё будет выглядеть в новом сезоне. Матчи показали, над чем нам еще нужно работать. Две домашние товарищеские игры с «Магниткой» были тяжелыми, потому что соперник был очень хорошо готов. Заключительный турнир, который мы провели в Риге, заставил нас задуматься о некоторых игровых моментах, поменять кое-какие тактические детали. Ребята достаточно неплохо схватывали и выполняли наши установки. Это тоже не может не радовать.
— Почему отказались от традиционных матчей с финскими командами?
— Времени не хватило. Календаря на тот момент еще не было, составили его буквально недавно. Мы даже с Альметьевском хотели сыграть, но пришлось отказаться от этих матчей. Получается, что мы приехали 30 августа, а четвертого сентября уже чемпионат начинается. Когда играть-то?
— Легче было строить предсезонку с учетом того, что в чемпионате будет только один перерыв — на домашний этап Евротура?
— Что значит легче? Мы должны быть ко всему готовы, если нам даже календарь только за неделю до чемпионата дают.
— Может, кто-то из игроков вас удивил по ходу сборов? Тот же Артём Лукоянов, который сначала не попадал в состав, а после турнира в Риге вы его даже похвалили?
— Это зависит от того, чего хочет сам Лукоянов. Если ты хочешь попасть в состав, значит, должен решать определенные задачи. Каждый игрок должен бороться за свое место, никто ему просто так его не предоставит. Если будет соответствовать, то ради бога.
— Показалось, что в последние годы команде не хватило лидера в раздевалке…
— Давайте не будем брать эти годы, меня в команде не было.
— А если поговорить о ситуации сейчас?
— Есть лидеры. Во-первых, капитан Александр Свитов. Достойная кандидатура, тем более его выбрали сами ребята (раньше я сам капитана назначал). Здесь мне уже самому было интересно понять, кого игроки видят своими лидерами. Свитов, Никулин, Медведев, Корнеев — это те парни, которые могут повести за собой команду.
— Показалось, что решение поменять капитана, это еще и желание подстегнуть Илью Никулина, который не лучшим образом последние два года…
— Задача была — выбрать капитана. Как он к этому отнесся? Думаю, он зрелый парень, понимающий и умеющий правильно делать выводы. Никакой другой цели не было. Команда — единое целое, и она сама выбрала себе капитана.
— Как оцениваете игру Никулина на предсезонных турнирах? В последнее время кажется, что ему вообще надоел хоккей…
— Я этого не видел. Он тренировался очень хорошо, а что касается игр, то там иногда получается, а иногда — нет.
— Латвийский бизнес не отвлекает Никулина от хоккея?
— Я не знаю, какой у него бизнес.
— Говорят, микрофинансирование.
— Я не знаю.
— Не кажется ли вам, что три года назад, когда вы уходили из «Ак Барса», Никулин был более прогрессирующим хоккеистом?
— Время идет. Здесь нужно относиться к себе очень серьезно, потому что мы все не молодеем. Любой спортсмен это должен понимать. Например, Олег Петров до сорока лет играл. Всё зависит от игрока — как он себя готовит, как он относится к своей профессии.
«БАРУЛИН НЕ ПОКАЗАЛ ОЖИДАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА»
— Чувствуется, что в этом плане понимание обрел Дмитрий Обухов…
— Обухов понял, где был не прав, исправился. Сейчас играет хорошо. Думаю, ему самому приятно.
— Можно сказать, что казанская тройка Петров — Ткачев — Обухов — это находка предсезонных турниров?
— Время покажет, я не тороплюсь делать такие выводы. Многие журналисты любят этим заниматься, возносить игроков до звёзд. Только время всё покажет, сейчас лишь начало.
— «Ак Барс» в это межсезонье много набирал центрфорвардов, которых вы потом использовал на флангах. Хоккеисты сейчас должны быть универсалами — отрабатывать и в обороне, и в атаке, уметь играть на любой позиции?
— Любой игрок должен уметь играть и в обороне, и в атаке, на то он и хоккеист. У нас, насколько я помню, в 2009 году, когда мы выиграли Кубок Гагарина, Жуков играл в обороне, и сыграл хорошо. Другой бы на его месте сказал: «Нет, не могу». Если не можешь, тогда подвинься в сторону, найдем другого. Хоккеист должен хотеть играть, и мне неважно, где он играет — справа или слева.
— Сейчас в «Ак Барсе» очень много защитников. Как им всем найти место в составе?
— У нас сейчас большое количество травм — нет Яруллина, Токранова, Захарчука. Поэтому вряд ли можно говорить, что много защитников. У нас прекрасная возможность для молодых, я их умышленно взял на сборы. Эти сборы были полезны и для нас, и для них. Дамир Мусин хорошо провел предсезонку, у него есть сейчас возможность, он и играет.
— Кажется, что вы пытаетесь разбить многолетнюю пару Никулин — Корнеев?
— Посмотрим. Я пока что ничего не пытаюсь, я стараюсь сделать так, чтобы молодые защитники играли в паре с более опытными. Чтобы они помогали друг другу, а там по ходу сезона будем смотреть.
— Есть ли сейчас в «Ак Барсе» тренерский совет? Если есть, кто в него входит?
— Прежде всего, туда входят капитаны. Это люди, которые давно уже в команде — её костяк.
— Почему у Барулина не получилось в «Ак Барсе»?
— Мне сложно сказать, что там было. То, что Барулин не показал того результата, которого от него ожидали, думаю, все понимают. И он сам это понимал. Думаю, у него самого было желание покинуть команду. Бывает так, что игрок долгое время засыпает в команде, а потом уходит в другой клуб и начинает играть на новом уровне. Это спорт, тут всякое бывает.
«ЧЕГО ВЫ ХОТИТЕ ОТ ГАРИПОВА? ОН ТОЛЬКО ОДИН ХОРОШИЙ СЕЗОН ПРОВЕЛ»
— Иногда кажется, что вы немного не доверяете российским вратарям…
— Я об этом не думал никогда.
— Гарипов прошлый сезон провел отлично, все были уверенны, что в этом сезоне Эмиль станет железным первым номером, но тут подписали Нильссона…
— Чтобы быть первым номером, нужно быть первым номером. Любой спортсмен должен доказывать свою состоятельность. У одного хоккеиста карьера может идти быстро, а другого медленно, но, в итоге, если у него хватит терпения, он придет к тому, к чему стремится.
— По предсезонным играм показалось, что Гарипов психологически еще не готов быть первым номером…
— Возможно. А чего вы от него хотите? Он только один сезон хороший провел.
— Мы хотим, чтобы везде были свои…
— Я тоже хочу этого. Я не случайно приглашаю молодых игроков, если есть такая возможность.
— Долго ли обсуждалось решение перевести молодежный клуб «Барс» в ВХЛ? Каково ваше мнение по этому поводу?
— Я считаю, это неплохое направление. Есть возможность дать шанс молодым ребятам и посмотреть, смогут они или не смогут. Им однозначно будет тяжело. Они будут много проигрывать, но либо мы из этих ребят сможем что-либо получить, либо же через год мы с ними вынуждены будем расстаться. Раньше, если они уезжали в другие команды, нам постоянно болельщики предъявляли по этому поводу. Теперь пусть они доказывают свою состоятельность уже здесь, в Казани. Проявит себя — молодец, а если нет, то, увы…
— Почему сделали ставку на Всеволода Елфимова — все-таки у него перерыв был в тренерской работе?
— Считаю, в этот период должен работать именно он. Елфимов — тот человек, который может сработать на данном этапе времени. В тренерский штаб также входит Михаил Сарматин, поэтому там есть и молодость, и опыт. Эти люди на данном этапе должны сработать.
— А почему Сергея Лопушанского не оставили в структуре клуба?
— Я не знаю, что по Лопушанскому было.
«ТРОЙКА ЗАРИПОВ — ЗИНОВЬЕВ — МОРОЗОВ БЫЛА ШИКАРНОЙ»
— С кем любопытнее всего будет встретиться?
— Я всегда говорил и говорю, что от любой команды можно ожидать всего. Поэтому, нужно готовиться к каждой команде.
— Алексей Морозов завершил карьеру. Почему в свое время «Ак Барс» решил расстаться с ним?
— Давайте не будем затрагивать эту тему, потому что, я повторюсь, меня в это время в клубе не было. Что касается завершения карьеры Морозова, то, значит, он принял такое решение. Это его личное решение, а какие-либо подробности, наверное, только он может рассказать.
— Сергей Зиновьев сейчас остался без клуба. Если перемотать время назад, что тогда произошло?
— Я не любитель возвращаться назад. Сейчас уже другая команда и другие люди, давайте поговорим лучше об этом.
— Вы — человек отходчивый. С Ковальчуком, к примеру, конфликт оказался исчерпан…
— А какой конфликт? Кто об этом говорил? Вы что-то знаете?
— Ковальчук сам говорил, что никогда не будет играть в команде Билялетдинова…
— Это его право. А какой конфликт-то? А я, к примеру, не хочу видеть в команде Петрова, Иванова или Сидорова. И что? Почему вы сразу это превращаете в конфликт? Если мне какой-то игрок не нравится, это не означает, что у нас с ним конфликт.
— Почему, на ваш взгляд, Зиновьев, уйдя из «Ак Барса», не смог вернуться на тот уровень, который был в вашей команде?
— Это, наверное, вопрос к нему. Значит, он что-то делал другое.
— Хотели, чтобы сейчас у вас был игрок уровня Морозова?
— Тройка Зарипов — Зиновьев — Морозов была вообще шикарной. Это были хорошие игроки.
— В России есть центральные форварды такого уровня? Именно в России, потому что понятно, что в НХЛ есть Малкин, Дацюк…
— Сложно найти.
— У Владимира Ткачева большой потенциал…
— Ткачев еще молодой, вы не торопитесь. Я хочу, чтобы он играл. Всё будет зависеть от него, как он будет работать, развиваться, какие перед собой поставит цели.
«ПРЕССА? Я НЕ ЧИТАЮ ЭТОТ МУСОР»
— Говорили, что вы хотели видеть Шипачева в команде…
— Я такого никогда не говорил, я от вас сейчас это впервые слышу. Меня это возмущает — глупости какие-то.
— Вы, по-моему, последнее время не читаете прессу?..
— Я вообще не читаю этот мусор.
— На ваш взгляд, в прессе вообще нет аналитики?
— Знаете, если мне иногда захочется, я начинаю статью читать. А всякой чепухой я даже не хочу голову забивать. Кто-то, что-то там сказал, а я буду это читать. Зачем мне вообще думать об этом?
— Вообще было время, когда в прессе была качественная аналитика?
— Раньше писали о хоккее, а сейчас «где, чего, кто, кого». Я хотел бы читать о хоккее, об игре, как она развивалась, а не о том, у кого с кем конфликт. Понимаете разницу?
— Сейчас публика такая…
— Это уже другой вопрос. Мне это не нравится читать.
— Не общались еще с Ринатом Билялетдиновым?
— Нет, не было такой возможности. У нас обоих нет пока времени. Может, в дальнейшем будет такая возможность.
«ЛЮБЛЮ МОЩНЫХ НАПАДАЮЩИХ»
— Какие качества Кирилла Петрова можно развить для того, чтобы он стал игроком топ-уровня и закрепился в сборной?
— Он должен больше работать над собой, трудиться больше, стать более целеустремленным.
— То есть вы тоже замечаете, что он не полностью себя отдает хоккею?
— Я не буду конкретно говорить. Ему надо больше работать.
— В этом плане, наверное, Евгения Медведева можно в пример поставить…
— Отличный пример. Взрослый игрок должен относиться к себе намного серьезнее, нежели молодой. Потому что, если у молодого еще будет время что-то исправить, то у возрастного — нет.
— В прошлом году игроков штрафовали за использование телефона в день игры. Остались ли такие штрафы сейчас?
— Настоящий профессионал не должен перед игрой кому-то звонить, он должен быть сфокусирован на игре. Эти вещи отвлекают человека от хоккея. Это нормально, я еще в «Динамо» запрещал все эти вещи.
— Как будут распределены обязанности в тренерском штабе?
— Два тренера отвечают за игру в меньшинстве и в большинстве, подготовку к матчу, помимо общей работы.
— Почему решили расстаться с Александром Барковым?
— Я не могу всех оставить.
— Как этим летом проходила селекция в клубе?
— Я больше сам ездил, смотрел. Возможности были, но, к сожалению, мы не смогли взять всех, кого хотели. Появилась возможность взять Оскара Мёллера, мы и взяли. В то же время просматривали Джимми Эрикссона, но Питер нас опередил. Мне тут говорили, что я собрал в команде маленьких игроков, а где взять больших? Я сам люблю больших, мощных нападающих.
— Для тренера Билялетдинова что дала работа в НХЛ?
— Много. Это моя школа хоккея, где я получил основные знания, тонкости игры.
— Можно сказать, что специализация звеньев у вас идет оттуда?
— Тут уже нельзя так сказать. В НХЛ я заложил это, а дальше идет развитие. В НХЛ очень много интересного можно увидеть.