комментарии 0 в закладки

«Этот год мы закончим дистанционно». Как Поволжская академия спорта полностью ушла в интернет

erid:

В вузе апгрейдили платформу Moodle и вступили в переговоры с Zoom.

С почти невыполнимой задачей – перевести крупнейший спортивный вуз полностью на удалённый формат – справились в Поволжской академии спорта и туризма. В вузе задействовали уже проработанную систему онлайн-пар и разработали механизм удалённой сессии, благодаря которому преподаватели смогут проконтролировать даже самых хитрых студентов.

Таким образом, три с лишним тысячи студентов продолжают учёбу, а ещё по меньшей мере тысяча готовятся к поступлению в вуз: база для удалённого приёма документов у академии тоже есть.

1726 АБИТУРИЕНТОВ УЖЕ ГОТОВЫ ПОДАТЬ ДОКУМЕНТЫ

Уже третий месяц крупнейший спортивный вуз в Поволжье функционирует за пределами своего корпуса в Казани. Если до пандемии дистанционно учились в основном ведущие спортсмены, которые отсутствовали из-за сборов или турниров, то сейчас дистанционно учатся абсолютно все. «Проблемы уйти в удаленный формат для нас не было, – рассказал в интервью «БИЗНЕС Online» ректоракадемии Юсуп Якубов. – Он присутствовал у нас до этого, есть сейчас и будет после».

Ежедневно по итогам дня ректор получает информацию по посещаемости. Во время самоизоляции на каждом факультете зафиксирован рост на 10 - 15%, а общая посещаемость занятий в академии составила солидные 80 – 85%. «Такая явка показывает, что наши студенты уже более-менее привыкли к удаленной работе, – прокомментировал он. – Это также подтверждают результаты проведенного нами анкетирования».

Юсуп Якубов / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


В апреле академия провела опрос среди студентов (всего их 3 348) по поводу дистанционного обучения (далее в тексте – ДО). 80% оценили систему положительно, 13% – удовлетворительно, и только 7% указали на явные недочеты. На вопрос, в какой степени вы хотите видеть элементы ДО в образовательной программе дальше, 16% ответили, что хотели бы полностью перейти на дистанционный формат. Их желание материализовалось, по крайней мере, до старта следующего семестра.

«Год мы вынуждены заканчивать дистанционно, – предупредил Якубов. –  Речь идет не только о сессии, но и о приемной кампании».

Летом академии предстоит выдержать планку по набору тысячи студентов. Ее в вузе собираются взять уже в третий раз. Для абитуриентов заготовлено сразу 738 бюджетных мест и специальная система по приему документов онлайн. «У нас уже есть опыт удаленной приемной кампании в прошлом году, – сообщил ректор. – Система использовалась нами в течение года, чтобы сформировать базу данных абитуриентов. Только на сегодняшний день у нас зарегистрированы 1 726 желающих поступить в вуз».

Поволжская академия спорта / фото: Василий Иванов, БИЗНЕС Online


Если с приемом документов все ясно уже сейчас, то по предстоящим испытаниям есть ещё вопросы. Прежде всего это сроки проведения ЕГЭ. Для абитуриентов всех спортивных профилей обучения в академии – это биология и русский язык. Также намечен третий экзамен, уже от самой академии, который сдают не в аудиториях, а на спортивных площадках. Перевести в онлайн-режим его невозможно.

«Скорее всего, мы выстроим балльную систему, – поделился планами Якубов. – Она будет основана на спортивных показателях будущего студента: его спортивном звании (мастер спорта, кандидат в мастера спорта или разряд), турнирных достижениях (чемпион мира, Европы, России, региона), результатах всероссийских региональных олимпиад по физической культуре и знаках ГТО. Приём документов начнется 20 июня».

СЕССИЯ С ПОМОЩЬЮ ZOOM И MOODLE

Не менее сложный вызов, чем приемная кампания, Поволжской академии бросила сессия. Что делать с экзаменами, в которые включены спортивные нормативы? Как провести онлайн-тесты так, чтобы у студента не было возможности подсмотреть нужный ответ или списать? Через что настроить контроль преподавателя?

Ответы на большинство вопросов академия нашла благодаря заочникам. Они уже прошли сессию в удаленном формате. «Для сессии мы выделили два типа взаимодействия, – отметил проректор академии по учебной работе Алмаз Галимов. – Первый – непосредственное общение через приложение для видеозвонков между преподавателем и студентами. Второй – онлайн-тестирование, функционал которого мы вживили в систему Moodle».

Фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


Услугами Moodle Поволжская академия пользуется с 2011-го. С момента создания вуза ректор принял решение о внедрении элементов ДО в образовательный процесс на перспективу. Это самая популярная платформа для образовательных организаций, и ее главный плюс в гибридности: к софту при необходимости можно «нарастить» новые функции, что и сделали в академии.

«Платформа позволила нам создать сложные тесты со множеством настроек, – отметил начальник управления информационных технологий академии Владимир Суетин. – Можно задать время на весь тест, на конкретные ответы, предусмотреть смену вариантов и многое другое». Например, отключить клавиатуру, чтобы ответы на тесты можно было дать исключительно мышкой. Если попутно настроить видеосвязь с преподавателем, чтобы тот мог наблюдать за движениями студентов, это исключит возможность перейти на соседнюю вкладку, включить поисковик и напечатать необходимый ответ». 

«Студент не только открывает вкладку с тестом, но и включает видеотрансляцию, чтобы преподаватель наблюдал за его действиями, – описал процесс Галимов. – Также он ограничен лимитом по времени».

Сейчас, сообщил Суетин, Поволжская академия ведет переговоры с Zoom о приобретении образовательного аккаунта. В дальнейшем его планируется интегрировать с Moodle. Таким образом приложения будут работать синхронно, что упростит процесс для студентов и преподавателей.

Фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


СТУДЕНТЫ ЖАЛУЮТСЯ НА БОЛЬШОЙ ОБЪЕМ «ДОМАШКИ»

Нетрудно догадаться, что с такой нагрузкой, как сейчас, серверы академии никогда не сталкивались. Чтобы выдержать испытание, техническим специалистам пришлось увеличивать их дисковое пространство. По мнению Суетина, система все-таки прошла проверку. «Сейчас задержек в ее работе не наблюдается. Мы ведем постоянный мониторинг, чтобы своевременно реагировать в случае необходимости», – отметил он.

Если с технической точки зрения мало что требует доработки, то содержательных пробелов, признают в академии, избежать не удалось. «Качество образования в домашних условиях немного снизилось, – сказал Галимов. – Но не из-за того, что дистанционное обучение само по себе хуже обычного. Просто многие отнеслись к нему слишком буквально и не учли специфику перевода учебных программ в онлайн».

Этим, считает проректор, вызваны многочисленные жалобы студентов – не только в Поволжской академии, но и в целом по стране – об увеличившемся объеме домашней работы. «На самом деле объем не изменился, – отметил он. – Просто преподаватели не могут дать тот же объем материала за время онлайн-занятия. Все остатки уходят на домашнюю работу».

Как считает Галимов, в новых условиях задача преподавателя меняется: он должен быть не столько педагогом, сколько модератором учебного процесса. В океане информации нужно направлять студентов, указывать на сторонние источники, советовать ресурсы – и тем самым учитывать все особенности ДО.

Фото: Ирина Ерохина, БИЗНЕС Online


СПОРТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПЕРЕШЛИ НА ОСЕНЬ

Много предметов в Поволжской академии связано с практикой. Всего под руководством вуза 7 спортивных объектов, и все они приостановили свою работу еще в марте. В привычном формате занятия не проводятся и получать оценки за выполнение нормативов студентам, по сути, негде. 

Решили эту проблему в академии так: все практические дисциплины переместили на первый семестр следующего учебного года, забрав оттуда теоретические. «Вместо того, чтобы обучать студента в зале ведению мяча, мы просим его подготовить анализ на основе работы с источниками, – объяснил Галимов. – То есть, спортивные занятия переводятся в методические. Когда обстановка нормализуется, мы внедрим в программу больше практических дисциплин».

В такой ситуации повышается значимость вербальных навыков преподавателей. Любовь Ботова, в чей профиль входят художественная и спортивная гимнастики, фигурное катание и акробатический рок-н-ролл, привела в разговоре с нашим изданием такой пример: «У меня сейчас идет раздел хореографии у одной из групп. Вчера было занятие по основным шагам народно-характерного танца. В обычных условиях такая пара подразумевала бы огромное количество тактильного контакта. Сейчас же приходится подключать навыки коммуникации, объяснять на словах, показывать видео».

Фото: Василий Иванов, БИЗНЕС Online

Помимо пар, педагог занята проверкой выпускных работ. Их предзащита уже прошла удаленно. «Затрудняюсь ответить, сложнее или проще было работать дистанционно. С одной стороны, ушло очень много времени на организационную работу. За день до предзащиты приходилось организовывать в Zoom тестовые звонки, чтобы убедиться, работает ли связь у всех или нет. С другой стороны, появилась возможность проводить дополнительные консультации в удобное для всех время», – отметила Ботова.

Вместе с предзащитой  ушел в онлайн и День науки – популярная ежегодная межвузовская научно-практическая конференция, организатором которой традиционно становится Поволжская академия. С докладом в секциях шестого мая выступили 300 участников из разных городов России. Видеотрансляцию на вузовском ютуб-канале посмотрели более 1,2 тыс. человек.

ПОДГОТОВКА СБОРНЫХ ЗАМОРОЖЕНА

Сильнее всего самоизоляция ударила по вузу в плане подготовки сборных. А на сегодня в вузе их около 20 – от гребли до гандбола, и все они соревнуются в российских и международных студенческих турнирах.

«Если в художественной гимнастике можно выполнить ряд элементов, пусть и базовых, в помещении с высокими потолками, то, например, в акробатическом рок-н-ролле это невозможно, – сказала Ботова. – Там есть дисциплина с 16 спортсменами: даже если они все выйдут на связь через Zoom, то не смогут провести групповое занятие».

Фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


Восстанавливать тренировочный цикл придётся и в водных видах спорта, признал тренер сборной вуза по плаванию Максим Дедловский. Рекомендации по занятиям ведущим пловцам академии – членам сборной России – Александру Красных, Григорию Тарасевичу и Ирине Приходько дали в тренерском штабе сборной России: «Сейчас бассейны закрыты. Мы, конечно, организовали дистанционные занятия в ежедневном режиме, но все это рассчитано лишь на поддержку формы».

«Мы все сегодня оказались в непростых условиях, – констатировал Якубов. – Но я уверен, что академия – её студенты, преподаватели и сотрудники – переживут тяжелые времена и будут двигаться дальше, вопреки вызовам времени и негативным обстоятельствам».

Фото на превью: Василий Иванов, БИЗНЕС Online

Артур Валеев
Оценка текста
+
0
-